США и Евросоюз недовольны позицией грузинских властей по отношению к ситуации на Украине и санкционному давлению на Россию. Именно с этим связаны заявления главы европейской дипломатии Жозепа Борреля о том, что Тбилиси не справляется с реформами в судебной системе и государственном управлении, есть проблемы с правами человека, считает политолог Николай Трапш. Эти заявления Боррель сделал во время ежегодного доклада о ходе реализации Грузией соглашения об ассоциации с ЕС.
Евросоюз ранее выдвинул Грузии 12 условий для получения статуса кандидата. Помимо реформ, практически во всех сферах, от страны, от Тбилиси, требуют преодоления политической поляризации и обеспечения сотрудничества политических партий, деолигархизации.
"Здесь объяснение очень простое – грузинское руководство заняло не вполне традиционную для всех младших партнеров ЕС позицию применительно к украинскому кризису и антироссийским санкциям. Естественно, что это вызывает раздражение у структур ЕС и уж тем более Украины, которая традиционно рассчитывает, что Грузия и в информационном поле, и в геополитическом будет оказывать всемерную поддержку", – считает Трапш.
По его словам, от нынешнего кризиса грузинское руководство находится только в выигрыше в связи с притоком людей и отчасти капиталов из России, и в связи с использованием статуса серой транзитной зоны в условиях санкций.
"Поэтому иногда прорываются у грузинского руководства и представителей грузинского гражданского общества заявления, которые не совсем укладываются в такой правильный, с точки зрения Евросоюза и Украины, тренд. Естественно, недовольство у европейских и украинских партнеров накапливается и периодически выливается в такие жесткие заявления", – отметил политолог.
Он заметил, что критерии, которые определяют членство в ЕС, достаточно четкие, в то время как дорожные карты, политика членства и возможного сотрудничества по включению в список перспективных членов-партнеров – понятия размытые, что дает возможность Евросоюзу умело манипулировать критериями, которые он сам по ходу и выдумывает.
"С помощью этих критериев ЕС оказывает давление на государства, чтобы скорректировать их политический курс. Ясно, что политический курс Грузии, по крайней мере тот, который проводится сейчас в условиях беспрецедентной консолидации Запада, Евросоюз, конечно, не устраивает. Поэтому в Грузии тут же найдутся нарушения прав человека, ущемление свободы и демократии, и уже тем более грузинская судебная система будет представляться, как крайне неэффективная, коррумпированная и несвободная. Это универсальные инструменты", – считает Трапш.
На самом деле, отметил он, нет оснований считать, что судебная или правовая система Грузии хуже, чем украинская, поэтому в данном случае речь идет о манипулировании критериями в интересах текущей политики.
Недовольства звучат и из офиса Зеленского. На днях советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк в эфире телеканала "Мтавари архи" выдвинул ультиматум: представители Тбилиси должны сменить тон — поддержать санкции, закрыть въезд для россиян, прекратить торговые связи с Москвой. Трапш уверен, что Грузия однозначно на такое не пойдет, если не будет прямого указания от главного партнера в лице США.
"А такого указания не будет. То есть, Грузия от проамериканского курса никуда не отклоняется и не отклонится, потому что у нее есть проблемы, которые она без США и партнеров не решит. А что касается санкций и участия в давлении на Россию, то мы наблюдаем, что США является первым в ряду государств, которое санкции определяет, и само их потом удачно обходит. Поэтому они не видят смысла давить на Грузию, чтобы она осуществляла более жесткие действия по отношению к РФ", – сказал политолог.
Тем более, отметил он, Грузия, как и страны Прибалтики, это заповедник для разного рода оппозиционных к нынешней власти РФ людей, которые туда переезжают.
"И в этом смысле нет необходимости закрывать границы, иначе получится, что ущемляются свободы этих людей – их не хотят принимать в США или ЕС, а Грузия для этого прекрасно подходит. Поэтому Грузии дадут возможность быть серой зоной, а грузинские власти с удовольствием эту роль примут, потому что она им экономически выгодна", – сказал Трапш.
Он также считает, что нынешнее грузинское руководство далеко от даже политической эскалации конфликтов с Южной Осетией и Абхазией, не говоря уже о военной, в силу просто рационального взгляда на вещи. Политолог отметил, что в Грузии понимают, что по сравнению с 2008 годом, военная мощь РФ многократно возросла, и если есть риск повторения Пятидневной войны, то только с гораздо более быстрым и более плачевным результатом для Грузии.
"К тому же любая политическая эскалация может существенно осложнить очень хороший и приятный для Грузии статус транзитного центра, который она избрала, не включаясь в санкционный режим. Можно, конечно, выступать с какими угодно заявлениями, но они не принесут никаких экономических дивидендов, тем более что нынешнее руководство в большей степени уповает на мягкую силу, политику вовлечения, и здесь у них сейчас прекрасный полигон, который они вряд ли захотят портить", – добавил он.