Для благочинного церквей Аланской епархии отца Иакова (Хетагурова) несколько дней войны в августе 2008 года слились в одну сплошную череду страшных событий.
Священнослужитель рассказывает, что все произошедшее до и после начала бомбардировки Цхинвала стерлось из памяти, а Пятидневная война зияет в сознании одним мрачным пятном.
"7 августа было очень жарко, в храме было крещение. Слышно было, как вдалеке грохочет, но мы, привыкшие к этому, вечером разошлись по домам", — говорит отец Иаков.
Когда в полночь грузинские войска обрушили на Цхинвал град снарядов и авиабомб, священнослужитель вместе с соседями спустился в подъезд — подвала в многоэтажке не было.
"У соседки муж был на передовой, а дома осталась рация. Так получилось, что мы слышали все, что происходило в эти дни в республике. В какой-то момент поняли — все серьезно... Громыхало так, что нас подбрасывало сантиметров на 40 от пола", — вспоминает он.
Дом, где жил отец Иаков с семьей, загорелся, в квартиру Хетагуровых попал снаряд, единственное, что смог спасти от огня священник – предметы для крещения и старинную икону. Квартира вместе с домом сгорела дотла (позже там возвели современный пятиэтажный дом).
С усилением обстрелов все укрылись в котельной — 15 взрослых и два ребенка.
"Я собрал все свои церковные вещи: требник, крест, икону, словом, все для крещения. Священник, как и военный, всегда должен быть готовым к выполнению своей задачи. С нами была русская икона XIX века, которую я взял из храма, чтобы почистить от копоти. В подвале я обратил внимание на ее название "От бед страж", то есть "оградительная от бед". Это укрепило нас, появилась надежда", — вспоминает священнослужитель.
Он, не прекращая, отслужил молебен старинной иконе, молитва помогала избежать паники в котельной, скрепляла дух.
"Рация нам давала информацию. Как в прямом эфире видели, как разворачивается война в нашем городе. Слышали, как с Присской высоты докладывали, что трасса в сторону Грузии полна машин — конца-краю не видно. Говорили, что в три ряда стоит техника — это определялось по свету фар. А еще по рации передавали, что со стороны села Хетагурово в город спускается бронетехника врага, что наши парни пытаются их перехватить. Мы узнали, что у хлебозавода идут бои – наши оборонялись, а колонна двигалась в сторону улицы Героев", — вспоминает отец Иаков.
Вскоре они услышали, а потом и увидели, как грузинская техника движется вверх по улице Октябрьская, а над городом появились штурмовики.
"Мы понимали, что после штурмовиков должна явиться пехота. Мы знаем, как они проводят зачистку. Чтобы не рисковать своей жизнью, кидают гранаты в подвал", — сказал священнослужитель.
В эти страшные для Южной Осетии дни отец Иаков не раз становился свидетелем чудесных явлений. Он понимал, что Бог не может их оставить, и гадал, каким же образом будет спасен народ.
"Опытные военные мне когда-то рассказывали, что если враг взял город, то отбить его практически невозможно. Я понимаю, что если грузины в городе, то они его больше не отдадут. И между тем размышлял: Бог может все, но как в данном случае он нам поможет? Я не видел механизма, а вот у Бога, как говорится, проблем не бывает. Вскоре в подвал забежали ребята, которые рассказали, что с привокзальной площади грузины разворачиваются и отступают. Вот тогда я понял, как проявилось чудо — Господь их развернул", — рассказал он.
Отец Иаков вспоминает, как числа девятого сосед нашел машину, на которой можно было вывезти жену и сына.
"Машина была двухместная, и Аза (жена соседа), кроме своего сына, посадила туда вторым пассажиром моего сына. Разве не чудо, когда в такие минуты человек проявляет божественное предназначение. Она понимала, что, скорее всего, нас всех убьют, но когда детей вывезли, нам стало легче. Этот подвиг человека я никогда не забуду", — говорит священнослужитель.
На этом чудеса не закончились, отец Иаков рассказывает, что многие видели лик Девы Марии, которая держала на руках Христа-младенца. Позже в храме Пресвятой Богородицы в Цхинвале появилась новая икона — "Цхинвальская защитница".
"Я хочу сказать, что в грузинских СМИ эта информация тоже была. Они (грузины) рассказывали, что тоже видели Деву Марию, и поняли, что город не возьмут. А еще ребята, которые корректировали огонь с Присской высоты, рассказывали, что город был покрыт белым покровом. Говорят, что это был дым, но дым от пожара – черный. Пелена мешала бить по городу... Все в руках Божьих! Мы можем сказать, что это был покров Богородицы. Тем более в городе и вокруг него основные храмы Божией Матери, она наша покровительница", — говорит благочинный.
В эту ночь отец Иаков крестил людей в подвале, имея в распоряжении только чашку с водой. Он рассказывает, что массовые крещения проходили как до начала войны, так и после.
"Бог дает нам возможность исправиться, быть верными чадами. Ведь рассчитывали враги на тотальное истребление, их операция так и называлась — "Чистое поле". Но на грузинском языке получается двоякий перевод слова "чистое". Его можно перевести как "чисто", так и "святое". Они хотели "чистое поле", а получили святое", — заключил священник.