Не стало полковника Алексея Никитича Вострикова. Человека, которого в Южной Осетии знает почти каждый. Востриков – легендарный командир вертолетного полка, служивший в Южной Осетии в начале 90-х годов, в разгар грузино-осетинского конфликта.
Печальная весть пришла накануне из Краснодара. Легендарного комполка не стало на 71-м году жизни, он скончался после продолжительной болезни.
Вострикова командировали в Южную Осетию в 1990 году, он взял под начало 292-й отдельный вертолетный полк, который ранее базировался в Афганистане. Как признавался сам комполка, ему не раз приходилось нарушать приказ "никуда не лезть, никуда не вмешиваться, пусть разбираются сами как хотят".
"Он вселял надежду"
Тем, кто его знал, Алексей Никитич запомнился как истинный офицер, человек чести и человек слова. С ним много лет дружил и.о. министра иностранных дел республики Дмитрий Медоев.
"В те тяжелые годы, когда фашистский режим Гамсахурдиа напал на Южную Осетию, была блокада, голод, холод, постоянные обстрелы. Не на кого было надеяться и рассчитывать, потому что и Советский Союз распался. Мы остались один на один с врагом. В этих условиях здесь были расквартированы два полка – саперный и вертолетный, которым командовал Алексей Никитич. Это был замечательный человек, настоящий офицер, для которого слова честь, совесть, порядочность, чувство дружбы – были не просто слова, а его образ жизни", – рассказал Медоев.
Он отметил, что в те тяжелые годы Алексей Востриков спас жизни сотням граждан Южной Осетии. По словам Медоева, если бы не та гуманитарная помощь, которая доставлялась через Главный Кавказский хребет вертолетами, если бы они не перевозили раненых, то осетинскому народу было бы вдвойне тяжелее.
"Он вселял надежду, и народ его очень любил. Его имя до сих пор на устах людей, особенно старшего поколения, которые его знали, видели его поступки. Им двигала офицерская честь, чисто человеческое отношение. Он видел, что осетинский народ подвергается агрессии, и он, как честный человек и честный офицер, не мог оставаться в стороне, имея возможности содействовать, чтобы спасти людей", – сказал министр.
Дмитрий Николаевич говорит, что все эти годы они поддерживали с Алексеем Никитичем дружеские отношения, в республике всегда помнили о нем. Востриков приезжал в Южную Осетию на праздники, был почетным гражданином города Цхинвал.
"Можно много говорить об этом человеке, даже не верится, что он так скоропостижно скончался. Светлое имя и память о нем навсегда сохранятся в наших сердцах", – добавил он.
"Он знал, где враг, а где друг"
Активный участник боевых действий, кавалер ордена "Уацамонга" Бала Бестауты называет Алексея Вострикова легендарной личностью.
"Он знал, где враг, а где друг. Однажды во время одного из сильных обстрелов города, он даже поднял вертолеты. Мы от радости даже залезли на крышу школы № 2 и оттуда наблюдали, как он их (грузинские вооруженные формирования - ред.) разбивал. Он был легендарной личностью, мы всегда вспоминали его с самыми теплыми пожеланиями, пьем за его здоровье. Очень жаль, что его больше нет", – говорит Бестауты.
Он считает, что имена таких людей, как Алексей Востриков, должны быть золотыми буквами вписаны в летопись Осетии.
"Это же наша история. О них должны знать", – добавил Бестауты.
"Он сыграл очень большую роль в истории Южной Осетии"
Бессменный лидер Компартии Южной Осетии Станислав Кочиев в начале 90-х возглавлял министерство информации и печати. Ему часто приходилось сотрудничать с Алексеем Никитичем, который помимо своих прямых служебных обязанностей всегда готов был помочь тем, кому его помощь была необходима.
"Это большая, ни с чем не соизмеримая потеря. Он работал с нами с самого начала боевых действий. Мы помним его как опытного, честного, волевого, отважного командира вертолетной части. Я сегодня звонил некоторым товарищам, которые тогда были во власти Южной Осетии, и все они выражают очень большое сожаление", – говорит Кочиев.
Он рассказал о том, как Востриков помогал работе министерства информации и печати.
"Мы постоянно встречались с Алексеем Никитичем. К нам приезжало большое количество журналистов, в первую войну к нам приехали порядка двух с половиной тысяч журналистов из 53 стран мира. Они ездили сюда, потому что это был один из самых серьезных конфликтов. Для них было в диковинку – как это в Советском Союзе происходит гражданская война. И Алексей Никитич помогал привозить журналистов, они возили их на позиции, хотя не обязаны были этого делать", – вспоминает Станислав Кочиев.
Он напомнил, что благодаря этой личности удалось спасти не одну человеческую жизнь – на вертолетах в Северную Осетию перевозили тяжелораненых из Южной Осетии.
"Алексей Востриков сыграл очень большую роль в истории Южной Осетии. Мы с радостью приглашали его в республику, он отмечал с нами наши памятные и праздничные дни", – добавил Кочиев.
Общественный деятель Казбек Челехсаты предложил назвать одну из столичных улиц именем легендарного командира.
"Я вношу предложение – одну из улиц в Цхинвале назвать именем Алексея Вострикова. Убежден, что он этого заслужил", – написал он на своей странице в соцсетях.
Алексей Востриков родился 26 марта 1951 года. Он окончил экстерном Сызранское военное авиационное училище, а затем Военно-воздушную академию им. Гагарина. В отставку вышел в 1999 году в звании полковника.
Удостоен звания Почетный гражданин города Цхинвал, также награжден 14 медалями, Орденом Дружбы Республики Южная Осетия и орденом "За заслуги".