Миру грозит продовольственный кризис. ООН связывает это с дефицитом зерна, однако на встрече с министром иностранных дел Турции, которая состоялась в среду, Сергей Лавров не увидел в этом катастрофы и сказал, что доля зерна, заблокированного в украинских портах, составляет менее 1% от мирового производства пшеницы и других злаковых. Так ли это на самом деле и как можно избежать глобального кризиса в интервью Sputnik рассказал промышленный эксперт, независимый эксперт по экономике, доктор экономических наук Леонид Хазанов.
– Это действительно так. Дело в том, что глобальное производство пшеницы оценивается порядка 800 миллионов тонн, а в украинских портах заблокировано порядка 20 миллионов тонн. В российских портах тоже какое-то количество зерна заблокировано, но там поменьше. Эти объемы в объемах глобального производства пшеницы довольно небольшие.
Однако надо учесть другой фактор: и Россия, и Украина играют большую роль в мировом экспорте зерна, в том числе пшеницы. Например, доля Украины оценивается порядка десяти процентов, доля России – около 15 процентов. То есть без российского и украинского зерна нашей планете будет как-то невесело. Причем не всей, а определенному региону – Евросоюзу, Азии и Африке.
Дело в том, что зерно с Украины и России традиционно поступает в ряд государств Азии и Африки – Египет, Иран, Пакистан, Турцию, Казахстан, где оно дальше распределяется. Оно может отправляться в какие-то другие страны, может использоваться на месте. Например, в Турции и Казахстане большое количество зерна из России перемалывается в муку и отправляется в Евросоюз. В Европе очень любят муку из нашего зерна, и ей без нашей муки будет очень горестно.
Та же самая ситуация будет с украинским зерном, потому что оно пользуется спросом на европейском рынке, но сейчас оно заблокировано в портах.
Ситуация складывается так, что эта блокировка произошла не по вине России, а по вине властей Украины. В силу особенности логистики, вывозить зерно с Украины в Европу выгоднее либо через Беларусь, но она под санкциями, либо через морские порты Черного моря. А власти Украины решили их заминировать, и эти 20 миллионов тонн зерна оказались заблокированы. Это действительно катастрофа для Украины. И украинские аграрии должны винить в этом правительство своей страны. Россия предлагала разминировать, вывезти зерно через свою территорию, но Киев на контакт не идет.
– То есть роль украинского зерна в мировом продовольственном кризисе достаточно высока?
– Да, потому что сейчас ситуация складывается так, что цены на зерно находятся на очень высоком уровне. Если сейчас это украинское зерно отправить на мировой рынок, цены бы, конечно, опустились.
Ужас ситуации еще и в том, что Азия и Африка очень нуждаются в зерне, там собственный урожай не покрывает потребности. В частности, власти Ирана намерены в нынешнем году существенно увеличить его закупки. А мы знаем, что недавно Индия приостановила экспорт зерна, потому что там разразилась сильнейшая засуха. Ситуация накаляется на глазах. В Африке тоже зерна не хватает, она всегда была бедным регионом, а сейчас она станет еще беднее. Там и так люди голодают.
Представьте, что голод распространится на Ближний Восток, на тот же Пакистан. Если он коснется Европы, это будет настоящий полномасштабный продовольственный кризис со всеми неприятными явлениями – очереди, борьба за продукты. Но эта проблема формировалась давно, и сейчас она стала проявляться. Связана она, кстати, не только с зерном, но и с поставками минеральных удобрений.
– Каким образом разблокировка зерна в украинских портах повлияет на продовольственную ситуацию в мире?
– Это отчасти решит проблему, но не полностью, потому что еще заблокировано зерно в российских портах. Связано это с тем, что когда против России стали вводиться санкции, международные логистические операторы стали отказываться возить вообще какие-либо товары из России на мировой рынок. Основным портом, откуда идет зерно из России, является Новороссийск, и за май экспорт зерна оттуда составил всего около 750 тысяч тонн. Это в два раза меньше, чем было в прошлом году.
Соответственно, нашего зерна на мировом рынке не хватает. Если бы наше и украинское зерно было разблокировано, можно было бы избежать продовольственного кризиса, или хотя бы отодвинуть. Потому что, повторюсь, он возможен и в связи с нехваткой минеральных удобрений на мировом рынке, крупнейшими поставщиками которых являлись Россия и Беларусь. Если до осени поставки не восстановятся до прежнего уровня, то можно точно говорить о том, что в следующем году урожаи сельхозкультур и в Европе, и в Африке, и на Ближнем Востоке будут значительно ниже. Чем ниже урожаи, тем выше цены на продукты питания и тем сильнее может быть глобальный продовольственный кризис.
– Будет ли на Украине такой же урожай зерновых, как в этом году, или можно ждать снижение урожая?
– Урожай, разумеется, снизится. Министерство аграрной политики Украины заявило, что посевные площади в этом году на 75 процентов меньше, чем в прошлом. И я допускаю, что урожай зерна в этом году будет очень низкий.
Вообще на Украине собиралось, по разным оценкам, порядка 80-100 миллионов тонн зерна, в России – свыше 130 миллионов тонн. В той ситуации, в которой оказалась Украина, мы можем констатировать, что в этом году урожай зерна упадет очень резко, а в следующем может упасть еще больше. Если урожай упадет до объемов, которые нужны непосредственно населению Украины, там будет все более или менее нормально. Но если еще ниже, придется Украине как-то помогать. Конечно, мы ей поможем, обеспечим население зерном. Но ситуация складывается пока не лучшим образом. Украине и ее сельскому хозяйству сейчас очень нелегко приходится.
– Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что всемирный продовольственный кризис уже начался, его катализатором стал не украинский кризис, а цепочка событий и ошибочных действий правительств разных стран. Как вы можете прокомментировать его высказывание? О каких ошибках руководителей разных стран идет речь?
– Ошибки действительно были допущены правительствами ряда стран. В частности, большую ошибку сделало правительство Украины, запретив импорт минеральных удобрений из России, тем самым, взвинтив цены на них.
Конечно, ошибку сделали власти Германии, которые остановили сертификацию "Северного потока - 2". В результате он не работает, а поставки природного газа для Германии и Евросоюза играют ключевую роль. Без них азотные удобрения там не произведешь.
Свою печальную роль играют действия властей Евросоюза с введением эмбарго против российской нефти и нефтепродуктов. Насколько я знаю, представители немецкого союза фермеров уже предупредили, что если эмбарго будет действовать, они не гарантируют приемлемый урожай сельхозкультур, потому что им не на что будет вспахать землю.
Российскую нефть можно заменить нефтью из Ближнего Востока, Африки и Венесуэлы, но качество ее совершенно другое. И ряд заводов в ЕС попросту не могут ее использовать без перестройки своих мощностей. А это может занять несколько лет.
Эти действия, плюс блокировка российского экспорта, и привели к тому, что глобальный продовольственный кризис приближается быстрыми темпами. Если эти ошибки исправить, мы может его избежать. Но пока ни власти США, ни власти Украины их исправлять не желают. Потому что любая остановка в этой политической игре для них как поражения. Хотя речь идет о судьбах миллионов людей.