Большой природный ресурс: что Осетия может предложить России в условиях жестких санкций

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЦХИНВАЛ, 17 мар – Sputnik. Единственный способ преодолеть товарный голод, развивающийся вследствие экономических санкций, введенных против России – это реализация программы импортозамещения, считает экономист Алексей Пухаев.
Россия 24 февраля начала военную операцию на Украине. В ответ Запад ввел против страны новые санкции. К началу марта Россия стала мировым лидером по количеству наложенных санкций. Число физических и юридических лиц, находящихся под санкциями, достигло 5530.
В интервью Sputnik экономист Алексей Пухаев рассуждает о том, какие альтернативные платежные системы могут использовать россияне, как санкции могут повлиять на развитие собственной экономики и что в этих условиях России может предложить Осетия.
Алик Пухаев
"Пока у нас есть возможность пользоваться китайской системой UnionPay, которая была не так популярна, как Visa и Mastercard, но все-таки она работает, и если вам нужно оплатить какие-то зарубежные сервисы, ресурсы, или заказать из-за рубежа товар, пока это еще возможно, то лучше пользоваться UnionPay. Если Китай не присоединится к антироссийским санкциям, то мы можем спокойно пользоваться этой системой", – сказал Пухаев.
Он отметил, что в пределах России все работает, есть карты "Мир", Visa и Mastercard, которые также действуют внутри страны, если банк не попал под санкции. В то же время, говорит Пухаев, в повседневной жизни люди пользуются большим количеством сервисов, платеж в которых часто бывает привязан к западным ресурсам, даже если сами они российские. Поэтому иной раз операции по Visa и Mastercard могут не пройти, даже если нужно оплатить что-то внутри страны.

Новое окно возможностей

Экономист обратил внимание на то, что сейчас огромное количество товаров и компаний, которые выступают дистрибьюторами, уходят с российского рынка. И единственный способ преодолеть этот товарный голод – реализовать программу импортозамещения.
"Конечно, для этого нужны кредитные ресурсы, дешевые деньги, технологии. И если, к примеру, с дешевыми деньгами мы еще можем рассчитывать на помощь государства, поскольку есть определенные резервы, то с технологиями у нас проблема", – отметил Пухаев.
В то же время, продолжил он, если говорить о каких-то простых товарных позициях, например, воде – то это очень качественный ресурс, которым обладает Осетия. Ее можно поставлять на российский рынок, если найдутся люди, которые смогут проложить этот путь.
"Недавно мне прислали фото осетинской продукции в дальних регионах, до которых она ранее не доходила. Я говорю о напитках, алкогольной продукции – и она пользуется спросом. Причем большим. Проблема может оказаться в одном – смогут ли заводы по производству той же минеральной воды нарастить объемы и провести качественную рекламную кампанию, чтобы пробиться до крупных торговых сетей в России и наладить с ними контакт", – говорит экономист.
Радио
"Залог успешной экономики РЮО в развитии местного производства" - эксперт
По его мнению, сейчас у приграничных регионов возможностей гораздо больше, нежели у регионов Центральной России, поскольку определенная группа товаров будет завозиться из других государств. И в этой связи для Южной Осетии открывается небольшое окно возможностей, потому что в таких условиях можно добиться неких преференций для югоосетинских товаров на российском рынке.
Воспользуются ли этим в Осетии, зависит не столько от технологического ресурса, сколько от человеческого, считает Пухаев.
"Есть ли у нас такие управленцы, которые способны договариваться и вести бизнес на высоком уровне?" – заметил он.
При этом он признает, что Осетия вряд ли сможет предложить какие-то сложные технологические решения, поскольку таких заводов нет, но она обладает большим природным ресурсом.
"Этот момент почему-то не учитывается, но, например, горные травы, которые мы можем, в буквальном смысле, собирать, и если пойти дальше, то выращивать, в том числе и лекарственные средства – это хороший ресурс, который мы можем предлагать. Тем более это даст огромное количество рабочих мест в селах. Потому что очень важно, чтобы травы собирались на определенной высоте в определенных природных условиях там, где сейчас проживает не так много людей. Тем более Южная Осетия реально может похвастаться хорошей экологической ситуацией. Эти травы можно распространять по всей России для изготовления различных лекарственных препаратов. Я уже не говорю о том, что их можно продавать как сборы. Они сейчас будут очень популярны", – отметил Пухаев.
Бибилов: в Южной Осетии стабильная инвестиционная погода

Туризм не может стать локомотивом всей экономики

Еще одно направление, которое в сложившихся условиях может получить новое дыхание – это туризм. Преимущественно, тематический, поскольку у Осетии нет средств развивать этот сектор в полном объеме и делать на него главную ставку, считает эксперт.
"Мы должны понимать, что никогда еще против такого крупного государства не вели такой серьезной экономической войны. И любым направлением, которое мы можем развивать, мы должны заниматься. Но к туризму у меня есть некоторые претензии. На него у нас делают иногда особый акцент, рассчитывая, что он потянет за собой всю республику. Но надо понимать, что нет ни одного успешного государства, где туризм был бы локомотивом экономики. Это ни в коем случае не означает, что туризм не надо развивать. Им надо заниматься, но для его развития нужны серьезные вложения в инфраструктуру. Я сомневаюсь, что сейчас у нас будут такие денежные ресурсы", – пояснил экономист.
Почему в Осетии турист - не гость, а гостеприимство - точно не про туризм
В то же время он отметил, что Осетия может дать России экологический туризм, когда люди создают эко-тропы, бунгало в горах. Но этот туризм, говорит Пухаев, должен быть тематическим – экологическим или этническим, чтобы люди, приезжающие в Осетию, наслаждались не только ее природой, но и получали какие-то знания, погружались в определенную тематическую среду, быт в том числе. Такой туризм, добавил он, уже зависит от конкретных людей.
"Давайте вспомним клуб "Аполлон". Это история, вокруг которой можно делать сумасшедшую кампанию, чтобы люди хотели присоединяться к их походам. Но опять же, проблема в человеческом ресурсе. Если будут люди, которые вокруг себя могут генерировать какую-то среду, контент вовне, возможно, мы сможем на этом зарабатывать. Если те же тысячу человек, которые будут приезжать в Южную Осетию, может быть, не принесут экономике большие доходы, но в информационном плане они смогут показать республику всему миру", – сказал Пухаев.

Национальные бренды

Новые возможности открываются и для национальных брендов, одним из которых давно стали осетинские пироги.
"Таким же брендом может стать осетинский сыр. И дзыкка. Опять же, вопрос в компетенции тех людей, которые продвигают эти бренды. У нас вообще большая проблема с самопрезентацией. Нужны люди, которые способны создавать информационное поле, генерировать его вокруг любого продукта", – отметил экономист.