Диана Козаева, Sputnik
Богдан – самый юный гость Южной Осетии из Донецкой Народной Республики. Свой первый день рождения малыш отметил за день до того, как мама и бабушки увезли его со старшей сестрой Кирой в Цхинвал.
Здесь они, как и другие беженцы из ДНР, живут в одной из столичных гостиниц. Богдан сразу завоевал все сердца и стал звездой всех репортажей СМИ. Пока другие детки шумно играют в фойе гостиницы, он тихо сидит на руках у мамы или бабушки, а потом и вовсе засыпает в коляске, которую ему подарил кто-то из местных жителей.
Сын Лиды Гордиенко Богдан
© Sputnik / Natalia Airiyan
Родители Богдана поженились в 2014 году, когда в Донбассе только началось противостояние с украинскими националистами.
"У нас есть свадебная фотография – нас снимают, и самолет летит", – говорит мама мальчика Лида Гордиенко.
Лида Гордиенко с сыном
© Sputnik / Natalia Airiyan
По ее словам, несмотря на войну, жизнь в ДНР не останавливалась, люди работали, дети учились.
"Конечно, струхнули все. Но что делать?" – говорит она.
В 2016 году у супругов родилась дочка Кира. В Цхинвале она сразу нашла общий язык с новыми друзьями, охотно общается с журналистами.
Дочь Лиды Гордиенко Кира
© Sputnik / Natalia Airiyan
Лида говорит, что весь Донбасс обрадовался признанию со стороны России – люди надеялись, что обстрелы, наконец-то, прекратятся, и они вернутся к мирной и созидательной жизни без страха за свои судьбы.
Многие, как и Лида, до последнего колебались в необходимости эвакуации.
"Мы сомневались – ехать, не ехать. Вроде как признание, и все должно быть уже спокойно. Я не хотела до последнего уезжать, а потом муж сказал, что надо. Хорошо, что уехали, потому что начались обстрелы. Ночь после нашего отъезда родственники провели уже в подвале", – рассказала она.
Женщина верит, что надо еще немного подождать, потерпеть.
"Мы знаем, что украинские военные прячутся между школ и садиков, чтобы по ним не стреляли. Но я надеюсь, что все это скоро закончится", – говорит Лида.
В ее планах еще не раз вернуться в Южную Осетию, которая приютила более 40 беженцев из ДНР.
"Приедем, обязательно, уже с мужем. Здесь мы первым делом попробовали осетинские пироги. Мне очень понравилось", – сказала она.
"Детей надо было вывозить и спасать"
Инна Чегринская приехала из Донецка с двумя детьми. Она едва сдерживает слезы, вспоминая о годах войны и рассказывая, с какой теплотой и радушием их встречали в Южной Осетии.
"Первые три года было очень тяжело, когда начали обстреливать аэропорт. Это был Киевский и Петровский районы. Мы, наверное, больше это на себе ощутили. Потом было немного легче. Донецк вздохнул, люди пошли на работу, дети в школы, садики. Можно было жить, принимать (ситуацию) так, как есть. А теперь опять начались обстрелы", – рассказывает она.
Инна Чегринская с детьми
© Sputnik / Natalia Airiyan
В Донецке у Инны остались родители. Она очень хотела вывезти маму, но пожилая женщина не выдержала бы такой дальней дороги.
"Мама у меня инвалид, она не выдержала бы такую дорогу. Да и дом родители не бросят. Но детей надо было вывозить и спасать. Там еще осталось много детей. Некоторые не успели, некоторые не захотели. Мужей позабирали в мобилизацию. Те, кто там остались, помогают друг другу, соседи держатся, но без мужчин очень тяжело, они все на войне", – говорит Инна.
Инна Чегринская
© Sputnik / Natalia Airiyan
Она признается, что не может выразить чувств от того, как их встретили в Южной Осетии.
"Очень добрые люди", – говорит она, утирая слезы.
Как и все, Инна надеется в скором времени вернуться домой, продолжить работать, растить детей, давать им образование и больше ценить жизнь.