Первый вице-спикер парламента Петр Гассиев опроверг предположения о расколе в рядах партии большинства и противостоянии с президентом. Политик подчеркнул, что открыто изложил свою позицию и причины, по которым покинул заседание сессии парламента во время обсуждения результатов работы госкомиссии по границе.
Накануне в законодательном органе страны заслушали информацию об итогах работы комиссии по делимитации и демаркации границы с Грузией. Напомним, она была создана указом президента, ему же были направлены результаты ее работы. Ранее Петр Гассиев отказался проводить сессию парламента, в повестку которой был включен этот вопрос. Покинул он и вчерашнее заседание.
В интервью радио Sputnik политик рассказал о причинах разногласий в парламенте по вопросу о границе и еще раз объяснил свою собственную позицию.
"Конечно, сказывается и предвыборная ситуация. Она у нас традиционно никогда не бывает спокойной. Я говорю это с сожалением, потому что лишний ажиотаж, лишний раскол в обществе никогда ни к чему хорошему не приводили, и уж точно не способствовали прогрессу или развитию республики. Это у нас такая национальная забава – мы всегда хотим быть недовольными президентом действующим, и срочно хотим его поменять на того, кто приведет нас к райским кущам и кисельным берегам", – заметил Гассиев.
Эта история никогда не умолкала
"Что касается ситуации с границей, то она сложилась не сейчас и даже не при нынешнем президенте. Все началось в 2009 году, когда была создана первая комиссия по делимитации и демаркации с Грузией. Конечно, в одностороннем порядке, потому что Грузия ни на какую делимитацию и демаркацию не согласна. И когда встал вопрос об охране границ, то это взяла на себя Россия, и российские пограничники встали на окраинах нашей республики, и с тех пор они стоят и защищают нас от внешних ворогов", – сказал депутат.
Он напомнил, что в 2009 году руководству России была представлена карта Южной Осетии советских времен, и именно в контурах этой самой карты и произошло признание независимости республики.
При этом, отметил Гассиев, появились множественные точки напряжения на окраинных селах, когда часть населенного пункта оставалась на территории Грузии, другая часть – на стороне Южной Осетии.
"Это вызывало недовольство местных жителей, которые зачастую не понимали, как себя вести и где они теперь находятся. Так что эта история никогда не умолкала", – сказал он.
При этом Гассиев с сожалением отметил, что результатов работы той комиссии на бумаге нет.
По его словам, в республике существует много сторонников того, чтобы признавать территорию Южной Осетии не в пределах тех границ, которые были в советское время, а по Декрету №2 об образовании югоосетинской автономии от 1922 года.
Однако как таковой карты 1922 года не существует, но есть описание границ, которым и руководствовалась созданная президентом госкомиссия.
"Та комиссия, которая была создана президентом, проделала работу – по устному описанию границ создала карту. Комиссия обратилась к компетентному агентству, которое занимается именно межеванием, занимавшейся, в том числе межеванием между Ингушетией и Северной Осетией. Разумеется, эта карта отличается от той карты, по которой Россия нас признавала. И часть депутатов, как и часть нашего общества, считает, что будет правильным признавать границы Южной Осетии в рамках Декрета от 1922 года", – сказал Гассиев.
Другое дело, продолжил он, что это не совсем укладывается в официальные схемы, потому что признание, все-таки, произошло в рамках границ, которые были в Советском Союзе.
"И здесь у меня появились вопросы. Вот закончит комиссия работать, мы определим, что некоторые части нашей территории остались в Грузии, и что мы будем делать? Мы завершим свою работу и пойдем отвоевывать свои земли? Разумеется, нет. В принципе, я согласен с тем, что мы сами для себя должны определить границы нашего государства. Опять же возьмем аналогию с Грузией, у которой есть закон, по которому она считает Южную Осетию и Абхазию своей территорией, временно оккупированной Россией. И в этом плане, почему бы нам не принять свой собственный закон, в котором мы бы определили границы, которые считаем своими, в том числе и Цнелис", – сказал политик.
Он подчеркнул, что практически по всему периметру республики есть спорные территории, которые принадлежат Южной Осетии, но на данный момент находятся под контролем грузинской стороны.
"Работа комиссии заключается не в том, чтобы немедленно пойти и отвоевывать свои земли, а в том, чтобы для себя самих закрепить это, и в условиях стремительно меняющего геополитического мира в свое время предъявить свои законные претензии на эти территории. В этом плане работа комиссии очень ценна. По крайней мере, теперь у нас есть карта, которая создана по описанию Декрета 1922 года. И это немало", – считает Гассиев.
С другой стороны, отметил он, если республика поднимает этот вопрос и решает определить современные территории Южной Осетии, то почему забывает о Казбегском районе, Тырсыгоме, Трусовском ущелье?
"Мы в свое время потеряли весь восток Южной Осетии. Я там бывал и могу точно сказать, что это исконно осетинские земли. Там кроме осетин никогда и никто не проживал. Поэтому если говорить о границах, то надо определять их так, как есть на самом деле. Мы, конечно, не будем уходить далеко в прошлое. Если мы заговорим о своих территориях ранней античности или средневековья, то еще неизвестно, чей же Крым. Это как минимум", – сказал Гассиев.
Так, по его словам, можно далеко зайти. "Особенно если вспомнить о Северном Причерноморье, Алано-вандальском государстве в Северной Африке", - с иронией добавил парламентарий.
"Я сделал все открыто"
Возвращаясь к ситуации в парламенте, вице-спикер отметил, что возникло некоторое недопонимание между членами комиссии и президентом. Он подчеркнул, что комиссия создана по указу президента, и отодвигать его или каким-то образом дистанцировать его от работы, по меньшей мере, странно.
"И здесь некоторая непоследовательность, конечно, наблюдается. На недавнем заседании комиссии было решено, что промежуточные результаты ее работы нужно отправить президенту, чтобы он с ними ознакомился. Это нормально. Весь сыр-бор начался из-за того, что часть членов комиссии захотела представить эти результаты на суд общественности через сессию парламента. На мой взгляд, ничего страшного в этом тоже нет, тем более, что там не было фактов, которые кто-то скрывает от общества. Получилось, что в результате возникшей ситуации вся Южная Осетия думает; что же такого мы скрываем от общества? Но вчера на сессии парламента этот отчет был представлен, все его посмотрели, никто от этого не умер, и госпереворота тоже не случилось и не случится никогда", – сказал он.
Парламентарий отметил, что конфликт, который произошел в парламенте между ним и спикером, произошел по одной простой причине.
"Из-за того, что по семейным обстоятельствам он не мог провести эту сессию, это было поручено сделать мне. Но в рамках тех вопросов, которые уже были определены. Результатов работы комиссии там не было. И когда в процессе подготовки сессии этот вопрос возник, часть членов комиссии захотели вынести его на сессию парламента. Я связался со своим непосредственным начальником Аланом Тадтаевым, и тот сказал, что мне поручено провести сессию в рамках повестки, которая была обозначена заранее. Я не мог провести эту сессию и попытался объяснить это своим коллегам", – рассказал Гассиев.
Накануне, продолжил он, спикер Алан Тадтаев собрал членов фракции и сказал, что вопрос все же надо вынести.
"И тут вопрос возник у меня – мне это сделать было категорически запрещено, но сегодня вопрос выносится на сессию, и в таком случае, в каком положении оказываюсь я? Мягко говоря, неудобном. И я свою точку зрения озвучил на сессии. Это не было демаршем", – подчеркнул Гассиев.
По его словам, его сразу же поспешили обвинить в противостоянии президенту, а в соцсетях развернулись бурные дискуссии.
Пользователи соцсетей вовсю в эту тему вцепились, отмечает вице-спикер.
"Последнее время у нас интернет вообще занимает все более важное и совершенно незаслуженное положение в нашей жизни. У нас сейчас миллионы всяких ботов, диванных войск, аналитиков, специалистов, почему-то в жизни они так часто не встречаются. Они, увы, выдают желаемое за действительное. Пусть это останется на их совести", - заключил он.
Гассиев добавил, что обращать внимание на "обезличенных "политиков", по меньшей мере, глупо.
"Никогда, ни одним словом я против президента не пошел. Все, что я сказал, есть в записи, ее можно послушать хоть десять раз. Единственное, что я сделал - это не захотел, чтобы меня выставляли крайним. Я сделал это открыто и без всяких закулисных вариантов", – сказал депутат.
Парламентарий также заверил, что нет никакого раскола и в рядах партии "Единая Осетия", председателем центрального комитета которой он является.
"Она мне очень дорога, и эта партия многое сделала для народа. Конечно, могла бы больше, но если сравнивать с другими партиями, то, наверное, тут сравнивать не с чем. Безусловно, в ее работе есть и минусы, как у всех, кто хоть что-то делает", – добавил он.
Любителям дешевых сенсаций вице-спикер пожелал не искать несуществующую черную кошку в темной комнате, а заняться работой на благо республики.