ЦХИНВАЛ, 7 окт – Sputnik, Диана Козаева. Грузия, в качестве дополнительного рычага давления на Россию, может использовать Анкару, чтобы, усилив турецкий фактор на Южном Кавказе, постараться изменить баланс сил в свою пользу. Такое мнение в интервью Sputnik высказал глава информационно-аналитического управления администрации президента, эксперт Юрий Вазагов, комментируя проходящие в Грузии военные учения "Eternity-2021" с участием турецких и азербайджанских военных.
Накануне МИД Южной Осетии расценил эти учения как провокационный шаг грузинского руководства с целью сознательного раскачивания ситуации в Закавказье и свидетельство того, что Тбилиси не отказался от планов вооруженной агрессии.
"Для такого заявления у нашего МИД были определенные основания, поскольку речь идет именно об отработке взаимодействия между турецкими, грузинскими и азербайджанскими подразделениями. И если вспомнить прошлогодние события в Нагорном Карабахе, то становится понятной причина подобной озабоченности", – говорит Вазагов.
По его словам, не исключено, что в Грузии сделали определенные выводы после этих событий (войны в НКР) и решили использовать в своих интересах сложившийся в регионе расклад сил.
"Другое дело, что ситуация в Нагорном Карабахе значительно отличается от сегодняшнего положения в Южной Осетии и Абхазии. Я имею в виду, прежде всего, гарантии безопасности со стороны России, наличие военных баз и некоторые другие факторы", – отметил эксперт.
По его мнению, некоторые круги в Грузии не прочь использовать нынешний характер и определенную специфику в политике турецкого лидера Реджепа Эрдогана, "который склонен к различным военным авантюрам и стремится расширять экспансию Турции в самых различных регионах". В этой связи Вазагов напомнил и о неоднократных заявлениях, что Кавказ так же лежит в орбите интересов Турции.
"Поэтому не исключено, что в качестве дополнительного рычага давления на Россию Грузия попытается использовать Анкару, чтобы, усилив турецкий фактор в регионе, постараться изменить баланс сил в свою пользу. Другое дело, к чему это может привести, окажется ли такой подход успешным для самой Грузии и не вызовет ли негативных последствий для грузинских властей? Эти вопросы остаются открытыми, и мы надеемся, что в Грузии достаточно взвешенно обдумают последствия наращивания вооружений и возможностей для будущих авантюр", – сказал Вазагов.
Он обратил внимание, что в свое время именно экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, находящийся сейчас под арестом, был главным инициатором сближения Грузии с Азербайджаном и Турцией.
"Одно время он даже носился с идеей создания конфедерации с этими странами. И "Грузинская мечта", придя к власти, первое время попыталась дистанцироваться от своих более сильных тюркоязычных соседей. Однако, по всей видимости, события прошлого года подтолкнули Тбилиси к новой фазе активности в отношениях с двумя странами", – предположил эксперт.
Вазагов поделился также мнением о том, есть ли в сегодняшнем грузинском истеблишменте политики, способные повторить "подвиги" бывшего лидера Грузии.
"Если говорить о возможных любителях повторить опыт Саакашвили, то среди официальных высокопоставленных лиц Грузии подобных деятелей на данный момент нет. По крайней мере, если исходить из их заявлений в последние годы, они пытаются демонстрировать свою склонность решить вопрос с Абхазией и Южной Осетией мирным путем. Но учения последних лет, закупка современных вооружений наводят на мысль, что в конечном итоге в Тбилиси не сбрасывают со счетов возможность решить конфликт силовыми методами", – сказал он.
Вместе с тем, считает Вазагов, большинство политиков в Грузии ясно понимают, что при нынешнем военно-политическом раскладе в регионе эта попытка обернется для Грузии еще более страшными последствиями, чем в августе 2008 года.