Диана Козаева
Коронавирус уже унес миллионы человеческих жизней по всему миру, и конца этому пока не видно. Все силы на борьбу со смертельной опасностью бросила и система здравоохранения Южной Осетии. И здесь не обходилось без проблем – дефицит медпрепаратов, коечного фонда, рабочих рук, наконец.
В последние дни в республике активно обсуждаются очереди, которые каждое утро выстраивались перед теми медучреждениями, где происходит отбор биоматериала для проведения ПЦР-тестирования на коронавирус.
В Минздраве накануне заверили, что проблема решена – люди, получающие направление на ПЦР-тест, разделены на три группы. В главном санитарном ведомстве же подчеркивают, что главное в этой работе – минимизировать количество обратившихся в приемно-сортировочный пункт, расположенный в здании старого родильного дома. То есть, оказывать медицинскую помощь на дому и там же отбирать пробы на ПЦР-диагностику, только по соответствующим показаниям, а не всем желающим.
В Югосетпотребнадзоре объясняют, что есть определенный алгоритм обследования пациента с подозрением на COVID-19, который прописан во временных методических рекомендациях по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.
При наличии определенных факторов, свидетельствующих о случае, подозрительном на COVID-19, пациентам, вне зависимости от вида оказания медпомощи, проводится комплекс клинического обследования, включающий сбор анамнеза, физикальное обследование, исследование диагностического материала, пульсоксиметрию. Далее, по его результатам решается вопрос о виде оказания помощи и объеме дополнительного обследования. Важно отметить, что диагноз устанавливается на основании клинического обследования, данных эпидемиологического анамнеза и результатов лабораторных исследований. При этом, диагноз – "подозрительный на COVID-19" и "вероятный клинически подтвержденный случай COVID-19" ставится и при невозможности проведения лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 и при наличии соответствующих клинических проявлений в сочетании с характерными изменениями в легких по данным лучевых исследований.
То есть, если даже кому-то и "не досталась" тест-система, это не должно возводиться в ранг катастрофы, так как у медицинского работника есть достаточно возможностей без ПЦР-диагностики поставить диагноз и назначить лечение.
"А гражданам, которые из праздного любопытства требуют проведения ПЦР, надо терпеливо объяснять, а не отрезать одной фразой: "Тесты закончились!". Конечно, это вызывает агрессию у граждан, зачастую необоснованную, и искажение информации, и распространение различных слухов (может быть и преднамеренно!)", – отмечают в ведомстве.
Работаем на износ
Глава Югосетпотребнадзора Марина Кочиева, в первую очередь, обращает внимание на то, что ежедневно в лаборатории ПЦР-диагностики ведомства проводится исследование большого количества проб. При этом, охват тестированием на 100 тысяч населения, рассчитанный как средний за семь дней, составляет от 350 до 427 (при норме – не менее 200 на 100 тыс. населения). То есть, лаборатория ведомства работает в усиленном режиме и количество исследований лабораторных проб в разные дни составляет от 115 до 418 проб. В среднем 250-300 проб в день.
"Ежедневно наша лаборатория ПЦР-диагностики принимает пробы из приемно-сортировочного пункта, детской поликлиники и детской больницы, РММЦ (инфекционное отделение, реанимация, приемная, почти все отделения республиканской больницы, включая неврологию, глазное отделение, кардиологию и прочие), родильный дом. Кроме того, пробы присылают из силовых ведомств, районных больниц, амбулаторий. Также обеспечиваем лабораторную диагностику для российских военнослужащих и граждан, которые выезжают на учебу, командировки, различные спортивные и культурно-массовые мероприятия. Соответственно, всем этим адресатам нами выдается определенное количество расходных материалов (пробирки и зонды для отбора биоматериала) в зависимости от потребности в этом и обоснованности", - рассказала Кочиева.
С июня прошлого года в ПЦР-лабораторию были переведены и специалисты из других структурных подразделений ведомства, которые обучались там же, на рабочем месте. На сегодняшний день, помимо специалистов ПЦР-лаборатории, там работают и сотрудники из санитарно-гигиенической, санитарно-бактериологической, паразитологической лабораторий.
По словам Кочиевой, это дало возможность обеспечить замену (в случае болезни сотрудников) и увеличение объема лабораторных исследований (при необходимости).
"С начала эпидемии Югосетпотребнадзор уже был готов выполнять соответствующие функции, возложенные на него, а именно: обеспечение лабораторной диагностики по выявлению SARS-CoV-2, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий, мониторинг за заболеваемостью и т.д.", – отметила она.
Кочиева подчеркнула, что вместе с тем, человеческий ресурс санитарного ведомства тоже не безграничен – так как его сотрудники точно так же болеют, бывают контактными в семейном очаге, при котором необходима изоляция на 14 дней.
"Плюс ненормированный рабочий день. Все это влияет на психологическое и физическое состояние наших сотрудников, которые уже работают на износ. Мы максимально усилили свою базу, но это не означает, что надо всем подряд отбирать эти пробы", – сказала она.
Пора навести порядок
Она отметила, что санитарное ведомство будет обращать внимание коллег на необходимость проведения дифференциальной диагностики в соответствии с временными методическими рекомендациями и другими нормативно-правовыми документами.
"Зачастую, в лечебных учреждениях расходные материалы уходят на тех, кому ПЦР-диагностика не показана, а когда приходит действительно больной человек, на него уже не хватает. Поэтому до направления на ПЦР-диагностику, надо собирать анамнез и четко знать, в каких случаях брать пробы, а не у всех подряд – в этом случае никаких ресурсов не хватит. Я плохо себе представляю, что бы было, если бы к началу этой пандемии у нас не было этой лаборатории", - говорит Кочиева.
Кочиева также заверила, что тест-систем и расходных материалов у ведомства достаточно. Более того, после недавней встречи с руководителем Роспотребнадзора в Москве, санитарной службе было передано дополнительное количество тест-систем на 10 тысяч исследований. В августе текущего года ведомство получило тест-системы в том же объеме.