Мурат Джиоев рассказал, о чем еще говорили на встрече с представителями ООН, ОБСЕ и ЕС

Глава югоосетинской делегации рассказал, чего ждать от предстоящих дискуссий в Женеве, как решается вопрос о судьбе пропавших без вести и почему международные посредники проявляют такой интерес к Ленингорскому району
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЦХИНВАЛ, 8 июн – Sputnik, Диана Козаева. Югоосетинская сторона на встрече с международными сопредседателями Женевских дискуссий заявила об безрезультатности и выразила недовольство тем, как идет работа над документом о неприменении силы.

Главное – безопасность: в Цхинвале обсудили повестку дня Женевских дискуссий

Югоосетинские участники Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье обсудили во вторник с представителями международных организаций повестку дня предстоящей в конце июня очередной встречи в Женеве. По традиции, за несколько недель до очередного раунда в Цхинвал прибыли сопредседатели от ООН, ОБСЕ и Евросоюза. Во вторник они встретились с главой делегации Южной Осетии, полпредом президента Муратом Джиоевым и другими ее членами.

"Работа над документом о неприменении силы идет довольно медленно, поскольку грузинская делегация проявляет неконструктивность. Поэтому мы сегодня заявили сопредседателям свое неудовлетворение тем, что так безрезультатно завершаются раунды Женевских дискуссий", – сказал журналистам полпред президента Мурат Джиоев по итогам сегодняшних встреч.

По его словам, югоосетинская сторона высказала ряд предложений, которые будут способствовать более эффективной работе очередного раунда, который пройдет в конце июня.

Безопасность у границ

На встрече с сопредседателями обстоятельно обсуждались вопросы безопасности. По словам Джиоева, международным посредникам вновь было заявлено, что присутствие грузинского поста в осетинском селе Цнелис является постоянным дестабилизирующим фактором напряженности и влияет на ситуацию по всей линии границы.

Глава КГБ о ситуации в Уиста: пограничники служат в крайне напряженном режиме

Посредников призвали использовать весь свой авторитет и дать понять грузинским властям бессмысленность нахождения этого поста и необходимость его оттуда убрать.

"Мы посетили сегодня Цънелис, увидели насколько близко от осетинского села расположен пост и как далеко он находится от грузинского Чорчана. Сопредседатели пообщались и с местными жителями, которые выразили озабоченность и беспокойство в связи с нахождением в их селе грузинского поста", – рассказал Джиоев.

Он отметил, что сельчане показали посредникам свои дома, куда они не могут попасть, рассказали, что этот пост создает угрозу их безопасности – оттуда слышатся выстрелы.

"Думаю, наши коллеги приняли эту информацию к сведению. Насколько они ее используют в своей работе с грузинской стороной, время покажет", – сказал полпред.

Внимание сопредседателей обратили и на постоянные полеты грузинских беспилотников над воздушным пространством Южной Осетии и факты нарушения границы грузинскими полицейскими.

Южная Осетия не поддается на мелкие провокации: эксперт о ситуации в районе села Уиста

"Такие случаи вызывают наше беспокойство, и напрягают в целом ситуацию вдоль границы", – отметил полпред.

О судьбе без вести пропавших

Одной из тем сегодняшней встречи стал вопрос о выяснении судьбы без вести пропавших граждан Южной Осетии. Представители ОБСЕ, по словам полпреда, вновь подтвердили, что этот вопрос постоянно у них на контроле, и встречаясь с властями Грузии они всегда его поднимают и рассчитывают, что грузинские власти предпримут усилия в этом направлении.

"Пока этот вопрос не будет решен, мы на каждой встрече будет его поднимать", – подчеркнул Джиоев.

К вопросу подключилась и Ассоциация молодых юристов Грузии, которая собирает дополнительный материал, и члены которой намерены представлять интересы родственников без вести пропавших в этом процессе.

Пустые обещания: омбудсмен Южной Осетии об участии Грузии в поиске пропавших без вести

Зачем сопредседатели едут в Ленингор?

На сегодняшней встрече представитель от ЕС Тойво Клаар сказал, что в следующий раз он и его коллеги надеются посетить Ленингорский район.

По словам Мурата Джиоева, сопредседатели традиционно проявляют повышенный интерес к этому району. Он предположил, что такой интерес связан с тем, что грузинская пропаганда с 2008 года этот вопрос постоянно педалирует, представляя так, что в этом районе какое-то особое положение.

"Мы каждый раз говорим, что Ленингорский район для нас такой же район, как и другие. Его население – такие же жители Южной Осетии, как и в остальных районах. Тем не менее, поскольку масса народа в 2008 году была выманена оттуда грузинскими властями – часть из них вернулась, часть обосновалась в Грузии – интерес к этому понятен", – сказал Джиоев.

Он напомнил, что сопредседателей не раз возили в Ленингорский район, они увидели, что там совершенно спокойная обстановка, у людей есть возможность работать, растить детей, идет благоустройство района, хотя он не пострадал во время войны.

"Нам там скрывать нечего. Будет необходимость еще раз показать им Ленингорский район, мы подумаем", – добавил он.

Зона безопасности. О чем идет речь?

Мурат Джиоев пояснил, зачем сопредседатели предлагают создать у границ Южной Осетии "зону безопасности".

Шатров: конфликт между Южной Осетией и Грузией не исчерпан, а заморожен

"Когда несколько лет назад работа над документом о неприменении силы зашла в тупик, сопредседатели предложили свой документ, который предусматривает создание "зоны безопасности" в районе границ или на одном конкретном участке. Чтобы, как они считают, люди смогли свободно там передвигаться, заниматься торговлей и прочее", – рассказал полпред.

Он отметил, что это может стать путем выхода из стагнации и к подписанию документа о неприменении силы, но начинать решать вопросы безопасности надо с конкретной точки. Для Южной Осетии такой точкой является ситуация в селе Цънелис. После решения этой проблемы можно обсуждать и другие вопросы.

"При этом нужно учитывать реальную линию прохождения границы, которую Грузия не признает. Поэтому есть разночтения в вопросе о "зоне безопасности", но мы готовы обсуждать все вопросы с учетом, повторюсь, реального прохождения границы", – сказал Джиоев.

В Южной Осетии создали госкомиссию по делимитации и демаркации границы с Грузией

Анахронизмы повестки дня

По словам полпреда, многие вопросы, обсуждаемые в Женеве, уже устарели за столько лет, и югоосетинская сторона не раз предлагала их исключить. К примеру, это касается обеспечения оросительной водой и природным газом приграничных сел.

"В свое время мы предлагали обеспечить Ленингорский район газом через Грузию. Некоторое время мы этим занимались. Власти Грузии не согласились, выставляли нам различные неприемлемые условия, в том числе покупать у низ газ за более, чем 13 рублей, в то время, как российский газ поступает к нам по цене в три раза меньше", – рассказал Джиоев.

Он отметил, что сопредседателей ознакомили с планом по газификации всей республики с помощью РФ, поэтому этот вопрос может быть снят, но он остается в повестке дня.

То же касается и вопроса беженцев, который уже несколько лет не обсуждается в Женеве, поскольку власти Грузии решили вынести его еще на одну площадку – Генассамблею ООН, где Южная Осетия не может выразить свою позицию.

Чего ждать от Женевских дискуссий?

Мурат Джиоев заверил, что Южная Осетия продолжит добиваться подписания документа о неприменении силы.

"Мы знаем свои задачи, и будем добиваться тех целей, которые перед нами ставит наше руководство на Женевских дискуссиях", – добавил он.