Конфликт "отцов и детей" не раз описывался и разбирался в художественной и педагогической литературе. Проблема конфликта поколений существует с незапамятных времен, по сути, естественным образом сопровождая становление каждого поколения. Зачастую именно этот конфликт является питательной средой для развития новых философских и культурных этапов человеческой цивилизации. Абсолютно естественным является процесс, когда молодое поколение, набравшись знаний и опыта предыдущих, встает в антагонистическую позицию к культуре и ценностям своих предшественников, как бы отталкиваясь от них для нового старта.
Классическая ситуация, когда старшие поколения воспринимают увлечения и взгляды младших с нескрываемым пренебрежением и иронией, а зачастую и агрессией – повсеместна и практически институционализирована. Если обратиться к ранним источникам, например, античным философским трактатам и перепискам, можно проследить забавную закономерность – претензии к молодым людям абсолютно тождественны современным. Вполне очевидно, что претензии к поведению, импульсивности и взглядам молодежи имеют в своей основе естественные причины, и, если не уходят в крайности, ничего плохого из себя не представляют.
В сущности, то, что при смене поколений меняются и культурные парадигмы, и предпочтения в искусстве, и отношение к политическим и философским догмам – совершенно нормально и фактически неизбежно. Можно, например, вспомнить знаменитую цитату Уинстона Черчилля, который в свойственной ему юмористической манере говорил: "Кто в молодости не был радикалом – у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором – у того нет ума".
Дело в том, что опыт, приобретенный человеком в течение жизни, события и ситуации, через которые он прошел и благодаря которым научился взаимодействовать с окружающим миром, не являются универсальными и не всегда уместны как ролевая модель для подрастающего поколения.
Конечно, когда речь идет про базовые знания и советы, которые необходимо передать детям, вроде советов, касающихся здоровья и безопасности, никто не станет оспаривать их актуальность и пользу, однако когда старшие поколения начинают с высоты своего опыта критиковать вкусы, увлечения и жизненные принципы новых поколений – конфликт неизбежен.
С одной стороны, можно понять родителей и небезразличных людей, которые беспокоясь о детях и молодежи, пытаются, транслируя свой опыт, донести до подрастающего поколения свои знания и стандартные для них паттерны поведения. Но когда подобные благие начинания перерастают в токсичные попытки навязать свое мировосприятие и "систему координат", молодежь естественным образом начинает этому противиться, иногда ввиду свойственной молодежи импульсивности, переходя в этом антагонизме разумные рамки.
В наше время проблема конфликта поколений приобретает еще большую остроту и разнообразие, ведь на наш век пришлась беспрецедентная смена технологических и культурных парадигм. Сама модель коммуникации и социального взаимодействия, в которой жили старшие поколения, практически полностью утратила актуальность. По сути, все мы являемся свидетелями становления нового поколения, выросшего в цифровом мире, где принципы общения, образования и карьерного роста имеют совершенно другую структуру и темп. Помимо этого, темпы смены трендов и актуальной повестки в XXI веке настолько ускорились, что конфликты и недопонимание в сфере культуры и социальных паттернов зачастую происходят между людьми, чья разница в возрасте может не превышать и пяти лет. О чем же тогда говорить, если разница эта составляет 20 и более лет?
Конечно, никакие педагогические советы и психологические лекции не искоренят конфликт, который является естественным спутником взросления. Никогда родители не перестанут беспокоиться о судьбе и будущем своих детей, никогда, даже если очень захочется, человек, выросший на классической музыке или советской эстраде, не полюбит популярную у современной молодежи музыку. Смеха ради можете зайти в какой-нибудь TikTok и посмотреть на то, какой контент популярен сейчас у молодежи и насколько негармонично выглядят люди старшего поколения, пытающиеся этим трендам следовать. А что касается подрастающего поколения, они, в свою очередь, едва ли в какой-то прекрасный день ни с того ни с сего откажутся от своего жизненного "поиска" в пользу хорошо проверенных "граблей" своих родителей. Так просто не бывает. А если и рассматривать какие-то редкие исключения из этих правил – чаще всего, на долгой дистанции это ни к чему хорошему не приводит.
В сухом остатке, единственные факторы, которые если и не разрешают конфликты между поколениями, то хотя бы их сглаживают – это время и общение. В сущности, для создания хоть какого-то подобия взаимопонимания между поколениями, обществу нужен диалог, в ходе которого, при должном взаимоуважении, люди смогли бы найти в себе силы осознать, что у обеих сторон конфликта существует своя правда, которая, даже если и является иллюзией, должна рассматриваться со всей деликатностью и уважением. Как говорилось выше, конфликты поколений, вероятно, неизбежны и неискоренимы, но в наших силах перевести их в плоскость уважительных дискуссий и споров, а не жесткого противостояния. Ведь если хорошенько задуматься, в этих "войнах" не может быть победителей и проигравших, потому как поколения, конфликтующие между собой, на самом деле, словно мифический змей Уроборос, "кусают за хвост" самих себя.