В Южной Осетии по состоянию на утро вторника выявлено почти три тысячи заболевших коронавирусом, более 2,1 тысячи из них уже выздоровели. Заболевших лечат в основном амбулаторно - под наблюдением медиков находятся 870 человек. Пациентов с тяжелой и средней тяжестью течения болезни госпитализируют в "красные зоны" республиканского многопрофильного медцентра (РММЦ) в Цхинвале. О ситуации с коронавирусом в республике, работе системы здравоохранения в нынешних непростых условиях, обеспечении медучреждений всем необходимым для борьбы с опасной и малоизученной инфекцией в интервью Sputnik рассказал и.о. министра здравоохранения Южной Осетии Георгий Тотчиев.
- Расскажите, пожалуйста, о ситуации с коронавирусной инфекцией в Южной Осетии. Можно ли говорить о выходе на плато?
- На сегодняшний день мы констатируем относительно стабильный показатель по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, при этом, относимся с пониманием к факту ожидаемого эпидемиологического подъема по ОРВИ в течение ближайшего месяца.
Ежегодный сезонный подъем заболеваемости ОРВИ в условиях пандемии может серьезным образом сказаться на здоровье наших граждан. В связи с чем обращаюсь к населению республики с настоятельной просьбой соблюдения ограничений, требуемых для снижения риска инфицирования.
- Как справляется с пандемией система здравоохранения республики?
- В настоящее время необходимые для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией лекарственные препараты имеются в наличии. Создан даже небольшой резерв лекарственных средств. При этом стоит понимать, что этот резерв требует постоянного пополнения ввиду интенсивного расхода лекарственных препаратов, средств индивидуальной защиты и расходных материалов.
В условиях пандемии одной из главных задач министерства является обеспечение бесперебойного функционирования системы здравоохранения, и минимизирование рисков, связанных с обеспечением кислородом и поставками медикаментов.
- Как обстоят дела с собственной кислородной станцией в РММЦ? Какой она должна быть, чтобы не приходилось возить в республику кислородные баллоны?
- Известно, что республика столкнулась с отсутствием функционирующей кислородной станции, поэтому на время пандемии система здравоохранения не была обеспечена источником выработки кислорода. Данный вопрос в кратчайшие сроки проработан, а станция заказана.
Ориентировочное время поставки кислородной станции в республику – первая декада марта.
Закупаемое оборудование предполагает, помимо выработки газа, также заполнение кислородных баллонов. Соответственно, потребность в завозе кислородных баллонов из-за рубежа будет сведена к минимуму.
Кроме того, в настоящее время лечебные учреждения используют для кислородного обеспечения жидкий кислород, поставки которого осуществляются с октября месяца. Для резервирования используется емкость на три с половиной тонны, что, по текущему расходованию, хватает на неделю.
Первого февраля 2021 года в Южную Осетию в рамках гуманитарной акции был поставлен резервуар на восемь тонн. Можно констатировать, что условиями резервирования медицинского кислорода РММЦ обеспечена.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность всем сотрудникам медицинских учреждений и волонтерам, обеспечивающим в трудную минуту непрерывное функционирование лечебных учреждений в рамках борьбы с новой коронавирусной инфекцией.
- Как решается вопрос с лекарственным обеспечением медучреждений Южной Осетии?
- Вопросы лекарственного обеспечения, к сожалению, с учетом непринятого государственного бюджета на 2021 год, не имеют тенденцию изменения в лучшую сторону. Поясню, что, вопреки планам осуществлять квартальные и полугодовые закупки с формированием резерва, министерство вынуждено закупать небольшими партиями, исходя из финансовых возможностей, месячный ассортимент лекарственной продукции и расходных материалов. В этой связи усложняется работа с поставщиками, и уменьшается объем разово ввозимой лекарственной продукции.
Констатируем, что в сложившихся условиях работы министерство предпримет все возможное, чтобы данные ограничения не сказались на обеспечении лекарственными препаратами, расходными материалами и лабораторными реактивами.
- Как вы оцениваете работу медиков в "красной зоне"?
- Считаю своим долгом выразить слова признательности всему персоналу медицинских организаций, задействованных в работе в "красной зоне", в том числе и работникам, осуществляющим техническую поддержку систем энергообеспечения, и обеспечивающим лабораторную и функциональную диагностику.
- Планирует ли Минздрав новые меры по борьбе с пандемией – организация дополнительных коек в "красной зоне", помощь российских коллег?
- Мероприятия по перепрофилированию действующих лечебных медицинских стационаров под ковидные койки позволили увеличить ресурс инфекционных коек на 160 в период пика нагрузки.
Работы по проведению кислородных сетей позволили обеспечить на сегодняшний день более 150 кислородных точек, непосредственно подведенных в палаты пребывания пациентов. Это важный фактор, который позволяет исключить необходимость нахождения кислородных баллонов в непосредственной близости с палатами во избежание несчастных случаев.
В самые трудные периоды огромную помощь министерству оказывали выездные бригады врачей, участвующие в оказании медицинской помощи в непосредственной работе с ковидными пациентами в "красной зоне", из Республики Северная Осетия-Алания и Санкт-Петербурга по направлению министерства здравоохранения Российской Федерации. Они оказали неоценимую помощь коллегам, как с практической, так и организационно-методической точки зрения.
- Как пандемия повлияла на лечение других больных?
- Ровно как и в любой другой стране, ресурсы, брошенные на борьбу с пандемией, частично отвлекли от оказания плановой медицинской помощи, и это печальный факт, который, при всех наших стараниях, мы не можем компенсировать полностью.
Поэтому в настоящее время проработаны механизмы перепрофилирования ресурсов РММЦ на обычный формат работы по мере уменьшения нагрузки по поступлению пациентов с новой коронавирусной инфекцией.