ЦХИНВАЛ, 9 окт – Sputnik, Диана Козаева. Несколько заключенных Цхинвальской исправительной колонии (ИК) продолжают отказываться принимать пищу, нарушая тем самым правила внутреннего распорядка. О ситуации, которая складывается на сегодняшний день в исправительном учреждении, рассказала министр юстиции Залина Лалиева на заседании кабинета министров под председательством премьера Эрика Пухаева.
В конце сентября в СМИ появилась информация о том, что заключенные ИК объявили голодовку. Они выдвинули ряд требований – отстранить тюремного повара от работы, увеличить им количество передач и время прогулок. Тогда для разъяснения ситуации глава Минюста собрала журналистов и пояснила, что речь не может идти о голодовке, поскольку ни один из заключенных не уведомил об этом администрацию тюрьмы, чего требуют нормы Уголовно-исполнительного кодекса.
С заключенными встретились и народные избранники. Депутаты выслушали все их требования, часть которых была удовлетворена – заключенным разрешили дополнительные передачи и увеличили прогулочное время. Несколько улучшились и условия содержания и режима подозреваемых и обвиняемых в СИЗО. Однако подобные уступки не "удовлетворили" нескольких заключенных строгого режима. Четверо из них по-прежнему отказываются от приема пищи, нарушают распорядок в учреждении.
"Заключенные ИК 27 сентября якобы объявили голодовку. Но на самом деле, это есть нарушение внутреннего распорядка. Основанием этому послужило то, что они требовали уволить повара, которая помимо выполнения обязанностей на кухне убирала территорию тюрьмы. В ходе внутреннего расследования выяснилось, что заключенные просили ее проносить запрещенные предметы. Повар отказалась выполнять эти требования, и они решили выдвинуть свои. В настоящее время пока ведется проверка", – сказала Лалиева.
По ее словам, зачинщиком ситуации является Тимур Кобесов, который отбывает наказание за убийство. Именно он призывал к беспорядкам и неповиновению. Со слов министра, именно с подачи Кобесова остальные заключенные отказывались от приема пищи, не выходили на перекличку, и даже отказывались выходить за пределы СИЗО и являться в суд на процессы. Позже они заставили одного из обвиняемых заявить, что у него открытая форма туберкулеза. Эта информация также не подтвердилась.
Действия Кобесова поддерживают трое других осужденных, которые также отбывают наказание за тяжкие преступления – Габараев, Чехоев и Гассиев.
"Эти четверо по сей день нарушают правила внутреннего распорядка. Кроме того, к нам поступила информация о том, что они нецензурно выражаются в отношении сотрудников УИН, угрожают им, а также осужденным общего режима и тем, кто содержится в СИЗО. Тем не менее, на третий день после отказа приема пищи, заключенные попросили принести еду", – рассказала министр.
Лалиева отметила, что ситуация в ИК обсуждалась и на заседании координационного совета силовых ведомств, в ходе которого было принято решение "провести определенные мероприятия, не выходя, конечно же, за рамки действующего законодательства".
В первую очередь были проведены оперативные мероприятия. В ходе досмотра был найден сотовый телефон.
"Мы были вынуждены покормить заключенных. Подследственные в СИЗО сделали это добровольно", – заметила глава Минюста.
По ее словам, УИН также было принято решение попросить у МВД силовую поддержку в лице ОМОН, так как четверо зачинщиков продолжали отказываться выполнять требования правил внутреннего распорядка. При разговоре с ними они сказали, что "объявили себя авторитетами и отказываются есть ментовскую пищу". Вот такая ситуация", – сказала Лалиева.
После этого Кобесов, по согласованию с Генпрокуратурой, на время беспорядков был переведен в ИВС при МВД, поскольку в ИК нет ПКТ (помещений камерного типа), где могли бы содержаться заключенные, нарушающие правила внутреннего распордка.
Что касается информации о применении физической силы в отношении заключенных, Лалиева пояснила, что эта норма прописана в действующем в РЮО законодательстве, в частности в инструкциях об охране и о надзоре за осужденными, где четко прописано, в каких случаях сотрудники имеют право применять неординарные меры воздействия.
"Там же прописано, что такие действия проводит спецназ УИН. Но у нас в системе нет специальных отрядов, поэтому мы попросили поддержку у МВД с согласия Генпрокуратуры. При этом говорить об избиении, как пишут в СМИ, не приходится. Была применена физическая сила по причине того, что заключенные нарушали правила внутреннего распорядка", – сказала глава Минюста.
Более эмоциональным получилось выступление главы МВД Игоря Наниева.
"За что сидят эти люди? Все они совершили тяжкие преступления. Они особо опасные преступники, которые находятся в тюрьме и оттуда диктуют нам свои условия. И если мы пойдем им на уступки, это продолжится. Надо трезво оценивать ситуацию, в том числе СМИ. Да, заключенные тоже люди, я не говорю, чтобы мы их там истязали. Но 56 человек объявили голодовку, и можно сказать, что мы спасли их от голодной смерти. В конце концов, мы им не яд давали, мы их заставили принять пищу, и они сегодня живы", – сказал он.
Глава МВД заявил, что пока он носит на плечах погоны, в Южной Осетии не будет "черной масти".
В заключение Залина Лалиева высказала критические замечания в адрес СМИ. По ее словам, журналисты поспешили дать непроверенную информацию. В этой связи представители "четвертой власти" обратили внимание на работу пресс-служб органов исполнительной власти, которые не всегда полно и оперативно предоставляют журналистам необходимую информацию.
Премьер-министр Эрик Пухаев отметил, что необходимо наладить более плотное взаимодействие пресс-служб ведомств со СМИ и предложил обсудить этот вопрос на специальном совещании.