Волна насилия в Осетии: почему все пошло куда-то не туда

Колумнистка Sputnik Дзерасса Биазарти о маленькой, но важной детали, кроющейся за играми в кавказскую брутальность под псевдонациональным фасадом
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Много лет назад одна подруга рассказала мне о случае, который ее поразил. Девушка на досуге занималась осетинскими танцами в коллективе, состоящем из студентов местных вузов. Танцевали они вместе не один год и все друг друга знали. Однажды к одной из девушек пришел какой-то парень. Пришел до занятий или во время перерыва, уже не помню, но суть в том, что она вышла поговорить с ним у всех на глазах, и, вдруг, во время разговора он наотмашь ударил ее по лицу.

"Такие трагедии были всегда": что думают в Осетии о смерти девушки от рук бывшего мужа

Девочки, увидев это, выскочили на помощь. Вышла и художественный руководитель. Она была женщина мощная, не трусливая. И быстро разобралась с обидчиком. Оказалось что тип, сейчас таких называют сталкерами, давно преследует девушку, она ему видите ли нравится. Ей он никто, никаких отношений у них нет. Девушка долго и безуспешно пытается от него отделаться. Да, у нее есть и брат, и отец. Отцу говорить стыдно, брату жаловаться боязно. Боится, что все закончится разборками и брат просто прибьет этого навязчивого поклонника, а потом сядет в тюрьму (типичный, кстати, распространенный женский страх).

В итоге, тип безнаказанно караулил ее у института, ходил за ней по пятам, выслеживал и так далее. В тот день он нашел и место, куда она ходила заниматься танцами. Увидев его в окно, девушка вышла поговорить, желая раз и навсегда прояснить ситуацию. В ответ на просьбу оставить ее в покое, получила предложение "встречаться", а в ответ на отказ – удар по лицу.

Преподаватель танцев спустила обидчика с лестницы. Не помню как развивалась ситуация дальше, вызвала она милицию или родителей девушки, или просто пообещала прибить, если он еще раз приблизится к девушке… Дело было очень давно. 

А потом повернулась к молодым ребятам из ансамбля, которые были свидетелями этой сцены и во время разговора стояли неподалеку, и спросила:

- А вам не стыдно? Почему вы не вмешались? Он же при вас ее ударил?

На что молодые люди ей ответили:

- Ну, мы же не знали, а вдруг он ее парень.

Тогда меня, как и мою приятельницу, как и всех девочек, ставших свидетельницами того случая, больше всего поразил вот этот ответ ребят.

Непресмыкающиеся: почва истинного интеллигента в Осетии всегда каменистая

Это было самое начало нулевых, лихие девяностые, по сути, завершились лишь формально. Мы понимали, что каждая девушка может столкнуться с агрессией или хамством на улице, от этого никто не застрахован, но как-то всем нам казалось, что на помощь обязательно придут. У всех нас были отцы, братья, дяди, и их поведение располагало к таким мыслям. Казалось, что в Осетии девушка в любом случае неприкосновенна, а мужчины, независимо от возраста, в любом случае не оставят без помощи. Не позволят, защитят.

А тут неожиданно выяснилось, что у кого-то есть права на тебя и на твою неприкосновенность. То есть кто-то может избить тебя посреди улицы, на глазах у однокурсников, знакомых или незнакомых, которые не станут вмешиваться по одной причине – возможно, ты принадлежишь тому, кто тебя лупит. И заметьте, речь даже не шла о "жене" и "муже". А о каком-то условном и ничего не значащем понятии "девушка" и "парень".

Неужели в случае чего надо кричать: "Я его не знаю!", - подумалось мне тогда, а иначе не помогут? 

Шло время и, честно говоря, я не сталкивалась с подобными ситуациями, ни я, ни близкие мне люди. И мне казалось, что скорее всего история была досадным исключением, два неудачных примера в одном, совпадение, случайность. Что общество в Осетии отличается от соседних, а многовековая традиция уважения к женщине впитывается с молоком этих самых женщин. И что все это незыблемо и вечно.

Да что там, еще недавно, когда мне попадались ссылки на статьи коллег из соседних регионов о домашнем насилии, я обычно проматывала ленту или просматривала из профессионального любопытства, уверенная в том, что ну вот это точно не наша проблема.

Но все пошло куда-то не туда. Культивация силы, агрессивности, тупого хамства дала плоды. Плюс навязываемый нам годами суррогат кавказского мужика, разгрызающего зубами живую курицу и ворующего понравившуюся женщину прямо из магазина, словно барана, похоже, понравился и прижился.

Смотрится глупо, выглядит дико: что думают в Осетии о краже невест

И вот уже одни животные, называющие себя мужчинами, бьют, доводят до самоубийства и убивают. А другие, такие же, пишут в комментариях под такого рода новостями: все неоднозначно, она же ЕГО, и не важно что следует за тем: жена… подруга…

Что это, как не тысяча шагов назад в развитии осетинского общества накаченными ногами молокососов в обтягивающих спортивках, которые ходят стройными шеренгами по улицам не уступая дороги, мотаются на затонированных "приорах", не выказывая уважения никому - ни старикам, ни детям, ни женщинам, ни друг другу.

И случись что, сразу начинают писать комменты в духе "все не так просто", "шлюхи сами виноваты" и тому подобное - с аккаунтов, где на аватаре барс, триколор, а чаще знак непонятной этимологии аля свастика или задумчивый Коста наш Леванович.

И над всем этим "праздником" бородатый суррогат в папахе с кинжалом в зубах, чей образ тиражируется пабликами-клонами с такой маниакальной настойчивостью, что сам Ленин эпохи расцвета коммунизма позавидовал бы.

Карикатура, суррогат, голем, но какой опасный. Он суров, он зачем-то спустился с гор и никак не хочет туда вернуться, и в случае чего он всех зарэжет. А если что-то пойдет не так – семья его прикроет.

Позорище.

И вот когда начинаешь приглядываться, присматриваться, знаете, что за всем этим псевдонациональным фасадом вырисовывается? Там притаилась маленькая деталька – большая трусость. Все эти мужики, играющие в кавказскую брутальность, при ближайшем рассмотрении демонстрируют дикую несостоятельность, незрелость, инфантильность и трусость. Только ковырни. От того эта показная агрессия, утрированные атрибуты мужчинства, от того болезненное желание унизить слабого, от того желание ходить, говорить и обличать толпой. И желательно в соцсетях, да под вымышленными никами.

В Северной Осетии стучать не стыдно

И ведь это бездействие и фраза, брошенная в начале нулевых хорошими мальчиками, танцующими в ансамбле национальных танцев, тоже были проявлением трусости и инфантильности. Теперь, спустя годы, я это четко понимаю. На защиту девочки тогда встали ее подруги-ровесницы и взрослая женщина-преподаватель. Это были видимо первые звонки больших перемен…

Женщинам, наверное, стоит теперь задуматься о происходящем в первую очередь потому, что быть мужчиной и казаться им - это совсем разные вещи.

Во-первых, хорошо бы девушкам научиться отличать настоящих мужчин и кажущихся и не покупаться на вторичные признаки.

Настоящая мужественность не требует отвлекающих маневров в виде буйной растительности на лице или скрежета зубов по незначительному бытовому поводу.

А второе, и самое главное, хорошо бы нам всем, женщинам, научиться воспитывать этих самых мужчин пока они еще наши маленькие дети. Потому что потом уже поздно и бесполезно.