Колыбель кино Владикавказа: киномеханик "Комсомольца" о лучших временах кинотеатра

В интервью корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой киномеханик Игорь Иванов рассказал о том, каким был кинотеатр "Комсомолец" в свои лучшие времена и что нужно сделать сейчас, чтобы возобновить работу одного из старейших кинотеатров России
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Игорь Иванов – уроженец Северной Осетии, получивший первое образование киномеханика во Владикавказе, продолжил затем учиться в Техникуме кино и телевидения в Ростове и в Университете кино и телевидения в Санкт-Петербурге. Профессиональная деятельность преданного поклонника кинематографа связана со многими кинотеатрами Владикавказа, Волгодонска и Москвы. Игорь Иванов знает о кино все – как подобрать грамотный репертуар, как выстроить успешную работу несетевого кинотеатра, показывая не только хорошее кино, но и работая над образовательными программами. В настоящее время Игорь работает в киноцентре "Домжур" в центре Москвы – год назад кинотеатр Дома журналиста обрел второе дыхание. Зрители смотрят в "Домжуре" фестивальное европейское, азиатское и российское кино, арт-мейнстрим, становятся участниками лекций и творческих встреч.

Колыбель кино Владикавказа: киномеханик "Комсомольца" о лучших временах кинотеатра

"Комсомолец" специализировался на детско-юношеском репертуаре

Первое мое знакомство с кинотеатром "Комсомолец" состоялось еще в детском саду. Раз в неделю к нам приезжал фургон кинопередвижки и показывал мультики. Первыми из них были мультфильмы про Чебурашку и крокодила Гену. Немного позже этот самый фургон я увидел на проспекте Мира рядом с кинотеатром "Комсомолец".

Путин прокомментировал вопрос о судьбе старейшего кинотеатра Владикавказа

По выходным, когда было много зрителей, этот фургон также гостеприимно раскрывал свои двери и зазывал детвору на мультики.

Уже когда я подрос, мы стали ходить в кино с друзьями и одноклассниками. Помню, в 80-е годы городские кинотеатры отличались репертуаром: в "Октябре" показывали громкие премьеры и патриотическое кино, в "Дружбе" - боевики и индийское кино, в "Родине" в основном показывали мелодрамы и фильмы эротического содержания, а "Комсомолец" специализировался на детско-юношеском репертуаре. Как сейчас помню, в 9.00, 10.40 и 12.20 показывали очень детское кино, в 14.00 и 16.20 фильмы, которое можно смотреть и взрослым, и детям, а вечером в 18.00 и 20.00 можно было смотреть комедии для молодежи и добротное кино для взрослых.

В малом зале "Комсомольца" показывали мультфильмы для детей с 9.00 утра и каждый час до 15.00. В 16.00 начинались сеансы документального кино, а с 17.00 и каждый час до 20.00 шли мультфильмы для взрослых. Да, было и такое.

Был еще кинотеатр "Ракета", в котором в основном показывали старое кино.

Он самым первым и сгинул в небытие… Помимо вышеназванных кинотеатров, кино показывали в Доме Культуры ВРЗ, Доме офицеров, Доме Культуры Металлург, Доме Культуры Строитель (ныне Электрон), Доме Культуры Общества слепых. Было еще пара мест, куда ноги нас не довели в школьную пору.

Колыбель кино Владикавказа: киномеханик "Комсомольца" о лучших временах кинотеатра

Мои отзывы о кино были опубликованы в журнале "Советский экран"

Кино я смотрел много, а некоторые фильмы пересматривал по несколько раз. Учась в 9 классе, я начал писать рецензии на фильмы. Единственным изданием, которое в то время близко общалось со зрителями, был журнал "Советский Экран" – он был очень красочный. После каждого письма редакция журнала присылала мне ответ, мол, ваше письмо прочитано и так далее.

Кабисова: Северной Осетии нужен "Комсомолец"

Но пару раз мои отзывы все-таки одной или двумя строками были опубликованы в "Советском экране". В то же время я принялся писать письма в наши кинотеатры – ну вот такой я был занудный. Вероятно, я так достал своими письмами всю городскую киносеть, что в один прекрасный день они пригласили меня к себе в Горкиносеть Орджоникидзе. Зрелище было забавное. Сопляк-малолетка учил директоров кинотеатров как и что делать.

Как сейчас помню директора киносети Тельмана Угалыковича Тезиева – впоследствии, когда расформировали киносеть, он стал директором кинотеатра "Октябрь". Помню и директоров кинотеатра "Комсомолец" Валентину Александровну Мирошникову и кинотеатра "Родина" Ларису Ивановну Сикоеву.

Они вежливо выслушали весь мой бред, но, думаю, что и полезную информацию извлекли. Например, в кинотеатре "Октябрь" ввели последний сеанс в летнее время в 21.00 вместо 20.00.

Еще в то время я обратил внимание, что у нас все кинотеатры ставили сеансы в одно и то же время, и получалось, что если не успел на сеанс в одном кинотеатре, то следующего приходилось ждать несколько часов. В итоге, увидев мой позитивный настрой и желание работать в кинопрокате, меня сразу пригласили в Совет содействия кинотеатров "Октябрь" и "Комсомолец".

Кинотеатр "Комсомолец" проводил огромную воспитательную работу с подрастающим поколением

Тогда у меня произошло более близкое знакомство с коллективом кинотеатра "Комсомолец". По выходным там работал детский кинотеатр, и мы вместе с другими активистами по воскресеньям и на каникулах работали там: запускали зрителей в малый зал, помогали контролерам, следили за порядком на сеансе.

Во Владикавказе обсудили судьбу кинотеатра "Комсомолец"

Кроме этого, участники Совета содействия, в число которых я попал, имели возможность иногда заранее смотреть фильмы. Учитывая, что "Комсомолец" считался специализированным детско-юношеским кинотеатром, просмотрев фильм, каждый из нас в своих школах привлекал школьников на коллективный просмотр фильмов. Помню выход фильма "Плюмбум, или опасная игра" и какие споры и обсуждения были у нас после просмотра этого фильма. "Курьер" Карена Шахназарова вообще был бомбой – его первую неделю показывал "Октябрь", а потом уже "Комсомолец", и тогда проходило очень много мероприятий, в рамках которых обсуждали этот фильм.

Кинотеатр "Комсомолец" проводил огромную воспитательную работу с подрастающим поколением. На базе кинотеатра действовали киноклубы "Атеист" (сейчас это конечно смешно, но тогда была такая идеология), "Советские герои на экране", "В гостях у сказки" для малышей. Практически каждый день в кинотеатре проводились мероприятия. В штате было два методиста по работе с детьми, помню, что одну из них звали Мариной.

Популярным был фестиваль "Сказка" в дни зимних каникул, а неизменным атрибутом октябрьских праздников были фильмы про "Неуловимых мстителей". 1986-1987 годы были беззаботным временем для кинотеатра "Комсомолец".

Колыбель кино Владикавказа: киномеханик "Комсомольца" о лучших временах кинотеатра

Потом я ушел служить в армию, но все это время поддерживал теплые отношения с кинотеатром "Комсомолец" и вел переписку с директором Валентиной Александровной. Вернувшись из армии осенью 1989 года, я пошел учиться в СПТУ 3 на киномеханика. И все свободное время проводил в кинотеатре "Комсомолец". Окончив училище, я получил удостоверение киномеханика второй категории из рук Алана Тебиева (последний директор "Комсомольца", возглавивший кинотеатр в 2000-х годах – ред.).

По распределению меня отправили в "Октябрь", но директор "Комсомольца" Валентина Александровна подняла шум, и меня благополучно перевели в "Комсомолец", хотя ставки для меня и не было. Первая запись, которая появилась в моей трудовой книжке, звучала так: "оператор пульта управления".

С утра и до вечера я сидел в микшерской, следил за уровнем звука во время сеанса, а в случае обрыва пленки, сигнализировал киномеханику. Потом я сам стал работать киномехаником. Беззаботное время для "Комсомольца" продолжалось еще в 1990-1991 годах, но уже с начала 90-х начали появляться частные кинопрокатные организации. Не исключением стал и город Владикавказ.

В "Комсомольце" впервые была показана полная ретроспектива фильмов Андрея Тарковского

Первый такой частный кинопоказ стал осуществляться в Доме офицеров. Этот зал долгое время радовал жителей города эксклюзивным кино. Большую лепту в жизнь кинематографа в городе внес Киноцентр – Северо-Кавказское отделение кинопропаганды под руководством режиссера Темины Давыдовны Туаевой. Совместно с Киноцентром мы показывали много картин, во Владикавказ стали приезжать известные артисты кино. Темина очень трепетно относилась к каждой встрече с артистами. Особенно теплой была встреча с советским теннисистом, актером, спортивным комментатором Николаем Озеровым, еще я запомнил встречу с Игорем Старыгиным, но он оставил скорее негативные впечатления - общался излишне нецензурно.

Кинематограф Северной Осетии: быть или не быть

Именно в кинотеатре "Комсомолец" впервые показали полную ретроспективу фильмов Андрея Тарковского. На таких мероприятиях зрителей всегда было очень много – возле кинотеатра яблоку негде было упасть.

Особенно мне запомнился показ фильма "Человек со звезды" – персонал второй смены кинотеатра не мог пройти на работу через огромную толпу желающих посмотреть этот фильм.

Когда началась эпоха частного кинопроката, я стал работать в этой сфере – организовал кинопрокатную фирму "Бриг". Много интересных картин мы тогда показывали жителям города, например, мы привезли "Греческую смоковницу", "Черную Эммануэль", которую смогли показать только пару дней в кинотеатре "Октябрь", так как в газете "Северная Осетия" появилась разгромная статья под названием "Эмануэль поштучно" (поштучно, потому что до этого билеты стоили 500 рублей, а на "Эммануэль" билеты стоили 1000 рублей (штуку). В статье поднимался вопрос, как такое кино можно показывать на одной площади с правительством республики.

Колыбель кино Владикавказа: киномеханик "Комсомольца" о лучших временах кинотеатра

В кинотеатре "Комсомолец" также проходили показы новинок кино. Именно там впервые были показаны хиты "Конан варвар" и "Конан разрушитель", а когда приобретали права на фильм "Сердца трех", я лично ездил в Москву к Сергею Жигунову договариваться. Все это происходило в 1992 году. Много интересных фильмов мы тогда показывали, но в основном на экраны хлынула порнуха и чернуха – например, "В постели с Мадонной".

Успешным был прокат фильма "Обнаженное танго" в кинотеатре "Родина". Помню, что для "Комсомольца" привезли комедию "Действуй, Маня" с Юлией Меньшовой в главной роли.

Художником в кинотеатре тогда работал Ян – у него каждая афиша была шедевром. Так, сначала на афише Маня была обнаженной. Потом пришлось дорисовать трусики и лифчик. В общем, одели мы Маню.

Вместо высокоидейных фильмов на экраны хлынула чернуха

В 1991-1992 годах кинопрокат как система советской идеологии начал ломаться. Вместо высокоидейных и высокохудожественных фильмов на экраны хлынула чернуха. Страну начала накрывать сеть видеосалонов. Владикавказ держался до последнего – кинотеатры по-прежнему были полными. Тогда уже и в Москве в кино перестали ходить, а во Владикавказе ходили отлично.

Кабисова о победе на медиафоруме: привлечет внимание к кинематографу Осетии

Большой спад посещаемости наступил после событий 1992 года.

Кинотеатры не работали в течение почти двух недель. Обстановка была крайне напряженной. Помню, что когда "Комсомолец" открылся в середине ноября, первые фильмы, которые тогда показали, были "Взрывная бригада" и "Взрывная бригада против ниндзя". Картины были предоставлены еще тогда существовавшим Киновидеообъединением.

После этих событий кавказские республики попали в список ненадежных. Ранее мы договаривались брать фильмы в прокат и потом пленку возвращали, но после осени 1992 года, фильмы пришлось покупать для проката только по республике. Проблематичной стала доставка фильмов в Моздок – приходилось доставлять их на электричке, которая ехала через Прохладный.

Сборы упали, пара фильмов пропала в Октябрьском во время боевых действий.

Прекратился прокат фильмов в Грозном. Часть фильмов пришлось вывозить через Дагестан. В то время некоторые фильмы по партнерской программе мы прокатывали в Махачкале и Грозном через Северо-Кавказское отделение Киноцентра.

Если строить даже по кирпичику, то можно и построить

"Комсомолец" необходимо возродить хотя бы потому, что этот кинотеатр – колыбель кино во Владикавказе. Нельзя просто так взять и разрушить здание, в котором когда-то братья Патэ открыли первый кинотеатр.

Колыбель кино Владикавказа: киномеханик "Комсомольца" о лучших временах кинотеатра

Мне очень запомнился один фильм, который часто показывали по североосетинскому телевидению. К сожалению, я забыл название, но помню, что по сюжету в фильме строили детский сад. Директор постоянно приходила и смотрела, как идет строительство, но потом строительство прекратилось. Она продолжала ходить на стройку и просила строителей продолжать. И вот однажды приходит и видит, что стена выросла на один кирпич – кладку в одиночку завершал молодой строитель. Мне так это запомнилось, и я думаю, что если строить даже по кирпичику, то можно и построить.

Почему так произошло с "Комсомольцем"? И почему разрушили "Октябрь"? Вероятно, что все ярые киношники закалки советской эпохи оказались не готовы к новым временам. Не нашлось человека, который смог бы не допустить разрушения кинотеатра. Посмотрите, кинотеатр "Терек" работал во все тяжелые времена и продолжает работать. Кинотеатр "Дружба" отремонтировали, и он тоже работает. Кинотеатры разрушаются не только во Владикавказе. Но тревожит тот факт, что это происходит в центре столицы республики, а ведь Осетия очень богата кинематографическими традициями.

Колыбель кино Владикавказа: киномеханик "Комсомольца" о лучших временах кинотеатра

Когда в 1993 году я уехал из Владикавказа в Волгодонск, то стал свидетелем, как городские власти сохранили там кинотеатры. Их прикрепили к городскому отделу культуры. На базе одного сделали Центр культуры и досуга с показом фильмов, кружками, театральной студией и дискотеками, развлекательными программами. Сегодня в этом здании функционирует Молодежный театр. Не закрыли в Волгодонске и одноименный кинотеатр "Комсомолец" – он действовал как Киноконцертный комплекс и по сегодняшний день там показывают кино.

"Комсомолец" упустил время

Мне кажется, что смета на реконструкцию "Комсомольца", составляющая 100 миллионов рублей, завышена. Такую сумму никто не выделит – я много лет работаю в этой сфере и поэтому знаю. Необходимо разделить эту сумму, к примеру, у администрации города просить деньги на ремонт крыши, ведь крыша большого зала – это основное. Обратиться к министру культуры РФ Владимиру Мединскому – просить часть денег у него.

Колыбель кино Владикавказа: киномеханик "Комсомольца" о лучших временах кинотеатра

В Фонде кино РФ есть программа поддержки кинозалов в городах с населением до 500 тысяч жителей. По этой программе могут выделить до пяти миллионов. Есть в стране программа "Российский кинопоказ", по которой кинотеатры перевербовывают под показ российского кино.

Почему сегодня не работает малый зал кинотеатра, ведь выставки можно и в фойе проводить. Работу малого зала нельзя было останавливать. Я не понимаю, как такое здание нельзя отремонтировать. В здании есть подвалы, в которых в свое время даже фонтан был. Можно разгрести подвал и сделать там ресторан. Надо искать какие-то варианты. Краудсорсинг что ли объявить?

"Комсомолец" упустил время. Самое главное – эта кровля, и ее надо было ремонтировать своевременно. Когда я работал в кинотеатре в Волгодонске, нас не финансировали, но мы сами искали средства на ремонт. Частями просили, но работали. Когда кинотеатр бездействует, трудно выбить деньги сразу на реконструкцию. Очистить подвал, сделать там ремонт, пустить арендаторов, напрямую участвовать в программе Фонда кино – это еще одна часть. Надо было все по кусочкам собирать. Курочка по зернышку клюет - так и здесь, не надо было запускать ремонт. Мне видится, что первостепенно запустить малый зал и выбить деньги на ремонт кровли. И когда уже будет сухое помещение, делать ремонт дальше. Сейчас популярен стиль лофт, почему бы и "Комсомолец" не сделать в таком стиле, я имею в виду большой зал.

Кинотеатр должен стать муниципальным учреждением культуры, никаких ООО или ОАО. Персонала достаточно пять человек: директор, бухгалтер, уборщица и два человека на кинопоказе. Пока кинотеатр не работает, никто денег на ремонт не даст.

Колыбель кино Владикавказа: киномеханик "Комсомольца" о лучших временах кинотеатра

Не понимаю, почему так получилось с кинотеатром "Комсомолец"

Что касается кинопоказов, то есть, например, компании, которые предоставляют показ фильмов с DVD. Можно было самим сделать несертифицированный сервер  – "артовые" фильмы дают для показа на таких серверах.

"Культура Осетии в ваших руках": что обсудили на слушаниях во Владикавказе

Альтернативой может служить и долгий прокат по принципу французских кинотеатров. Кинотеатры берут себе в программу порядка пятидесяти фильмов и показывают их в течение полугода.

"Домжур" (кинотеатр, расположенный в Доме журналиста в центре Москвы – ред.), где я сейчас работаю, как раз использует данную программу. У нас фильмы демонстрируются 1-5 раз в неделю. Есть фильмы, которые мы показываем и раз в месяц. За счет широкого репертуара нам удается заполнять два зала кинотеатра. 

Так же и "Комсомолец" мог бы работать пока за счет малого зала. Помню, в 2011 году был всплеск активности (в 2011 году в "Комсомольце" работала Алина Акоефф, которая разработала программу показов документального кино и организовывала лекции – ред.).

"Комсомолец" застрял в прошлом, и я не понимаю, почему кровля своевременно не ремонтировалась. Известно же, что в кинотеатр поставлял оборудование Наум Клейман. Что с ним сейчас? Почему тот же директор кинотеатра Алан Тебиев за эти восемь лет ничего не сделал?

Колыбель кино Владикавказа: киномеханик "Комсомольца" о лучших временах кинотеатра

Мне понравилось, как высказалась на круглом столе, посвященном дальнейшей судьбе кинотеатра "Комсомолец" Фатима Саламова, которая была директором кинотеатра "Октябрь": "Очень важно, в чьи руки попадет кинотеатр. Владелец должен быть абсолютно городским человеком, знать и любить это здание и его историю. Как известно, роль личности в истории важна и если придет унылый, без полета человек, он его загубит. А в том, что кинотеатр может жить и процветать, я абсолютно уверена".

Почему так получилось с кинотеатром "Комсомолец", почему не нашлось человека, который смог бы его сохранить? Я думаю, что если "Комсомолец" отреставрируют, его успех обеспечит подборка грамотного репертуара. Нужно показывать качественное европейское кино. Хорошие фильмы сейчас снимают корейцы. Например, победитель Канн в этом году – "Паразиты" – отличное кино. Но ни в одном владикавказском кинотеатре его нет. Сейчас стало популярным смотреть кино на языке оригинала. Во Владикавказе этого также нет. Кино я очень люблю, но больше всего мне хочется, чтобы хорошее кино увидело как много больше зрителей.

Немного жалко, что в свое время покинул Владикавказ.