22:56 16 Ноября 2018
Прямой эфир
  • EUR74.90
  • USD65.99
Судьба кинотеатра Комсомолец

Во Владикавказе обсудили судьбу кинотеатра "Комсомолец"

© Sputnik / Анна Кабисова
Северная Осетия
Получить короткую ссылку
31040

Накануне в пресс-центре газеты "Слово" состоялся круглый стол, за которым встретились деятели культуры, кинорежиссеры и журналисты, чтобы обсудить дальнейшую судьбу кинотеатра "Комсомолец"

Анна Кабисова

Кинотеатр "Комсомолец" — памятник федерального значения, старейший кинотеатр страны, открытый легендарными братьями Пате в 1907 году. Внимание общественности к кинотеатру привлекло сообщение министра имущественных отношений Руслана Тедеева, который заявил, что "Комсомолец" ликвидирован в статусе юридического лица и передан на баланс республики.

По имеющейся информации, подтвержденной в министерстве культуры республики, кинотеатром заинтересовался Валерий Абисалович Гергиев, который планирует после реконструкции здания открыть в нем школу актерского мастерства французского режиссера Алена Маратра. Вклад Валерия Гергиева в развитие музыкальной культуры России и североосетинской республики неоценим и очень важен. Не менее важным, отметили собравшиеся кинорежиссеры, является и развитие кинематографа Северной Осетии, который с распадом Советского Союза находится в упадке.

Судьба кинотеатра Комсомолец
© Sputnik / Анна Кабисова
Судьба кинотеатра "Комсомолец"

На круглом столе кинематографисты и другие деятели культуры призвали власти республики сохранить кинотеатр в статусе государственного и предложили свое видение того, как можно возродить "Комсомолец" и сделать его культурно-просветительской площадкой.

Обсуждение ситуации с кинотеатром началось с чтения обращений известных деятелей культуры, обеспокоенных дальнейшей судьбой "Комсомольца". Свою позицию обозначил известный российский кинорежиссер Александр Котт, который несколько раз приезжал в республику с мастер-классами, а также заслуженный работник культуры РФ, заместитель заведующего отделом археологии Государственного Музея искусства народов Востока Тамерлан Габуев.

Кинорежиссер Александр Котт:

Я пишу не просто так. Я был во Владикавказе и, услышав историю кинотеатра "Комсомолец", позавидовал. В Москве, когда-то известный, со столетней историей, кинотеатр "Дом Хонжонкова", в котором в 1908 году показывали первый русский фильм "Понизовая вольница", уже к тому времени ликвидировали, превратив его в безликий ресторан.

Судьба кинотеатра Комсомолец
© Sputnik / Анна Кабисова
Судьба кинотеатра "Комсомолец"

А во Владикавказе — вот он стоит и ему больше ста лет. В 1907 году братья Пате показывали в нем свои фильмы. Это не просто здание. Это живая история. Я думаю, что не одно и не два поколения в Осетии помнят этот кинотеатр: старики, я уверен, помнят, как детьми ходили в этот кинотеатр и росли вместе с ним. Встречались, знакомились, общались, спорили, мирились, ведь кинотеатры тогда — это место свиданий. Так было, я это точно знаю: темнота, одни и те же фильмы, которые смотрели по десять раз. Так было, когда кино еще было кино. Неужели у тех, кто сейчас решает судьбу кинотеатра, нет таких воспоминаний? Я прочел, за какие деньги выставляется кинотеатр — 22 миллиона… Это цена "двушки" в Москве. Я понимаю, что нужен ремонт, реставрация, но неужели нет таких людей и организаций, которые готовы вдохуть в это здание новую жизнь, тем более что кинотеатр находится практически на местном Арбате. При правильной организации это предприятие однозначно будет прибыльным. Но очень важно, чтобы это здание было связанно с кино, а не превращалось в ресторан или караоке-клуб, пусть это будет музей кино, пусть кинотеатр, пусть киношкола — я сам готов всячески помогать, только пусть живет. Иметь ТАКУЮ жемчужину в столице Осетии и разрушить ее? Я много где был — и у нас в стране, и за рубежом — но поверьте, что таких мест, с такой историей очень мало. И такие места надо ценить. Я понимаю, что в стране сложная экономическая ситуация, но в Осетии есть прекрасный футбольный клуб, знаменитые осетины-аланы, и я думаю, что, в конце концов, вопрос можно поднять на уровне министерства культуры РФ или Фонда кино РФ, которые создают сеть региональных кинотеатров и может быть стоит попробовать включиться в эту программу? Я уверен, что еще не все сделано для того, чтобы спасти кинотеатр. Ведь это не просто здание — это воспоминания. Это память. А когда-то кинотеатр назывался "Горец".

Заслуженный работник культуры РФ, заместитель заведующего отделом археологии Государственного Музея искусства народов Востока Тамерлан Габуев:

Известия о судьбе кинотеатра "Комсомолец" во Владикавказе меня очень огорчили. Я не буду повторять то, что все хорошо знают — это один из старейших кинотеатров в России. Скажу, что для многих поколений жителей моего города, да и лично для меня, это было только одно из многих мест, где мы могли посмотреть Кино. В детстве о братьях Пате мы ничего не знали, а гордостью прониклись в более зрелом возрасте. Только на Проспекте было пять кинотеатров — "Родина", "Дом офицеров", "Комсомолец", "Октябрь", кинотеатр в парке. В шаговой доступности были кинотеатры "Заря" и "Дружба". Сейчас ничего этого нет. А может ли город называться культурным, если в его центре нет ни одного кинотеатра? Не уверен.

Судьба кинотеатра Комсомолец
© Sputnik / Анна Кабисова
Судьба кинотеатра "Комсомолец"

Мне безумно жаль тех усилий и денег, которые были вложены Наумом Клейманом, крупнейшим деятелем мирового Кино, в проект создания Синематеки во Владикавказе именно на базе кинотеатра "Комсомолец". Оказалось, что все это было выброшено на помойку. Но для многих это все лирика, а от некоторых я даже слышал, что это он делает для своего пиара. Скажу, что на помойке пиар не делают. Теперь о деньгах. Безусловно, поднимать кинотеатр из руин дело затратное, но их можно найти. Можно обратиться за финансированием в Федеральное правительство, можно часть средств выделить из республиканского бюджета. Кроме того, Осетия сейчас в преддверии празднования юбилея крещения Алании, и на празднование могут быть потрачены огромные деньги. Чаще всего они будут тратиться на ничего не значащий антураж. А если их часть, вместо условных фейерверков, цветов и воздушных шариков, да и сверх обильных застолий, направить на возрождение Кинотеатра? Многие гости Осетии, приезжающие на празднование, оценят этот жест. А город без Кинотеатра выглядит убого.

Мы имеем то, что составило бы гордость любого крупного города России, но распоряжаемся нашим наследием халатно, преступно и бездумно. Потеря Кинотеатра — еще один шаг к потере нашим городом статуса культурного центра Северного Кавказа.

После того, как были зачитаны вышеприведенные письма, участники круглого стола также высказали свою позицию.

Директор Дома кино, председатель Северо-Кавказского отделения союза кинематографистов РФ, кинорежиссер Вячеслав Гулуев:

Конечно, кинотеатр "Комсомолец" республике нужен — это очевидно. Я помню, как в 2000 году Аким Салбиев организовал фестиваль кино, и мы думали, на каких площадках его проводить. Уже в те годы кинотеатр "Комсомолец" был в плохом состоянии, и по нашей просьбе из Москвы приехали специалисты. Они все осмотрели, сделали смету — федеральный центр выделил шесть миллионов рублей, на которые была куплена современная аппаратура и кресла для зала, а республику обязали сделать в кинотеатре ремонт. Москва свою часть выполнила, а республика на ремонт денег не нашла. Так все и повисло…

Судьба кинотеатра Комсомолец
© Sputnik / Анна Кабисова
Судьба кинотеатра "Комсомолец"

Министр культуры РСО-Алания Руслан Мильдзихов:

В программе федеральных целевых проектов (ФЦП) с 2019 по 2024 годы есть национальные проекты: "Культурная среда", "Творческие люди" и "Цифровая культура". В рамках проекта "Культурная среда" министерство культуры республики подало проекты на сумму 3,5 миллиарда рублей на капитальный ремонт Осетинского театра, строительство ангара для театра Нартов, проект "Даргавс", а также строительство хореографического центра. Теперь министерство культуры и министерство финансов РФ рассматривают наши заявки.

В этой программе нет проектов, имеющих отношение к кинематографу. Но это не значит, что их не будет. В министерстве культуры есть Департамент кино и там формируются свои программы…

Судьба кинотеатра Комсомолец
© Sputnik / Анна Кабисова
Судьба кинотеатра "Комсомолец"

Когда я стал министром культуры, то пытался взять кинотеатр "Комсомолец" на свой баланс, и министр имущественных отношений Руслан Тедеев любезно согласился. Я хотел включить кинотеатр "Комсомолец" в ФЦП, но, к большому сожалению, он не попал в нее, так как все деньги на ремонт и строительство объектов культуры выделялись только на сельские объекты. В начале лета в Костроме состоялся координационный совет, на котором собрались руководители министерств всех субъектов РФ, и поднимался вопрос, почему городские культурные объекты не попадают в эту программу. Думаю, что это будет учтено в новых целевых программах. И когда я понял, что не смогу включить "Комсомолец" ни в одну федеральную программу, то не взял его на баланс министерства культуры.

Вы наверно слышали, что это здание очень сильно заинтересовало Валерия Гергиева и сейчас уже практически все документы по этому зданию подготовлены. Мы готовы заключить с ним соглашение. У меня не было возможности поговорить с Гергиевым, но насколько я знаю, он планирует организовать в здании кинотеатра школу актерского мастерства для Алена Маратра. Министерство имущественных отношений подготовило все документы, но на сегодняшний день, в силу финансовых обстоятельств, Гергиев пока все приостановил, и дальнейшего движения в этом вопросе нет. Но, я думаю, что, если Валерий Абисалович возьмет здание, то это будет только на пользу, потому что он достаточно патриотичный и разумный человек. И если с ним говорить об истории кинотеатра, то там достаточно возможностей, чтобы сделать и центр актерского мастерства и киноцентр.

Сегодня в республике нет финансовых возможностей отремонтировать "Комсомолец". Мы — дотационная республика.

Я не кокетничаю перед Гергиевым, у меня есть свое отношение к передаче концертных площадок республики, но в силу того, что у республики нет финансовых возможностей, то сегодня моя позиция такая: если Гергиев решит взять это здание, то он достаточно разумен, чтобы оставить в нем и кинотеатр.

14-18 ноября в Санкт-Петербурге пройдет культурный форум, и у меня будет возможность поговорить с Валерием Гергиевым и узнать о его дальнейших планах в отношении кинотеатра "Комсомолец".

Еще хочу рассказать о том, что кинотеатр "Родина" вновь на балансе республики и его можно возродить. Там сохранился экран и световое оборудование и, сделав косметический ремонт, там можно показывать кино. Мы сохранили кинофонд республики, хотя он был практически оптимизирован: сегодня там работают два человека, которые следят за сохранностью коллекции кинопленки, а это 380 кинофильмов, и, при наличии соответствующего кинооборудования, эти фильмы можно было бы там демонстрировать.

Судьба кинотеатра Комсомолец
© Sputnik / Анна Кабисова
Судьба кинотеатра "Комсомолец"

Кинорежиссер и сценарист Аслан Галазов:

В этих письмах были сказаны действительно очень важные вещи, но возникает главный вопрос — а есть ли вообще в республике общее понимание проблем кинематографа? Видно, что его нет. Это просто стыдно не иметь хотя бы одного кинотеатра в центре города и считаться культурной столицей…

Вы только подумайте, что в начале ХХ века осуществлялась кинофикация всего мира и нашей страны — даже в голодное страшное время, когда шла гражданская война. Это делалось, потому что было понимание — "из всех искусств для нас важнейшим является кино". Кино — это оружие массового поражения, которое может быть и со знаком "минус", и со знаком "плюс". К сожалению, сегодня чаще всего кино со знаком "минус": мы видим, что показывают в кинотеатрах, что показывают по телевидению — к кинематографу с большой буквы все это не имеет отношения. Это бизнес под маркой кино, и правильнее все это называть медиапродукцией. Я солидарен с тем, что написали Тамерлан Габуев и Александр Котт. Количество кинотеатров на квадратный метр определяет уровень развития общества. Почему надо говорить прописные истины о значении кинематографа, культуры, литературы? О каком воспитании подрастающих поколений можно говорить, если сегодня семья не может удержать ребенка от гаджетов и интернета, в котором можно найти все, что угодно?

Некоторые говорят, а зачем сегодня кинотеатры, когда человек сам может найти и посмотреть то, что ему интересно? Но здесь важно именно кто и что будет показывать в кинотеатре… 60 миллионов рублей, которые нужны на восстановление кинотеатра "Комсомолец" — это деньги, которые выделяет министерство культуры РФ и Фонд кино на съемку полнометражного фильма. Раз мы сами не можем восстановить этот кинотеатр, то нужно взаимодействовать с центром. У нас в республике нет ни одной площадки, на которой можно было бы обсуждать проблемы кино и что-то предпринимать. Кто у нас в республике занимается кино? В советское время республиканский Союз кинематографистов был мощной организацией, а сейчас это просто общественная организация, которая не способна решать эти вопросы. В министерстве культуры РФ есть Департамент кино. У нас нет ни одной единицы. Получается, что кино как искусство мы вообще не рассматриваем? Взять ту же стратегию социально-экономического развития республики — в ней нет ни одного слова о кинематографе. Культура в стратегии отражена только в качестве будущего проекта музыкального центра Валерия Гергиева, но ведь кинематограф, как и музыка, тоже важная часть культуры и престижа республики.

Судьба кинотеатра Комсомолец
© Sputnik / Анна Кабисова
Судьба кинотеатра "Комсомолец"

Я не верю в то, что если в кинотеатр вложится бизнесмен, из этого получится что-то путное. Сохранить кинотеатр "Комсомолец" — это обязанность государства, для государства это должно быть гордостью и делом чести. Это должен быть государственный кинотеатр с культурно-просветительской функцией, его прибыль нельзя измерить деньгами. Например, в "Комсомольце" можно было бы осуществлять программу "Школьный сеанс", в рамках которой показывали бы замечательные экранизации литературных произведений.

Если мы хотим сохранить кинотеатр как объект культурного наследия, то надо сохранить его профиль — именно как кинотеатр.

Я скептически смотрю на вопрос спасения кинотеатра, тем более Руслан Аппевич говорит, что все документы для передачи здания Валерию Абисаловичу Гергиеву уже готовы. Конечно, можно обратиться с просьбой к Гергиеву, чтобы он посодействовал в сохранении и восстановлении "Комсомольца" именно как кинотеатра. Почему я смотрю скептически: мне кажется, что у нас в республике нет главного — понимания и осознания того, что такое кино. Нет понимания, что это искусство, которое работает с душой взрослого и ребенка. Ссылаться на то, что мы дотационная республика и не можем ничего предпринимать, вынося на обсуждение такие проблемы, — тупиковый путь. Следуя такой логике и снимая с себя ответственность, можно из республики превратиться в районный центр… И пока нет понимания важности и нужности кинематографа в республике, ничего не изменится.

Главный редактор журнала "Дарьял" Алан Цхурбаев:

Мне кажется, что Александр Котт закончил свое письмо очень правильными словами: "я не верю в то, что все было сделано". Абсолютно с ним согласен. У меня нет доверия к словам о том, что было сделано все. Я понимаю позицию министерства имущества, она достаточно честная: "мы выставляли на торги, никто не хочет покупать кинотеатр в таком состоянии". Но в то же время есть факт, который невозможно обойти в этой истории — потеря старейшего кинотеатра в России. Это недопустимо. Так нельзя. Если в туристическом буклете о Владикавказе будет написано, что в этом городе работает старейший кинотеатр в России — это история… А если там будет отдел бытовой химии, а на здании — табличка, что здесь когда-то существовал кинотеатр, то это тоже история, но позорная.

Судьба кинотеатра Комсомолец
© Sputnik / Анна Кабисова
Судьба кинотеатра "Комсомолец"

Кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСО-Алания, Рафаэль Гаспарянц:

Надо разделить две вещи, когда мы говорим о кинотеатре "Комсомолец" — административно-хозяйственную и культурно-просветительскую. Пока мы не решим основную задачу, чем будет заниматься кинотеатр, разрушение здания будет продолжаться. Да, можно сделать там мультикультурный центр, но причем тогда кино?

Судьба кинотеатра Комсомолец
© Sputnik / Анна Кабисова
Судьба кинотеатра "Комсомолец"

Кинотеатр должен быть сориентирован на свою основную задачу, а уже по ходу работы можно думать и дальше. Сам процесс восприятия кинофильма в кинозале ни с чем не сравним. Когда сидят в тапочках перед экраном телевизора после рабочего дня, идет реклама, человек то уйдет, то придет — это уже не просмотр. Такой формат лишает это искусство прямого предназначения — непосредственного контакта от начала до конца. Моя позиция в этом вопросе такова, что нам нужно определиться в этом вопросе: будет ли это кинотеатр повторного фильма, или кинотеатр старого кино. Как угодно. Мы можем назвать его "Патэ-Алания", например, все это брендовые вещи, которые будут привлекать людей. Что касается того, какие фильмы там показывать, то это серьезный вопрос. Можно выйти на Госфильмофонд и другие структуры, которые профессионально занимаются сохранением киноресурсов, и показывать их коллекции. Показать, например фильм "Абрек Заур", снятый еще в 1924 году. Кто его видел? Никто. Все это нужно собрать и показывать — приобщать людей к богатой истории осетинского кино.

Если мы решим, что кинотеатр "Комсомолец" остается в статусе кинотеатра, то в нем можно показывать и старое доброе кино, и делать премьерные показы… Что касается организационных моментов, то все понимают — у всех свои интересы, кинотеатр — это уже готовый бренд. Вот на кирху (здание Филармонии, которое сейчас является филиалом Мариинского театра — прим. ред.) обратили внимание, реконструировали. Почему на "Комсомолец" тогда не обращают внимания, не реконструируют? В Филармонии все сконцентрировано только на музыке, и это правильно, а в "Комсомольце" будет только кино. Реконструируем старое здание, поставим проекторы и будем показывать немое кино, тапер будет — попросим Николая Кабоева, и он под изображение будет озвучивать фильм, как это положено. Я за чистоту жанра в данном случае. Кино должно быть приоритетом в этом вопросе, а если мы решим этот вопрос, то после уже можно дополнять: устраивать ретроспективы фильмов наших режиссеров-земляков, организовывать фестивали.

Ведущий советник отдела государственной охраны объектов культурного наследия Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания Руслан Булгаров:

Мы не должны забывать, что "Комсомолец" — это памятник архитектуры федерального значения. Это очень важно, и проводить там какие-то работы без привлечения специалистов и согласования с нашим Комитетом никто не имеет права. Само здание сносить нельзя.

Судьба кинотеатра Комсомолец
© Sputnik / Анна Кабисова
Судьба кинотеатра "Комсомолец"

Комитет не может диктовать то, что должно быть внутри кинотеатра. Но у здания есть охранный статус, согласно которому он может функционировать только по своему прямому назначению. Я лично хотел бы, чтобы сохранился кинотеатр: я тоже ходил туда в детстве и учеников водил по абонементам. Сейчас уже трудно определить, почему владельцев здания, которое находится в аварийном состоянии, до сих пор не привлекали к ответственности. Но оно столько раз переходило из рук в руки, что зацепиться за собственника очень трудно: сегодня один, завтра другой. А по закону отвечает собственник или пользователь. Государство, к великому сожалению, как это было в добрые советские времена, не занимается уже сохранением и восстановлением памятников архитектуры. Хозяин должен проводить ремонтные работы и содержать здание в надлежащем виде, если же это не соблюдается, то закон позволяет изъять этот объект.

Комитет также подавал кинотеатр "Комсомолец" в ФЦП, но, к сожалению, он не попал в эту программу.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков СОГМА Ия Мамиева:

Все свое детство я ходила в этот кинотеатр, и это было очень удобно для всех семей, которые жили на Проспекте и неподалеку от него. Это было место без движения автотранспорта, в которое в любой момент можно было послать ребенка и не переживать за его безопасность. Почему бы этот кинотеатр не сохранить именно для детей?

Судьба кинотеатра Комсомолец
© Sputnik / Анна Кабисова
Судьба кинотеатра "Комсомолец"

Почему мы воспринимаем этот кинотеатр как обузу и нагрузку на бюджет? Кинотеатры прекрасно зарабатывают, если ведут хорошую политику — я знаю, потому что специально этим интересовалась. Сейчас центры культуры в Москве — это кинотеатры. Например, любимые места всех москвичей — это кинотеатры "Иллюзион" и "Пионер". Сейчас это самые модные места в столице. Вот приезжал актер Том Харди, и куда он пошел? В кинотеатр "Пионер", где есть атмосфера. Сделать кинотеатр с атмосферой — в этом идея. Необходимо сохранить "Комсомолец" именно как кинотеатр — это лицо и престиж города. К нам часто приезжают иностранцы, с которыми я работаю, и они спрашивают: "куда вы нас отведете?". Ну, в горы вывезли, по Проспекту погуляли, а дальше? Кинотеатр, созданный с нуля, при правильной политике, окупается через пять лет и в первый же год дает прибыль миллион рублей.

Главный редактор портала "Gradus pro" Валериан Туганов:

Творческая атмосфера — это хорошо, но нужно добавить конструктив. Нужно смотреть, в какую программу можно попасть по исторической и по культурной части. Попробовать привлечь бизнес: мы считали, что примерно 300 человек в день может принимать кинотеатр и это хороший трафик.

При средней стоимости билета 200 рублей, в год кинотеатр может зарабатывать около 10 миллионов, а за пять лет 50 миллионов, которые нужны на реконструкцию кинотеатра, могут окупиться. Нужен четкий бизнес-план.

Бывший директор кинотеатра "Октябрь" Фатима Саламова:

Очень важно, в чьи руки попадет кинотеатр. Владелец должен быть абсолютно городским человеком, знать и любить это здание и его историю. Как известно, роль личности в истории важна и если придет унылый, без полета человек, то он его загубит. А в том, что кинотеатр может жить и процветать, я абсолютно уверена.

Кандидат технических наук, доцент, преподаватель СКГМИ, Альбина Даурова

Я кино люблю с точки зрения зрителя. Мне близка позиция разделить решение проблемы на две части: кино и вокруг кино и хозяйственно-административная часть. То, что кинотеатр нам нужен, это все понятно, и мы не будем друг друга уговаривать. Нужны деньги. Столько вариантов замечательных было сейчас озвучено: на одних только походах в кино студентов и школьников можно получить прибыль. Но все идеи нужно разделить на секторы и по каждому сектору написать грамотный бизнес-план. Нужно привлекать людей с деньгами и проводить круглый стол не с нами, ведь нам не нужно убеждать друг друга, а привлекать людей, у которых есть средства, и показывать им все потенциальные возможности развития кинотеатра "Комсомолец". Пусть Валерий Абисалович и станет главным меценатом, который возродит кинотеатр как кинотеатр. Можно обдумать и идею сбора средств среди населения.

В заключение круглого стола участники решили подготовить свои предложения и пойти с ними на встречу с представителями республиканской власти.

Организаторы круглого стола благодарят Альбину Олисаеву за возможность провести мероприятие в пресс-центре газеты "Слово".

Правила пользованияКомментарии



Главные темы

Орбита Sputnik

  • Георгий Мурадов

    По каким вопросам Крым и Абхазия начнут сотрудничать уже в ближайшее время, рассказал зампредседателя Совета министров Республики Крым.

  • Здание Верховного суда Азербайджана, фото из архива

    Количество судей в Азербайджане в пересчете на численность населения ниже европейских стандартов, заявил председатель Верховного суда республики.

  • Армяне устроили гулянья в аэропорту «Симферополь»

    Крымские армяне поддержали идею присвоить имя художника Ивана Айвазовского аэропорту Симферополя, исполнив народный танец.

  • Георгий Мурадов

    По каким вопросам Крым и Абхазия начнут сотрудничать уже в ближайшее время, рассказал зампредседателя Совета министров Республики Крым.

  • Здание Верховного суда Азербайджана, фото из архива

    Количество судей в Азербайджане в пересчете на численность населения ниже европейских стандартов, заявил председатель Верховного суда республики.

  • Армяне устроили гулянья в аэропорту «Симферополь»

    Крымские армяне поддержали идею присвоить имя художника Ивана Айвазовского аэропорту Симферополя, исполнив народный танец.