Балетмейстер-хореограф Сергей Кочиев окончил московский институт культуры. Работал в Санкт-Петербурге с разными танцевальными коллективами, где встретился со многими профессионалами своего дела. Позже он вернулся в Москву и обучал детей национальным танцам, а около года назад вернулся в родную Южную Осетию. Сейчас Сергей учит детей осетинским танцам в ансамбле "Зилахар".
В интервью корреспонденту Sputnik Азамату Кулумбегову балетмейстер-хореограф рассказал об образовании, работе с детьми, а также о значении танцев в его жизни.
— Что для вас значат танцы?
— Когда я танцую, забывается все. Надо выделить поток энергии, в который я вхожу, потому что когда ты танцуешь, то забываешь обо всем – это объясняется как поток. Когда я танцую, то я в этот момент – и все и ничего. Танцы - смысл моей жизни. Если бы не танцы, не знаю, кем был бы.
— Как вы пришли в танцы и где получили профессиональное образование?
— Прежде чем "отдаться" хореографии, увлекался разным - ходил на волейбол, немного на вольную борьбу, и, как это часто бывает, подрался с кем-то. Маме не понравился мой "фингал", и меня отдали на танцы в студию ансамбля "Симд" под руководством Геннадия Биченова. Даже помню точную дату – 2 марта 2004 года. Мне в первый же день все очень понравилось. Также хочу отметить педагога Валентину Тедееву - любовь к танцам привили мне они. Где-то два года мы проучились в студии, где руководителем был Геннадий Биченов, а спустя два года ее закрыли, но меня и еще пару парней, которые выделялись, взяли в старший состав ансамбля. Это был мой первый успех. По окончании школы тогдашний министр культуры Тамерлан Дзудцов сказал, чтобы я собирал документы для поступления в ГИТИС, что стало для меня шоком. Но тогда поступить в Российский институт театрального искусства не получилось, потому что в тот год набора на специальность балетмейстера в ГИТИСе не было. Однако позже удалось поступить в институт культуры в Москве.
Развитие и образование для меня - смысл жизни, так как я верю, что развитие является смыслом жизни всего сущего. Хотелось бы выделить не мой диплом, который я получил, а то, что я соприкасался с профессионалами на своем пути. Профессионалом я называю человека выдающегося, который в своей профессии очень компетентен, и имеет выдающиеся результаты.
— Вы сами еще выступаете, или посвятили себя преподаванию танцев детям?
— Если я скажу, что все свое время отдаю детям - это будет не совсем верно. Сам я танцевать не прекратил. Просто сейчас не выступаю. Я не могу выбирать между детьми и моей карьерой, так как я верю, что дети – мое продолжение, и то, каким я буду, будет сильно отражаться на детях. Я не могу выбрать что-то одно, танцевать душа просится, а детям отдавать знания – необходимо. Иначе зачем мы развиваемся, если не можем привнести вклад в общество, но, тем не менее, у меня душа к танцам горит.
— Трудно ли работать с детьми?
— Когда я слышу подобный вопрос, то хочется спросить, а легко ли работать со мной? Потому что как я с ними работаю, так и они со мной работают, сами и в лице своих родителей, конечно. Я верю, что наше наружное идет у нас изнутри. Что я могу сделать, чтобы им было хорошо? Что могу сделать, чтобы им было интересно? Вследствие чего у них появится и страсть. Больше внимания я обращаю на то, что я делаю и как я делаю, чтобы им было легче работать. Претензии больше к себе, а не к ним.
— Намечаются ли у вас концерты?
— Прямо сейчас я работаю с ансамблем "Зилахар", вместе с моим партнером Ацамазом Тедеты. Недавно мы с ними выиграли фестиваль. Летом планируем выехать с ними куда-нибудь. Организационными вопросами в основном занимается Ацамаз, а я больше времени уделяю хореографии. Одному работать с коллективом нельзя, нужно как административные вопросы решать, так и хореографические. А одному делать и то, и другое, я думаю, сущий ад. Поэтому нам легко работать вдвоем, так как делим обязанности на двоих.
— На ваш взгляд, какой уровень школы танцев в нашей республике?
— У нас до сих пор нет профессиональной школы, которая будет воспитывать танцоров в перспективе. Но в целом у нас есть развитие. Если сравнивать наше сегодняшнее положение и десять лет назад, то я был приятно удивлен тем, насколько много учеников появилось. Видно, что рост есть, но хочется, чтобы этот рост был профессиональным. Это придется сделать нам, иначе корень проблемы здесь не решится, и мы всегда будем вынуждены брать что-то со стороны.
— Чем вы занимались до приезда в Южную Осетию?
— Я работал в Санкт-Петербурге в нескольких коллективах, среди которых хочу выделить ансамбль песни и пляски Ленинградского военного округа. В этом коллективе я приобрел большой профессиональный рост. В один момент я понял, что хочу больше свободы, а не постоянных гастролей. Поэтому в том же году решил уволиться и переехать в Москву. Решил попробовать себя в чем-то новом - делал онлайн-проект, в рамках которого обучал кавказским танцам. Когда идея исчерпала себя, начал обучать детей танцам: русских детей - русским танцам, армян - армянским танцам, осетин - осетинским танцам. На этом пути удалось познакомиться с потрясающими людьми, от которых набрался много мудрости.
— Вы назвали разные национальные танцы. Так, сколько их у вас в багаже?
— Если называть цифру, то это будет неправильно. Откуда у нас вообще появились наши национальные танцы? Когда-то, кто-то поставил эти танцы, и они менялись, развивались в зависимости от нашего настроения, от характера. Танцы совершенствуются и по сей день. Если говорить о том, сколько танцев я знаю, думаю, не так важно - важнее, сколько танцев можно создать. А мне моего профессионализма хватает, чтобы создать больше танцевальных номеров. Для этого получше нужно изучить фольклор.
— Что в танцах важнее — талант или трудолюбие?
— Я думаю, что страсть и склонность к этому. Если они у человека есть, то все получится, а что получится - то понравится, что понравится - к тому и страсть появится. Трудолюбие, если назвать его еще и дисциплиной, возникает вследствие страсти к чему-то. Если, например, человек трудолюбив, но занимается не тем, что ему нравится, то он вскоре бросит это дело. Бывает, что если человек натренирован, как духовно, так и физически, то ему легко бывает выполнить ту или иную задачу. Нужны страсть и интерес, потом появится уже и дисциплина.
— Может, вы хотите добавить что-то от себя?
— Если мы касаемся контекста осетинских танцев, то мы касаемся контекста осетинской культуры, а если мы касаемся культуры, то касаемся нашего общества, если мы касаемся нашего общества, то мы касаемся всей республики. Хочется, чтобы у нас развитие было у всего, чтобы возросло образование. К примеру, я параллельно учусь в ЮОГУ, и должен признать, что очень удивился, когда пришел на лекцию – оказывается в любом возрасте можно узнать много нового. Хочется продвижения вперед, пожелать нашей республике успехов во всем. Я думаю, что с помощью образования мы сможем повлиять на развитие Южной Осетии.