12:56 26 Февраля 2021
Прямой эфир
  • EUR89.50
  • USD73.47
Южная Осетия
Получить короткую ссылку
72450

По итогам визита делегации российских парламентариев в Южную Осетию, глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев дал эксклюзивное интервью корреспонденту Sputnik Диане Козаевой.

Российский сенатор прибыл в Южную Осетию во главе парламентской делегации, состоящей из членов Совета Федерации и Госдумы. В Цхинвале Косачев встретился с президентом Анатолием Бибиловым и депутатами парламента республики. 

В тот же день депутатский корпус собрался на сессию - первую с сентября 2020 года (за исключением одного заседания, на котором были одобрены поправки в бюджет республики по надбавкам медикам). 

В завершение визита Косачев дал эксклюзивное интервью информационному агентству Sputnik Южная Осетия. Сенатор рассказал о межпарламентском сотрудничестве, прокомментировал решение ЕСПЧ по иску Грузии и ситуацию в Южной Осетии.

- Константин Иосифович, как вы оцениваете общественно-политическую ситуацию в Южной Осетии?

- Разумеется, для нас внутренняя ситуация в Южной Осетии крайне важна, мы за ней самым внимательным образом следим и в последние месяцы, когда она обострилась в силу известных событий. Событий, которые получают прямо противоположную оценку в обществе, и которые отражаются в политических подходах депутатов. К сожалению, эта ситуация в последнее время зашла в тупик, парламент прекратил свое функционирование, в силу этого не принимались важнейшие решения, которые должны приниматься в интересах обеспечения жизнедеятельности в самой республике, и, разумеется, в интересах сопровождения и стимулирования наших двусторонних отношений.

Поэтому та ситуация, которая здесь сложилась, на каком-то этапе стала уже напрямую затрагивать и двустороннее сотрудничество. Хотя, я уверен, никто не хотел таким образом эту ситуацию видеть, но это было неизбежным. Для нас главным интересом на югоосетинском направлении является обеспечение здесь стабильности, благополучия людей, поддержка молодой республики во всех ее начинаниях. Поэтому, эта ситуация нас, разумеется, тревожит, и мы, признавая право всех политиков на свою точку зрения, считаем, что все эти оценки и позиции должны отстаиваться в рамках нормальной, юридически корректной, соответствующей Конституции работе парламента. Парламент для того и создан, чтобы там отстаивать свои политические позиции, но он должен функционировать.

И мы искренне рады тому, что сегодня работа парламента возобновлена.

- По итогам сегодняшних встреч, каким вы видите выход из сложившейся ситуации во взаимоотношениях законодательной и исполнительной ветвей власти?

- Если считать завершающее событие сегодняшнего дня – пленарное заседание – то у нашей делегации в общей сложности состоялось 11 встреч. Причем не на бегу, а 11 глубоких, открытых, откровенных встреч со всеми без исключения депутатами, представляющими разные фракции. Мы выслушали каждого из них, и высказали свою оценку. Но я бы хотел подчеркнуть, что мы сюда приехали не в качестве стороны, которая устанавливает истину, кто прав и кто виноват, мы уважаем суверенитет и независимость республики, понимаем, что это сугубо внутренний вопрос, сугубо внутреннее дело, наша задача – содействовать диалогу. Такой диалог будет эффективен, только когда он будет поддерживаться со всех сторон.

Здесь не должно быть принуждения и ультиматумов ни с одной стороны, должна быть взаимная готовность услышать друг друга и найти, в конечно итоге, взаимоприемлемое решение. В этом смысле каждой из сторон конфликта придется в чем-то поступаться своими изначальными позициями, но с осознанием того, что это нужно сделать в интересах всей республики и ее жителей. Ну и не в последнюю очередь, если хотите, как акт солидарности и с нашей страной, с тем, чтобы ее эта ситуация никоим образом не затрагивала. Каким может быть это решение, решать не в Москве. Это нужно обсуждать и решать в Цхинвале. Если от нас потребуется какая-то помощь и содействие, мы готовы поделиться опытом, но мы совершенно точно не будем никому свои оценки навязывать.

- Расскажите, как проходит работа по межпарламентскому сотрудничеству между Россией и Южной Осетией?

- Сразу же после признания Россией независимости Южной Осетии была создана двусторонняя Комиссия по межпарламентскому сотрудничеству. Она работает эффективно, регулярно, но самое главное, она обсуждает конкретные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, функционированием автотранспортного сообщения, жизнеобеспечением республики, контролирует реализацию инвестиционных программ, потому что там большая доля российского бюджета.

После того как был избран парламент Южной Осетии нынешнего созыва, удалось провести только одно заседание комиссии, в ноябре 2019 года. После этого работа была приостановлена. Это неправильно, потому что в результате оказались не рассмотрены десятки вопросов. И сегодня, в рамках работы нашей делегации, мы договорились о том, что когда парламент возобновляет свою работу, в самое ближайшее время будет организовано полномасштабное заседание этой комиссии в Цхинвале или в Москве. Парламент возобновил свою работу, и это значит, что у нас сложился последний пазл в этой мозаике. Есть все условия, чтобы возобновить наше межпарламентское сотрудничество и выходить на конкретные решения. Я считаю, что это главный результат работы нашей парламентской делегации в Южной Осетии.

- Как вы оцениваете в целом ситуацию на Южном Кавказе? Какие вызовы для России и Южной Осетии здесь могут возникнуть?

- Я не буду скрывать, что нынешняя непростая ситуация в Южной Осетии с большим вниманием наблюдалась не только в России. Она наблюдалась и в соседних странах, уверен, что и в Грузии за ней внимательно следили и продолжают следить. За ней следили в других странах, которых к нашим друзьям не отнесешь и являются оппонентами Южной Осетии и нашего союзничества. 

Не хочу никого в этом упрекать, но в каком-то смысле она уже начинала работать на ту точку зрения, которую отстаивают наши оппоненты: "посмотрите, в республике мало что получается", "не справляются местные политики", "Россия ничего не может сделать". Понятно, что эта демагогия моментально получила распространение в западных СМИ, в социальных сетях. Таких поводов давать не надо. Мы должны прекрасно понимать, что то, как здесь развивается ситуация, является важнейшим фактором, работающим и на авторитет Южной Осетии, и на дальнейшее международное признание республики, и, в конечном итоге, на защиту прав, интересов, свобод ее граждан.

Это наша общая задача, и по мере того, как она будет решаться, будут находить свое разрешение более общие вопросы, связанные с обеспечением стабильности и безопасности в Закавказском регионе. Мы сейчас далеки от этого, механизмы существуют, но они пока мало результативны, потому что позиции сторон, в данном случае, взаимоисключающие: возврат в лоно Грузии либо абсолютная независимость. Народ республики сделал свой выбор в полном соответствии с действующим международным законодательством. Именно на этой основе РФ признала независимость и суверенитет республики. Я уверен, что с течением времени эту позицию будет разделять все большее количество государств. При условии, что ситуация здесь будет стабильной, предсказуемой, демократичной и комфортной для всех политических сил.

- Москва, Цхинвал и Тбилиси по-разному оценили недавнее решение ЕСПЧ по иску Грузии против России. Как бы вы его прокомментировали? И не пора ли подавать аналогичные иски против Грузии за гибель российских миротворцев и югоосетинских мирных граждан в 2008 году?

- Интерпретации этого решения действительно разнятся – каждая сторона видит в нем что-то важное для себя. В этом смысле подобного рода решения скорее содействуют продвижению вперед, нежели блокируют ту или иную ситуацию. Гораздо хуже, когда такие решения оказываются в пользу одной из сторон в споре.

В том, что касается встречных исков, лично я давно отстаиваю позицию, что это время давно наступило, во многом даже упущено. Нужно обязательно подавать иски, нужно учиться у наших оппонентов так, как они работают против нас. Но не для того, чтобы работать против кого-то, а чтобы защищать законные права и интересы граждан Южной Осетии. Потому что они ничем не отличаются и не могут отличаться от прав и интересов граждан любой другой суверенной страны мира.




Главные темы

Орбита Sputnik