21:21 07 Августа 2020
Прямой эфир
  • EUR87.17
  • USD73.64
Южная Осетия
Получить короткую ссылку
39821

Об этнографии, как уникальном опыте фиксации старины, рассказывает кандидат исторических наук Аза Кокоева

ЦХИНВАЛ, 17 июл - Sputnik, Залина Кулумбегова. День этнографа отмечается ежегодно 17 июля. Этот профессиональный праздник не имеет официального статуса, но широко празднуется самими этнографами. Праздник приурочен ко дню рождения известного русского этнографа Николая Миклухо-Маклая. 

Несмотря на то, что название праздника мужского рода, в этой специальности активно заняты и женщины. Аза Кокоева, старший научный сотрудник отдела истории и этнологии Юго-Осетинского научно-исследовательского института имении Захара Ванеева, занимается сбором информации о старинных обрядах на протяжении долгих лет.

"Впервые специальность этнография в учебных программах Юго-Осетинского педагогического института (ныне ЮОГУ) появилась в 1969 году. Тогда я училась на историческом факультете и нам этот предмет преподавал Людвиг Чибиров. Он рассказывал о народных обычаях, верованиях, обрядах. Для меня все это не было в новинку – в отличие от городских студентов я воспитывалась в деревне, и все, о чем рассказывал наш преподаватель, было частью жизни нашей семьи", – вспоминает Кокоева.

В селении Сарабук Цхинвальского района на глазах девушки справлялись обряды, о которых большинство однокурсников могли узнать только по учебникам. Как говорит Кокоева, ее отец был знатоком народных обычаев. Например, мог с точностью предсказать по природным приметам будет дождь или засуха.

"Я увлеклась этнографией, а Людвиг Чибиров поддержал меня в этом начинании. Большую роль в моей судьбе сыграла и этнограф Зинаида Давыдовна Гаглоева, первая осетинская женщина доктор наук в Южной Осетии. Она способствовала тому, чтобы я поступила в аспирантуру, стала моим научным руководителем", – рассказывает Аза Багратовна.

Аза Кокоева
Из личного архива Азы Кокоевой
Аза Кокоева за работой.

Важное место в работе этнографов занимает сбор материала. Ученые обходят сельские населенные пункты, встречаются с жителями, преимущественно старожилами, и собирают свидетельства быта, особенности религиозных культов. Долгие годы главным инструментом в их работе были блокнот и карандаш, позже появились диктофоны, фотоаппараты. 

"С Зинаидой Гаглоевой мы посетили практически все уголки Осетии. Встречались с людьми старшего возраста – хранителями старины. Информации было много, и она была разной. Сегодня этого уже нет. Старшее поколение ушло, а новое уже не помнит в деталях ни об обрядах, ни об обычаях", – говорит с сожалением Кокоева.

Она считает, что этнографу, в первую очередь, необходимо быть хорошим психологом, чтобы вызвать на откровения собеседника.

"Считается, что в этой профессии больше удается сделать женщинам, так как им бывает легче вызывать людей на разговор. Порой расспрашиваешь старика или старушку целый день, но только на второй или третий день они начинают быть с тобой откровенны", - делиться этнограф.

Работа во время этнографической экспедиции начиналась в 10 утра и заканчивалась поздно вечером. И все это время приходилось общаться с людьми.

"Я занималась сбором материала по родильным и погребальным обрядам. Об этих вещах не все могут говорить открыто с посторонним для них человеком. Но опыт общения приходит со временем", – говорит Кокоева.

Когда удавалось встретить во время этнографической экспедиции знающего старожила, то для нее это был настоящий праздник. Один такой человек мог предоставить информацию на целую книгу.

По ее словам, такие люди — редкая находка. Поэтому главная цель осетинских этнографов — объезжать деревни и собирать информацию. Ведь с каждым годом людей, знающих о традициях прошлого, становится все меньше и меньше.




Главные темы

Орбита Sputnik