18:29 17 Сентября 2021
Прямой эфир
  • EUR85.46
  • USD72.56
Северная Осетия
Получить короткую ссылку
101 0 0

В арт-пространстве The Lampæ во Владикавказе прошла ретроспектива международного фестиваля одноминутных фильмов "Filminute". Режиссер Артур Омаров рассказал корреспонденту Sputnik, в чем сложность и оригинальность такого кино

В программе международного фестиваля одноминутных фильмов "Filminute" во Владикавказе представили кино игровое и документальное, драмы и комедии, фильмы ужасов и артхаусные эксперименты. Единственное правило – весь фильм, от первого кадра до конца финальных титров, должен укладываться ровно в шестьдесят секунд, будь то лаконичный комедийный скетч или история целой человеческой жизни.

Подборку шестидесяти фильмов из конкурсных программ за все четырнадцать лет фестиваля собрал Артур Омаров – режиссер, лауреат специальной премии жюри "Filminute" в 2013 году.

О том, чем интересны одноминутные фильмы и как прошла ретроспектива, в интервью корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой рассказал Артур Омаров.

Ретроспектива одноминутных фильмов во Владикавказе
© Photo : Архив арт-пространства The Lampæ
Ретроспектива одноминутных фильмов во Владикавказе

– Расскажи, в чем, на твой взгляд, заключается оригинальность хронометража в одну минуту, и как много или мало можно вместить в это время?

– Одноминутные фильмы не перестают удивлять меня тем, как причудливо сочетают в себе вроде бы несочетаемые вещи. Имея в распоряжении хронометраж в шестьдесят секунд, авторы одноминутного кино виртуозно рассказывают истории, легко представимые в масштабах полного метра. И при этом среди одноминуток попадаются подлинные бриллианты, в которых форма неразрывно связана с содержанием – блестящие истории, которые существуют лишь в этот короткий миг времени.

Многие одноминутные фильмы попросту перестают работать, стоит лишь представить их растянутыми на стандартный хронометраж. Хоть инструменты для создания повествования и мира каждого одноминутного фильма абсолютно те же, что в большом кино, принципы и методы их использования совершенно другие.

– На ретроспективе было представлено шестьдесят фильмов, что их объединяет, кроме формата? Какие темы или условия съемки?

Основная задача, стоявшая перед этой ретроспективой, – охватить как можно более широкий спектр видов, жанров и стилей работ, представленных на фестивале "Filminute" за его 14-летнюю историю: от кино документального до игрового, от драм до комедий, от мультфильмов до артхаусных экспериментов – многообразие фильмов "Filminute" заставляет разбегаться глаза. В конкурсных программах разных лет можно встретить как фильмы, снятые режиссером-одиночкой на камеру смартфона, так и работы, сделанные профессиональными командами кинематографистов. Именно вот эту свободу в отсутствии каких-либо рамок, больше всего и хотелось сделать центральной темой ретроспективы.

Кадр из фильма Гребаные Вольвоксы
© Photo : Артур Омаров
Кадр из фильма "Гребаные Вольвоксы"

– Как проходил отбор фильмов?

– Идея показа подборки фильмов "Filminute" во Владикавказе возникла еще несколько лет назад. Я и Лиза Чухарова, моя супруга и соавтор, с 2013 года являемся большими поклонниками фестиваля, и за прошедшее время, конечно же, у нас появилось множество вариантов, что именно включить в подборку. Любые взгляды на искусство всегда очень субъективны, и, разумеется, эта ретроспектива никогда не позиционировалась как подборка исключительно "лучших" фильмов фестиваля. В итоге в ретроспективу вошли шестьдесят фильмов из двадцати шести стран – и это даже не пятая часть замечательных картин, представленных в конкурсных программах "Filminute". Все фильмы фестиваля можно посмотреть онлайн на официальном сайте.

Ретроспектива одноминутных фильмов во Владикавказе
© Photo : Архив арт-пространства The Lampæ
Ретроспектива одноминутных фильмов во Владикавказе

– Какие фильмы больше всего понравились зрителям?

– Очень сложно выделить что-то конкретное – при той стилистической и жанровой вариативности, которую удалось придать этой подборке, но думаю, что каждый нашел в итоге свою уникальную киноминутку. Разумеется, были фильмы, вызывавшие единодушный отклик у зрителей, например, в ретроспективе была замечательная подборка комедий на любой вкус. Но, я подозреваю, что своего зрителя нашли и не настолько универсальные работы – в конце концов, у каждого свое кино.

Елизавета Чухарова и Артур Омаров
© Sputnik / Анна Кабисова
Елизавета Чухарова и Артур Омаров

– Ретроспективу благословил сооснователь фестиваля и председатель жюри "Filminute" Джон Кетчам. Как удалось выйти с ним на связь и какие сложности возникли у тебя с организацией подобного мероприятия?

– Джон Кетчам, сооснователь "Filminute" и председатель жюри фестиваля, специально для показа во Владикавказе записал видеообращение к зрителям длиной в одну символичную минуту. Мы поддерживаем связь еще с 2013 года, когда наш одноминутный фильм "Гребаные вольвоксы" был удостоен специальной премии жюри. Энтузиазм Джона Кетчама в привлечении внимания мирового зрителя к формату одноминутного кино и вклад в формирование фестиваля "Filminute", в его нынешнем виде, сложно переоценить, и когда мы обратились к нему с просьбой представить ретроспективу, он с радостью откликнулся. При подобном общем увлечении одноминутным кино единственная объективная трудность состояла только в переводе всех диалоговых фильмов ретроспективы на русский язык и составлении субтитров для показа.

Ретроспектива одноминутных фильмов во Владикавказе
© Photo : Архив арт-пространства The Lampæ
Ретроспектива одноминутных фильмов во Владикавказе

– Твой фильм "Гребаные вольвоксы" победил на нескольких фестивалях. Расскажи об этой работе.

– "Вольвоксы" появились достаточно неожиданно даже для нас самих. Шел 2012 год, наша маленькая съемочная группа тогда пыталась доснять слишком амбициозный на тот момент проект-долгострой. Проблемы налипали друг на друга, как снежный ком, и в поисках решений мы часто засиживались до пяти утра, когда разговоры после бессонной ночи начинают напоминать диалоги из "Помутнения" Филипа К. Дика. Как раз тогда, фактически между делом, мы сняли "Гребаные вольвоксы", которые изначально просто должны были поймать ускользающее настроение этих летних рассветов. Однако после съемок они внезапно оказались вполне законченным фильмом, который случайно уложился ровно в одну минуту. Мы перезаписали звук, сделали полноценный пост-продакшен, и заявка на участие лихо отправилась на крупнейший в мире фестиваль одноминутного кино. В итоге "Вольвоксы" вошли в конкурсную программу 2013 года, взяли специальную премию жюри и собрали множество восторженных отзывов. И уже после этого наша первая киноминутка прокатилась по фестивалям различных уголков мира.

Ретроспектива одноминутных фильмов во Владикавказе
© Photo : Архив арт-пространства The Lampæ
Ретроспектива одноминутных фильмов во Владикавказе

– Что сложнее снять – полнометражный художественный фильм или одноминутный?

– Полный метр в любом случае требует от создателей намного большего объема работы. Но множество нюансов зависят от задачи, которую ставит перед собой режиссер. Иной раз все действие полнометражного фильма не выходит за пределы одной комнаты, в то время, как в одноминутном кино, перед глазами зрителя может промелькнуть добрый десяток различных локаций. Хронометраж в одну минуту практически не дает возможности постепенно сближаться с героями фильма – они должны сразу увлекать зрителя за собой в историю.

Ретроспектива одноминутных фильмов во Владикавказе
© Photo : Архив арт-пространства The Lampæ
Ретроспектива одноминутных фильмов во Владикавказе

– Планируется ли продолжать подобные мероприятия?

– Ретроспектива фестиваля "Filminute" была для нас с женой особым проектом, и мы несколько лет горели большим желанием его реализовать. Такая возможность, наконец, представилась на площадке арт-пространства The Lampæ, и меня искренне порадовало, как много людей заинтересовалось подобным необычным форматом. Думаю, если появится что-либо столь же занимательное в плане идеи и формата, свою аудиторию оно найдет. 

Главные темы

Орбита Sputnik