09:36 25 Августа 2019
Прямой эфир
  • EUR72.62
  • USD65.60
Анатолий Шульев

Режиссер из Осетии исполнил американскую мечту в Москве

Фото предоставлены пресс-службой Театра Маяковского
Северная Осетия
Получить короткую ссылку
42150

Уроженец Владикавказа поехал учиться снимать большое кино, а полюбил театр, и недавно вернулся домой с триумфом - его спектакль произвел в Северной Осетии настоящий фурор

Sputnik, Алексей Стефанов

Осенью прошлого года Анатолий Шульев праздновал свой триумф — он вернулся в родной Владикавказ со своими первыми гастролями. На сцене Северо-Осетинского театра был показан спектакль "Бешеные деньги", приуроченный к 80-летнему юбилею замечательной актрисы Светланы Немоляевой. В постановке Шульева она играет Надежду Антоновну Чебоксарову.

"Это мой первый спектакль на большой сцене, и везение, что с первыми гастролями я приехал именно во Владикавказ. Со стороны местных СМИ было очень большое внимание. На спектакль пришло много друзей и родственников, которые увидели, что я не просто так последние годы в Москве живу", — улыбается Анатолий.

По дороге к мечте

Анатолий Шульев родился в семье геологов. Мама приехала во Владикавказ из Белоруссии, папа со Ставрополья, встретились они во время учебы, да так и не расставались больше. Первым родился Анатолий, следом его брат и сестра. Но по стопам родителей они не пошли: Анатолий выучился на режиссера, и сейчас ставит спектакли в Театре Маяковского, Владимир стал актером и работает в Театре Вахтангова, а Юлия буквально в прошлом году поступила в ГИТИС на режиссуру в мастерскую к Андрею Кончаловскому.

Сцена с репетиции спектакля Донжуан
Фото предоставлены пресс-службой Театра Маяковского
Сцена с репетиции спектакля "Донжуан"

"Юля часто бывала у меня на репетициях и прогонах, училась в Московской новой школе кино, смотрела спектакли в Вахтанговском театре, поэтому была более опытная и знающая, когда приехала поступать. И в прямом смысле исполнила мою мечту, поступив с первого раза в 17 лет. Это когда-то я приехал, ничего не зная и не понимая, уверенный, что выучиться на режиссера можно только во ВГИКе", — говорит Анатолий.

Скорее всего, будущий режиссер пошел бы в науку — в школе у него любимыми предметами были биология, физика и математика, если бы мама не отвела Анатолия в пять лет в только что открывшийся детский музыкальный театр "Премьера". Будущий режиссер так увлекся сценой, что уже не представлял себя без театра.

"Помню, как в школе решил, что поеду поступать в Москву, но как это сделать, даже не представлял — домашнего компьютера в то время у нас не было, а значит, и интернета. И тут кто-то из преподавателей сделал стенгазету, в которой выписал с сайта ВГИКа требования для поступления. Эта стенгазета висела несколько дней, я приходил к ней как к иконе и перечитывал условия поступления во ВГИК, запоминал, записывал. Даже уроки пропускал ради этого. А потом, честно говоря, не помню, то ли я ее украл, то ли мне ее подарили, но стенгазета оказалась у меня дома, я повесил ее над кроватью и каждый вечер смотрел, представлял, как поеду в Москву", — вспоминает режиссер.

О том, что на режиссера можно выучиться в любом театральном училище, Шульев тогда даже не догадывался, был уверен, что режиссерская кузница кадров — только ВГИК. А помочь Анатолию в осуществлении мечты снова решила мама — они вместе сели на поезд и поехали в Москву. Первый блин оказался комом — Анатолий провалился, и тогда поступил в Высшую школу экономики на факультет социальных наук. Но через год решил вернуться к мечте — и поступил на актерский факультет в ГИТИС. Правда, желание стать режиссером не оставляло его, и, проучившись три года, Анатолий снова попытал счастья — на этот раз в Театральном институте имени Щукина. И следующие четыре года уже учился на режиссера в мастерской у Римаса Туминаса.

Анатолий считает, что это обстоятельство тоже сыграло свою роль — ежегодно выпускается огромное количество режиссеров, но находят работу не все. А если и получают предложения, то это, скорее всего, не Москва.

Сцена с репетиции спектакля Донжуан
Фото предоставлены пресс-службой Театра Маяковского
Сцена с репетиции спектакля "Донжуан"

"Туминас, конечно, помог нам реализоваться через дипломные проекты, которые мы показывали в Театре Вахтангова. Благодаря им мы засветились", — говорит Шульев.

Скучаю по осетинским горам

Родители Анатолия Шульева не только геологи, но и альпинисты. Мама в свое время была кандидатом спорта по скалолазанию, отец — альпинист со стажем, первый покоритель Эвереста из Северной Осетии.

"Впервые я попал в горы, когда мне был всего год — это был Кармадон, позже мы облазили все ущелья. А Цей я узнал, когда мне было четыре года. Родители поставили меня на лыжи, с тех пор и катаюсь. Я и сейчас скучаю по этой природе. И с удовольствием возвращаюсь. К счастью, родители живут во Владикавказе, и каждый год летом мы выбираемся в горы, а зимой — катаемся на лыжах. Я и жену к этому пристрастил. Полина у меня москвичка. Когда семь лет назад мы поженились, первым делом я повез ее в Кармадон. В тот год только-только начали пробиваться источники после схода ледника. Когда мы туда поднялись, шел дождь, Полина страшно паниковала, но, когда дошли до источников, все изменилось — она тоже полюбила горы", — рассказывает режиссер.

Теперь семья Шульевых каждый год обязательно едет в горы, только теперь уже втроем — с маленькой дочерью.

Семейный подряд

Но не только в горы ездит с женой Анатолий — с Полиной у них еще и творческий союз, она пишет музыку для спектаклей мужа.

"У нее, как и у меня два образования. Помимо того, что она актриса, она еще училась на дирижера, и ей очень хорошо удается создавать музыкальное сопровождение моих спектаклей. Я вообще очень люблю работать с командой, в которой у людей два образования. Сам я актер и режиссер, Полина артист и композитор, хореограф у меня тоже актер. И это очень помогает в работе над спектаклями — мы все хорошо понимаем специфику, не приходится объяснять, допустим, хореографу, что артист ну никак не может так станцевать. Хореограф сама придумывает именно актерский танец. А Полина прекрасно понимает, как делать именно театральную музыку, чтобы она была частью чего-то большего, а не самостоятельным произведением", — поясняет Шульев.

Сцена с репетиции спектакля Донжуан
Фото предоставлены пресс-службой Театра Маяковского
Сцена с репетиции спектакля "Донжуан"

Вот и над своим новым спектаклем "Донжуан", премьера которого назначена в Театре Маяковского на 7 апреля, Шульевы работают вместе. Только Полина под псевдонимом Акулова — это фамилия бабушки.

"Правда, в "Донжуане" будет два композитора — помимо Полины еще саунд-дизайнер из Греции Филипп Карецос. Полина пишет инструментальную музыку, а Филипп электронную, эмбиент — звуковую атмосферу. Кроме этого в спектакле будет много известной музыки, которая должна отсылать зрителя к определенной эпохе, какому-то знаковому событию в мире поп-рок-культуры", — рассказывает режиссер.

Жанр этого спектакля Анатолий Шульев определил, как селебрети-драма. Нет ни одного другого слова, которое бы впитало в себя столько смыслов, говорит режиссер, и поясняет, что селебрити — это знаменитость, известная преимущественно благодаря своему появлению в светской хронике и желтой прессе, а не за счет своей профессиональной деятельности.

"Так и Донжуан известен именно благодаря этому. Он путешествует по городам, а иначе обольститель и не может, иначе начинает повторяться, и ему все труднее находить новые любовные приключения. Это такой абсурдный герой, который никак не может насытиться. И все пытается ответить на вопрос, стоит ли жизнь труда быть прожитой или стоит ее просто прожечь? Это человек-праздник, и поэтому спектакль тоже будет праздником", — описывает суть постановки режиссер.

Сцена с репетиции спектакля Донжуан
Фото предоставлены пресс-службой Театра Маяковского
Сцена с репетиции спектакля "Донжуан"

Когда Анатолий только задумал стать режиссером, он мечтал снимать кино. Говорит, что приехал в Москву за американской мечтой. Снял несколько короткометражек, но пошли его постановки в двух московских театрах, и он влюбился в большую сцену.

"В театре мне очень интересно работать — это такая особая материя, без которой уже трудно существовать", — признается Анатолий Шульев. И добавляет, что когда придет время, переключится и на кино. А пока копит истории, которые захочется воплотить именно на экране, и набирается опыта.

Правила пользованияКомментарии



Главные темы

Орбита Sputnik