"Ночные ведьмы" на охоте — 8 октября 1941-го в Красной армии появились женские авиаполки
08:30 08.10.2025 (обновлено: 08:55 08.10.2025)
© telegram sputnikossetia
/ Подписаться
8 октября 1941 года вышел приказ Сталина "О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной армии". О славном боевом пути непобедимых советских летчиц расскажет @Sputniklive.
▪"Матерью" женских авиаполков стала штурман Марина Раскова. Дочь оперного артиста и учительницы, Раскова, в октябре 1931 года пошла работать в аэронавигационную лабораторию военно-воздушной академии имени Жуковского. В 1938 году она вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток — это был мировой рекорд по дальности полета.
▪После формирования и боевого слаживания 588-й ночной авиаполк, штатные должности которого занимали молодые девушки, включили в состав 218-й авиадивизии Южного фронта. "Товарищ командующий, докладываю: принял 112 барышень. Что я буду делать с ними?" - в голосе комдива слышалась досада. "Они не барышни, а полноценные летчицы, - ответил я полковнику. - И как и все, будут воевать с врагом. Только не посылай их сразу в пекло, постепенно вводи в строй" — рассказывал командующий 4-й воздушной армией Константин Вершинин.
▪За всю войну асы авиаполка выполнили более 23 тыс. боевых вылетов и сбросили почти 3 тыс. тонн авиабомб. При этом летчицы использовали бипланы модели У-2, которые никто прежде не применял в боевых целях. Каркас самолета был деревянный, обшивка — из фанеры, а максимальная скорость едва превышала 100 км/ч. "Однажды экипаж вернулся с задания на самолете, в котором было 30 пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж. Летчики были уверены, что три дня им придется быть “безлошадными”, однако их подруги-механики ввели самолет в строй за 10 часов!" — вспоминала пилот полка Ирина Дрягина.
23 летчицы были удостоены высшей награды — звания Героя Советского Союза. В общей сложности самолеты "Ночных ведьм", как их прозвали немцы, находились в воздухе 28 676 часов, или 1191 полных дней.
▪"Матерью" женских авиаполков стала штурман Марина Раскова. Дочь оперного артиста и учительницы, Раскова, в октябре 1931 года пошла работать в аэронавигационную лабораторию военно-воздушной академии имени Жуковского. В 1938 году она вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток — это был мировой рекорд по дальности полета.
▪После формирования и боевого слаживания 588-й ночной авиаполк, штатные должности которого занимали молодые девушки, включили в состав 218-й авиадивизии Южного фронта. "Товарищ командующий, докладываю: принял 112 барышень. Что я буду делать с ними?" - в голосе комдива слышалась досада. "Они не барышни, а полноценные летчицы, - ответил я полковнику. - И как и все, будут воевать с врагом. Только не посылай их сразу в пекло, постепенно вводи в строй" — рассказывал командующий 4-й воздушной армией Константин Вершинин.
▪За всю войну асы авиаполка выполнили более 23 тыс. боевых вылетов и сбросили почти 3 тыс. тонн авиабомб. При этом летчицы использовали бипланы модели У-2, которые никто прежде не применял в боевых целях. Каркас самолета был деревянный, обшивка — из фанеры, а максимальная скорость едва превышала 100 км/ч. "Однажды экипаж вернулся с задания на самолете, в котором было 30 пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж. Летчики были уверены, что три дня им придется быть “безлошадными”, однако их подруги-механики ввели самолет в строй за 10 часов!" — вспоминала пилот полка Ирина Дрягина.
23 летчицы были удостоены высшей награды — звания Героя Советского Союза. В общей сложности самолеты "Ночных ведьм", как их прозвали немцы, находились в воздухе 28 676 часов, или 1191 полных дней.