https://sputnik-ossetia.ru/20250827/tskhinval-kak-perepute-narodov-i-kultur-34786250.html
Цхинвал как перепутье народов и культур
Цхинвал как перепутье народов и культур
Sputnik Южная Осетия
Не так давно столица Южной Осетии, Цхинвал, отметила очередной день рождения. 27.08.2025, Sputnik Южная Осетия
2025-08-27T18:09+0300
2025-08-27T18:09+0300
2025-08-27T18:14+0300
южная осетия
цхинвал
история
россия
грузия
армения
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/04/93/049390_0:160:3077:1890_1920x0_80_0_0_cb8b9b76cc2a87d81d37a8bf823cb9a5.jpg
Не так давно столица Южной Осетии, Цхинвал, отметила очередной день рождения.По имеющимся данным, Цхинвал был основан армянским царем Асфагуром 15 июля 262 года н.э. (по некоторым записям - 230 года). Будущая столица Южной Осетии, расположенная на перевальных торговых путях, всегда была домом для представителей многих национальностей. О том, кто жил в Цхинвале на протяжении многих веков, Sputnik рассказала старший преподаватель кафедры истории Осетии и кавказоведения Юго-Осетинского государственного университета Нелли Табуева. Армянский царь и его роль в истории города Поселение - или ряд поселений - на территории нынешнего Цхинвала существовали задолго до официальных записей о городе. Асфагур был армянским царем, который прибыл к проживавшим на территории сегодняшней Южной Осетии аланам просить помощи в династической борьбе, происходившей в Персии. Именно после этого визита Асфагура поселение Цхинвал и стало называться городом, говорит Табуева. Однако поселения в этом месте существовали с раннего бронзового периода. Первое упоминание города в официальных записях датируется 1392 годом - в нем говорится о жителе Цхинвала, еврее, который по каким-то делам приехал в грузинскую Мцхету. Осетины, или, точнее, в те ранние годы истории Цхинвала - аланы, меньше занимались торговлей, предпочитая работать посредниками, сопровождать и защищать торговцев или же контролировать дороги, обкладывая путников какими-то налогами. По этой причине царь Асфагур и направился именно к аланам, а не к местным торговцам других национальностей, которые и сами имели покровительство этих самых алан. "Как вы себе представляете, что аланы жили только в горах, занимались... скотоводством всяким и не спускались сюда, не имели территорию, которая была значимая? Я это слово употребила потому, что во всех источниках, в которых вообще упоминают Цхинвал, они всегда говорят - "значимый город". Он был значим именно как торгово-перевалочный пункт", - подчеркивает Табуева. Волны переселения Армяне в Цхинвал переселялись несколькими волнами, говорит Табуева. Первая волна, в 11-м веке нашей эры, стала последствием распада Армянского царства династии Багратидов. Однако вполне вероятно, говорит историк, что армяне проникли на территорию нынешней Южной Осетии задолго до этого - как торговцы. Помимо торговли, армянские переселенцы занимались многими ремеслами, а кроме того, несли с собой свою культуру. Таким образом, именно армяне очень большое влияние оказали на формирование городской культуры Цхинвала."Они были в очень теплых отношениях с осетинами, и это все шло издавна, можно сказать, еще из скифо-сарматского периода. Это сейчас изучают наши ребята в армянских рукописях, и я думаю, что они найдут материалы, которые скажут о нашей очень давнишней дружбе", - поделилась Табуева. Еврейский квартал Немалое место в истории Цхинвала занимали и еврейские поселенцы - часть старого города до сих пор носит неофициальное название "Еврейский квартал", хотя последняя коренная еврейка Цхинвала, Рибку Джинджихашвили, ушла из жизни весной этого года. По мнению Табуевой, именно евреи были первыми переселенцами, осевшими в поселениях на месте нынешнего Цхинвала - возможно, еще в 7-8 веках нашей эры. Однако, несмотря на это, они гораздо меньше повлияли на культурную жизнь древнего Цхинвала. "Слишком разные у нас с ними культурные направления... Евреи жили слишком компактно и замкнуто. Вот в этом смысле. Но они, конечно, очень хорошо интегрировались в местное общество... И что у нас происходило? У нас имелось взаимовлияние в сфере производства. То есть евреи занимались здесь не только торговлей, они также занимались ремесленничеством, мелким производством - позже, уже где-то в 19-м веке, у них были даже заводы... И во все это подключались осетины тоже", - говорит Табуева. Она отметила, что в Цхинвале было семь синагог, а в начале 20-го века была создана первая школа, в которой изучали Талмуд. Кроме того, именно в Цхинвале была построена первая в советские годы синагога - хотя в период становления советской власти синагоги закрывались или перестраивались, вспоминает Табуева. Влияние русской культуры Русские поселенцы появились на территории Южной Осетии после того, как Россия пришла на Кавказ."После присоединения этих земель к России "начинается сильное проникновение русского элемента", - говорит Табуева. Россия оказала сильное влияние на жителей Южной Осетии и на осетинскую культуру во всех сферах, начиная с архитектуры и инженерных сооружений, военного дела и до образования. С уверенностью можно сказать, что Южная Осетия стала своеобразным мостом культур, особенно учитывая расположение Цхинвала на торговых путях. "Я думаю, что люди (народности - прим. ред.), которые живут рядом или взаимодействуют, всегда влияют на культуру друг друга. Вот так и получается культурное наследие", - говорит Табуева.
цхинвал
россия
грузия
армения
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/04/93/049390_172:0:2903:2048_1920x0_80_0_0_a5386243ce3a4e25bee6e439f468e765.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
южная осетия, цхинвал, история, россия, грузия, армения
южная осетия, цхинвал, история, россия, грузия, армения
Не так давно столица Южной Осетии, Цхинвал, отметила очередной день рождения.
По имеющимся данным, Цхинвал был основан армянским царем Асфагуром 15 июля 262 года н.э. (по некоторым записям - 230 года). Будущая столица Южной Осетии, расположенная на перевальных торговых путях, всегда была домом для представителей многих национальностей.
О том, кто жил в Цхинвале на протяжении многих веков, Sputnik рассказала старший преподаватель кафедры истории Осетии и кавказоведения Юго-Осетинского государственного университета Нелли Табуева.
Армянский царь и его роль в истории города
Поселение - или ряд поселений - на территории нынешнего Цхинвала существовали задолго до официальных записей о городе. Асфагур был армянским царем, который прибыл к проживавшим на территории сегодняшней Южной Осетии аланам просить помощи в династической борьбе, происходившей в Персии. Именно после этого визита Асфагура поселение Цхинвал и стало называться городом, говорит Табуева. Однако поселения в этом месте существовали с раннего бронзового периода.
"Вы обратите внимание, что он пришел именно сюда просить алан (о помощи - прим. ред.). Он не пошел через Военно-Грузинскую дорогу и так далее, а именно сюда. Значит, уже тогда мы можем говорить о существовании здесь аланских поселений. Может быть, они были чуть дальше в горах, но здесь жили аланы, и в благодарность за то, что аланы ему дали добро, он здесь основал, дал статус этому поселению, и оно стало называться городом с этого времени", - поясняет историк.
Первое упоминание города в официальных записях датируется 1392 годом - в нем говорится о жителе Цхинвала, еврее, который по каким-то делам приехал в грузинскую Мцхету.
"Наш город расположен на перевальных торговых путях... Лучшими торговцами считались греки, евреи, армяне и грузины. Это мировое мнение. И если этот город находится на торговых путях, он очень удобный и располагает к транзитной торговле, тогда, кто мог здесь поселиться? Естественно, евреи, греки и армяне", - объясняет Табуева.
Осетины, или, точнее, в те ранние годы истории Цхинвала - аланы, меньше занимались торговлей, предпочитая работать посредниками, сопровождать и защищать торговцев или же контролировать дороги, обкладывая путников какими-то налогами. По этой причине царь Асфагур и направился именно к аланам, а не к местным торговцам других национальностей, которые и сами имели покровительство этих самых алан.
"Как вы себе представляете, что аланы жили только в горах, занимались... скотоводством всяким и не спускались сюда, не имели территорию, которая была значимая? Я это слово употребила потому, что во всех источниках, в которых вообще упоминают Цхинвал, они всегда говорят - "значимый город". Он был значим именно как торгово-перевалочный пункт", - подчеркивает Табуева.
Армяне в Цхинвал переселялись несколькими волнами, говорит Табуева. Первая волна, в 11-м веке нашей эры, стала последствием распада Армянского царства династии Багратидов. Однако вполне вероятно, говорит историк, что армяне проникли на территорию нынешней Южной Осетии задолго до этого - как торговцы. Помимо торговли, армянские переселенцы занимались многими ремеслами, а кроме того, несли с собой свою культуру.
"Армяне прекрасные ремесленники. У армян очень древняя христианская культура. И эта культура начинает проникать к нам тоже. У нас очень много строений, культовых сооружений, которые были построены армянами. Есть, конечно, такие, которые построены византийцами в византийском стиле, грузинами - мы ничего не будем отрицать", - объясняет Табуева, добавляя, что армянская христианская культура также несла с собой определенное "европейское развитие".
Таким образом, именно армяне очень большое влияние оказали на формирование городской культуры Цхинвала.
"Они были в очень теплых отношениях с осетинами, и это все шло издавна, можно сказать, еще из скифо-сарматского периода. Это сейчас изучают наши ребята в армянских рукописях, и я думаю, что они найдут материалы, которые скажут о нашей очень давнишней дружбе", - поделилась Табуева.
Немалое место в истории Цхинвала занимали и еврейские поселенцы - часть старого города до сих пор носит неофициальное название "Еврейский квартал", хотя последняя коренная еврейка Цхинвала, Рибку Джинджихашвили, ушла из жизни весной этого года.
По мнению Табуевой, именно евреи были первыми переселенцами, осевшими в поселениях на месте нынешнего Цхинвала - возможно, еще в 7-8 веках нашей эры. Однако, несмотря на это, они гораздо меньше повлияли на культурную жизнь древнего Цхинвала.
"Слишком разные у нас с ними культурные направления... Евреи жили слишком компактно и замкнуто. Вот в этом смысле. Но они, конечно, очень хорошо интегрировались в местное общество... И что у нас происходило? У нас имелось взаимовлияние в сфере производства. То есть евреи занимались здесь не только торговлей, они также занимались ремесленничеством, мелким производством - позже, уже где-то в 19-м веке, у них были даже заводы... И во все это подключались осетины тоже", - говорит Табуева.
Она отметила, что в Цхинвале было семь синагог, а в начале 20-го века была создана первая школа, в которой изучали Талмуд. Кроме того, именно в Цхинвале была построена первая в советские годы синагога - хотя в период становления советской власти синагоги закрывались или перестраивались, вспоминает Табуева.
"Сосуществование всех абсолютно проживавших на территории Южной Осетии народов было очень толерантное и спокойное. Не помню ни одного в истории и исторических документах упоминания какого-то агрессивного отношения по отношению к разным народам. Если только не сказать о грузинах, которые в 19-м веке с приходом сюда русских хотели сделать осетин своими крепостными... Но это другая история, вы знаете, а так с древнейших времен были хорошие отношения", - рассказывает историк.
Русские поселенцы появились на территории Южной Осетии после того, как Россия пришла на Кавказ.
"После присоединения этих земель к России "начинается сильное проникновение русского элемента", - говорит Табуева.
Россия оказала сильное влияние на жителей Южной Осетии и на осетинскую культуру во всех сферах, начиная с архитектуры и инженерных сооружений, военного дела и до образования.
С уверенностью можно сказать, что Южная Осетия стала своеобразным мостом культур, особенно учитывая расположение Цхинвала на торговых путях.
"Я думаю, что люди (народности - прим. ред.), которые живут рядом или взаимодействуют, всегда влияют на культуру друг друга. Вот так и получается культурное наследие", - говорит Табуева.