Хагба: в 1992-м Грузия не намеревалась мирно решить вопрос Абхазии
18:19 18.08.2025 (обновлено: 22:11 18.08.2025)

© Sputnik / Михаил Мокрушин
/ Подписаться
Войска Госсовета Грузии 14 августа 1992 года вторглись на территорию Абхазии — началась Отечественная война народа Абхазии, которая продлилась 413 дней. Спустя четыре дня - 18 августа - грузинская сторона нарушила достигнутые накануне договоренности о демилитаризации Сухума и ввела войска в столицу Абхазии, установив полный контроль над городом. На оккупированной территории начались массовые случаи мародерства и грабежей.
Политолог Беслан Хагба отмечает, что была предпринята попытка отвода вооруженных сил и Грузии, и Абхазии, после чего начались бы мирные переговоры. Но, к сожалению, этого не случилось. Он уверен, что тогдашнее руководство Грузии вообще не намеревалось решить политический вопрос Абхазии. Напротив, воспользовавшись распадом Советского Союза и почувствовав себя "суверенной страной", оно решило окончательно решить вопрос Абхазии и Южной Осетии.
"Я напомню, что тогда Абхазия даже не ставила вопрос о выходе из состава Грузии. Но она столкнулась с агрессивным национализмом, сопровождавшимся массовым насилием по отношению к мирному населению Абхазии. Разъединение сил и другие договоренности были нарушены 18 августа 1992 года, когда грузины окончательно оккупировали Сухум, изгнав почти все абхазское население", – сказал Хагба.
По его словам, тогдашнее политическое руководство России по-другому относилось и к Грузии, и вообще к событиям, которые происходили в Абхазии и Южной Осетии. Это, отметил политолог, стало одной из причин, приведших к более масштабной войне после 18 августа, которая завершилась изгнанием всех вооруженных сил Грузии уже в сентябре 1993 года.
Хагба напомнил, что на рубеже 80-90-х годов XX века, когда начался процесс распада великой страны, сложились очень сложные политические отношения между Абхазией и Грузией по всем направлениям: политике, экономике, в вопросе статусу Абхазии. Встал вопрос о том, могут ли мирно сосуществовать два народа, столкнувшись с таким насильственным отношением к абхазам.
"Тогда мировое сообщество закрывало глаза на все эти события. Мир был занят совершенно другим, они были в восторге от распада Советского Союза, всячески восхваляли бывшие республики, выступали за права этих республик. А что касается абхазов и осетин, то к ним отношение было избирательным, что тоже способствовало агрессивным действиям Грузии, потому что никакого наказания за это не следовало. Грузия действительно была охвачена тяжелой формой национализма, смена власти происходила, одного убирали, но другой приходил еще хуже. Поэтому взяться за оружие и защитить Родину – это был единственный шанс абхазцев", – отметил он.
За месяц до этого в Южную Осетию был введен трехсторонний миротворческий контингент, принесший мир в республику на долгие годы.
Однако, полагает Хагба, в отношении Абхазии Грузия тогда не пошла бы на такой шаг. По его мнению, в политических кругах Грузии в то время превалировала такая точка зрения, что необходимо воспользоваться распадом Советского Союза и сложившейся конъюнктурой и решить свои территориальные вопросы.
"Я почему сказал, что Россия, ее тогдашнее руководство, как-то по-другому относилось к нашим проблемам, потому что у них были свои войны, свои геополитические события. Мы же знаем, что происходило, и потому, видимо, посчитали, что Грузии надо решить внезапно все эти проблемы. Если бы даже удалось ввести в какой-то форме смешанные силы, я не уверен, что это привело бы к урегулированию между Абхазией и Грузией, потому что мы слишком далеко зашли, кровь пролилась, в таких случаях на Кавказе очень сложно урегулировать конфликт. Поэтому все это привело, к сожалению, к масштабной большой войне, тысячи людей погибло, и до сих пор сложные отношения между Абхазией и Грузией сохраняются", – сказал эксперт.
По его словам, на исход этой войны повлиял главнейший фактор – необходимость защитить свою Родину. Еще один, не менее важный фактор – поддержка республики Северного Кавказа.
Хагба отметил, что, когда началась война, было ощущение, что Абхазия может оказаться в одиночестве, без какой-либо поддержки. Но этого не случилось, ее поддержали народы Северного Кавказа, добровольческие отряды из Южной Осетии, которые делились своим опытом сопротивления грузинскому национализму.
Кроме того, напомнил он, в политическом руководстве Российской Федерации произошел пересмотр отношения к абхазам и южным осетинам, на что в немалой степени повлияли оголтелые, агрессивные, причем публичные заявления грузинских политиков и военачальников.
"Представьте себе, когда генерал грузинский заявляет, что мы уничтожим 90 тысяч абхазцев, это все население Абхазии. О чем это говорит? И поэтому, видимо, некий пересмотр произошел. И, конечно, надо признать, у абхазцев появился лидер, которому Абхазия поверила, - Владислав Ардзинба. Это очень важно в таких ситуациях. Потому что потребность такая была в абхазском обществе. Все эти важные факторы привели к сплочению народа и сопротивлению агрессивному грузинскому национализму", – сказал эксперт.
Он считает, что Абхазия и Южная Осетия, опираясь на исторический опыт, должны активно стремиться к укреплению своей государственности и интеграции, прежде всего, с Российской Федерацией. Россия, подчеркнул политолог, в 2008 году предоставила гарантии безопасности республикам, и это является важнейшим аспектом их политики.
Хагба выразил надежду, что в будущем в Грузии появятся здравомыслящие политики, способные по-новому взглянуть на события прошлого, что может привести к какому-то примирению между абхазами, грузинами и осетинами.
"Однако, признаюсь, это скорее событие далекого будущего", – заметил он.
Политолог указал, что нельзя исключать того, что, если Грузии подвернется шанс, она не упустит его использовать, чтобы снова прибегнуть к силе и попытаться взять реванш.
"Поэтому надо быть очень аккуратными в своих действиях, всегда взвешенными, проводить выверенную политику по отношению к политическому руководству Грузии и, конечно, всячески опираться на поддержку, которую мы получили после 2008 года со стороны России. Для наших народов это историческое событие, и мы должны этим дорожить", – сказал он.
Хагба подчеркнул, что Грузии придется учитывать существующие реалии и факт признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.
"Это не просто какая-то страна взяла и признала Абхазию и Южную Осетию, а великая держава. А у великих держав, между прочим, особая миссия", – заключил он.