Он своим примером показывал, как надо жить: Лаврентий Касоев в воспоминаниях сына
13:05 03.08.2025 (обновлено: 16:36 03.08.2025)
© Sputnik / Natalia Airiyan Лаврентий Касоев

© Sputnik / Natalia Airiyan
Подписаться
Пять лет назад не стало выдающегося мастера, народного художника Южной Осетии Лаврентия Касоева. Он был вторым осетинским художником, чьи работы выставлялись в Третьяковской галерее. Его картины отражали не только красоту родной природы, любимого Цхинвала, но и душевные переживания самого художника.
В 1991 году он открыл в Цхинвале Лицей искусств им. Аксо Колиева, которым руководил до последнего дня своей жизни.
Каким человеком был отец вне стен мастерской? Каково это — расти в тени гения и быть наследником великого таланта? Как творчество отца повлияло на жизнь и восприятие искусства сына и какие воспоминания о совместных моментах остаются в его сердце? Об этом и не только Sputnik рассказал сын художника Алан Касоев.
"У него был очень сильный стержень. Он всегда был спокойный и всегда идущий вперед. Я бы тоже хотел быть таким, но, наверное, у меня не совсем получается", - говорит Алан.
© Sputnik / Анна КабисоваАлан Касоев

Алан Касоев
© Sputnik / Анна Кабисова
Признается, что ему сложно выделить отдельные моменты и воспоминания из детства, потому что все свое время отец и сын проводили вместе. Алан, как и его выдающийся отец, был с самого детства погружен в мир искусства. Отец даже после садика приводил его в свою мастерскую, под лестницей двухэтажного строения по улице, которая сейчас носит имя великого осетинского художника Махарбека Туганова.
Маленький мальчик с первых лет жизни наблюдал за каждым взмахом кисти мастера.
"Пока я жил в Осетии, мы круглосуточно бывали вместе. Он никогда не указывал, что делать или как говорить. Отец своим примером показывал, как надо жить, и этого было достаточно. Мне было очень комфортно в таком состоянии, когда тебя никто не ругает, не указывает, а просто своим примером показывает, как жить. Это было самое важное", - говорит Алан.
Отец учил сына с детства делать подрамники, натягивать холсты. Мальчику это нравилось. По его словам, у него никогда не было желания сказать отцу: "отстань, я хочу поиграть или поговорить с друзьями".
Благодаря отцу искусство стало неотъемлемой частью жизни, источником вдохновения и способом самовыражения для самого Алана. Крепкая связь с отцом и его творчеством не только сформировала его личность, но и позволила ему самому увидеть, как искусство способно обогащать жизнь, наполнять ее смыслом.
Алан прекрасно владеет графикой, создал телеканал "Арт" в Южной Осетии. Он талантливый фотограф и оператор, снял несколько российских фильмов.
"Я ровно так же жил и дышал искусством. Мне было интересно с ним куда-то двигаться, что-то смотреть, помогать ему. Я следовал тому, чего бы ему хотелось. Был в искусстве, в творчестве. И рисовать, и телевидение, и кино — это тоже искусство", - рассказывает сын.
По его словам, у него никогда не возникал вопрос, заниматься искусством или нет. При этом Алан работает и в других сферах, но твердо осознает, что искусство — это его стержень, это он сам, его внутренний мир, и без него он может существовать физически, но не духовно.
"Мне сложно объяснить, как это происходит, но без искусства и творчества я не смогу прожить даже несколько дней. Это, конечно, передалось от отца. Я видел, насколько он был в гармонии с самим собой: работал, творил и постоянно находился в искусстве. Он понимал важность того, чтобы не тратить жизнь впустую, а направлять ее на собственное развитие и созидание. Эта философия также отразилась на мне. Я стараюсь продолжать жить именно так", - сказал Алан.
А еще Лаврентий Павлович очень любил детей. Он был без ума от своих внучек, которые просто обожали его. Когда дедушка был рядом, для них будто исчезал весь остальной мир — ни папы, ни мамы, ни бабушки, только он.
© Photo : Наталья АйриянНародный художник Южной Осетии Лаврентий Касоев

Народный художник Южной Осетии Лаврентий Касоев
© Photo : Наталья Айриян
Главным наследием отца, помимо его полотен, сын считает детей, учеников и студентов, которые помнят о своем учителе. Большинство из них продолжают общаться с Аланом, даже те, кто сейчас живет за границей. По его словам, совсем недавно две ученицы Лицея искусств – главного детища Лаврентия Павловича, закончившие вуз в Санкт-Петербурге, писали в соцсетях о том, что ради него и благодаря ему получили свои дипломы.
"Таких примеров много, и это и есть его наследие — оставить такой след, чтобы его помнили. Он оставил свое имя на века как в своих работах, так и в тех детях, которых воспитал. Я всем им очень благодарен, потому что часто общаюсь с ними: иногда по телефону, иногда онлайн. Они с такой теплотой отзываются о нем, и это стоит очень многого", - отметил сын художника.
© Посольство Южной Осетии в РоссииЮбилейная выставка Лаврентия Касоева

Юбилейная выставка Лаврентия Касоева
По словам Алана, почерк отца часто можно уловить в некоторых работах его учеников. Как-то отец с сыном беседовали об академизме и о почерке. Лаврентий Павлович рассказал, что ему крайне повезло с учителем в Тбилисской Академии, который позволял своим студентам работать как в классическом стиле, так и в своем родном национальном стиле. Это было редкостью, особенно в Тбилисской Академии. Лаврентий Павлович перенял этот принцип и передавал его своим ученикам: "Ты должен работать над собой и быть самим собой".
"То есть не идти по его почерку, а иметь свой характер. Об этом он мне всегда говорил. Был даже разговор о том, почему я не пробую писать маслом на холсте. У меня не было желания. Мне больше нравилось заниматься тем, чем я занимаюсь. Хотя иногда сейчас появляется желание, но я все же предпочитаю свои увлечения. Он сказал мне: "Делай то, что тебе по душе, делай то, от чего ты получаешь удовольствие. Делай это от сердца, от души, и тогда это будет правильно", - сказал Алан.
Отец своим примером показывал, что такое желание творить, созидать и добиваться. Он всегда был рядом с сыном, невзирая на любые расстояния. По любому вопросу Алан мог обратиться к отцу, и не припомнит случая, чтобы отец сказал, что он что-то делает неправильно. Если что-то не получалось, Лаврентий Павлович просто говорил: "Попробуй еще раз, сделай вот так".
"Вот так я и живу. Это самые ценные уроки", - говорит сын.
Он рассказывает, что когда Лаврентий Павлович начинал творить, то включал телевизор или музыку. Но вскоре мастер словно отключался от всего вокруг.
"Я мог с ним разговаривать, но он меня не слышал — полностью погружался в свой мир. Буквально недавно я копался в архивах, перебирая старые видеокассеты, и наткнулся на записи, сделанные в начале 90-х. В то время мастерская располагалась у нас в квартире, а я тайком снимал его, хотя он этого не любил. Там как раз видно, как он уходит в свой внутренний мир, ничего не замечая и не слыша, просто творит. Это всегда вызывало у меня глубокое восхищение", - сказал Алан.
По его словам, отец всегда был открыт для общения и никогда не закрывался. Многие считали его не слишком общительным, но когда речь шла об искусстве, он становился невероятно разговорчивым.
© Sputnik / Наталья АйриянПерсональная выставка народного художника Южной Осетии Лаврентия Касоева

Персональная выставка народного художника Южной Осетии Лаврентия Касоева
© Sputnik / Наталья Айриян
Великий мастер прекрасно умел принимать критику. Всегда был готов выслушать мнения других. Сын не помнит случая, чтобы кто-то что-то сказал ему, а он разозлился. Лаврентий Павлович считал, что у каждого есть свой взгляд на вещи, и это нормально. Если кто-то говорил: "Ты неправильно сделал", он просто отвечал: "Ну, дай бог тебе здоровья".
Именно так критику воспринимает сейчас и он сам, понимая, что здоровая критика развивает и мотивирует. Отец научил его воспринимать ее как возможность для роста.
Великий художник был еще и профессиональным фотографом, в том числе художественным. Он всегда говорил сыну, что нет людей без таланта — просто кому-то удается его в себе раскрыть, а кому-то нет.
По его словам, Лаврентий Павлович всегда относился спокойно и позитивно к современным изменения в мире искусства и образования, понимал, что без этого нельзя, а при грамотном подходе новые технологии могут внести свежие идеи и динамику в искусство и образование.
По его словам, Лаврентий Павлович всегда относился спокойно и позитивно к современным изменения в мире искусства и образования, понимал, что без этого нельзя, а при грамотном подходе новые технологии могут внести свежие идеи и динамику в искусство и образование.
"Я помню, как в Лицее мы организовывали концерты, и я помогал придумывать различные видеоэффекты и экраны для сцен. Он всегда поддерживал это и с интересом относился к новым возможностям", - сказал Алан.
© Пресс-служба президента РЮОВыставка Лаврентия Касоева

Выставка Лаврентия Касоева
© Пресс-служба президента РЮО
Сын отметил, что отцу всегда было комфортно в окружении детей. Наверное, именно поэтому Лицей искусств всегда был одним из лучших образовательных учреждений. Ему нравилось, когда вместо того, чтобы бессмысленно бегать, дети сидели в мастерской или музыкальном классе, занимались творчеством и развивались.
Конечно, не все стали художниками или музыкантами, но время показало, что среди выпускников лицея много тех, кто выбрал путь искусства: художник Вадим Каджаев, многие выпускники Лицея в разное время стали частью ансамбля "Симд".
"А те, кто не стал профессионалами в искусстве, все равно остались приверженцами и учениками отца. Они его помнят, говорят о нем. Я часто слышу отзывы даже от тех, кто никак не связан с искусством. Я хорошо помню, как в мастерской мне поначалу казалось странным, что он так тепло общается с чужими детьми. Он не любил называть их "чужими", всегда использовал ласковые слова. Это касалось не только меня и моей сестры, но и всех детей вокруг", - вспоминает Алан.
© Лев РыжковНародный художник Южной Осетии Лаврентий Касоев с ученицами на его выставке в Москве

Народный художник Южной Осетии Лаврентий Касоев с ученицами на его выставке в Москве
© Лев Рыжков
Несмотря на занятость отца и его абсолютное погружение в искусство его дети никогда не были обделены вниманием. И сегодня Алан с грустью признается, что каждый день бывают моменты, когда хочется позвонить отцу и обсудить что-то важное.
"Вопросов так много, что выделить что-то конкретное сложно. Например, когда я завершил картину — первым делом хотелось бы сообщить ему об этом и услышать его поддержку: "Тынг у, тынг у!" Вот этого всегда не хватает", - сказал Алан.
Лаврентий Касоев родился 9 ноября 1948 года в Цхинвале. Он окончил художественную школу и художественное училище в Цхинвале, а затем продолжил обучение в Академии художеств в Тбилиси. Вернувшись, преподавал в родном училище, которое затем возглавил.
Был председателем Союза художников Южной Осетии до 1991 года.
В начале 90-х, тяжелое время, когда республика находилась в условиях блокады и военного конфликта, Лаврентий Павлович с неимоверными усилиями и настойчивостью основал Лицей искусств имени Аксо Колиева и до конца жизни оставался его бессменным руководителем.
В начале 90-х, тяжелое время, когда республика находилась в условиях блокады и военного конфликта, Лаврентий Павлович с неимоверными усилиями и настойчивостью основал Лицей искусств имени Аксо Колиева и до конца жизни оставался его бессменным руководителем.
На протяжении всей своей жизни он сочетал роль наставника с личным творчеством.
За значительный вклад в развитие изобразительного искусства и активное продвижение национальной культуры среди молодежи, а также в честь 70-летия со дня рождения, в 2018 году Лаврентий Касоев был награжден Орденом Почета Южной Осетии.
Выдающегося художника не стало в 2020 году.