https://sputnik-ossetia.ru/20250731/virus-natsionalnoy-muzyki-nati-tedeeva-o-narodnykh-instrumentakh-i-novykh-melodiyakh-34400753.html
Вирус национальной музыки: Нати Тедеева о народных инструментах и новых мелодиях
Вирус национальной музыки: Нати Тедеева о народных инструментах и новых мелодиях
Sputnik Южная Осетия
В течение последнего десятилетия в Осетии, как на юге, так и на севере, активно развивается национальная музыка. Энтузиасты восстанавливают национальные... 31.07.2025, Sputnik Южная Осетия
2025-07-31T18:04+0300
2025-07-31T18:04+0300
2025-07-31T18:04+0300
осетинские традиции
южная осетия
музыка
культура
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e9/07/1f/34401378_0:134:2560:1574_1920x0_80_0_0_06bf17ac78131746de71f2ef01cc3746.jpg
В течение последнего десятилетия в Осетии, как на юге, так и на севере, активно развивается национальная музыка. Энтузиасты восстанавливают национальные музыкальные инструменты, которые считались давно забытыми и хранились только в музеях; разыскивают мелодии, которые помнят только жители самых высокогорных сел, записывают альбомы, дают концерты и выкладывают музыку в Сеть. Популярность осетинского фолка растет с каждым годом, и одна из исполнителей, ответственных за эту популярность - Нати Тедеева, исполняющая песни под аккомпанемент дыууадæстæнон фæндыр - осетинской двенадцатиструнной арфы.Поиск инструментовС учетом того, что за десятилетия советской власти многие национальные инструменты были утеряны, а национальная музыка свелась к мелодиям на осетинской гармошке и гуымсæг (барабане) - неудивительно, что у Нати не было наставника как такового.В те годы Моураов был единственным мастером, создававшим национальные музыкальные инструменты. Именно с его подачи многие молодые люди заинтересовались этой темой - кто-то стал играть и исполнять осетинские народные песни, а кто-то занялся созданием инструментов. Сегодня таких мастеров уже несколько. Один из них - Валерий Галаов, у которого и заказывает инструменты Нати."На мой взгляд, инструменты премиального качества по звучанию и даже на ощупь выглядят дорого. Они сделаны качественно, они звучат качественно", - говорит исполнительница.Выбор мелодий и текстовУчиться играть на двенадцатиструнной арфе Нати пришлось самостоятельно. Уже имеющаяся платформа - музыкальное образование и понимание инструмента - ей очень помогли, говорит она, хотя не сказать, что было легко. Девушка подчеркивает, что занимается часами, учитывая, что никаких конкретных пособий для дыууадæстæнон не существует."Мне кажется, человек, у которого есть музыкальное образование и который занимался ранее где-то каким-то освоением музыкального инструмента, ему будет легко освоить (осетинские народные инструменты). Но я не могу сказать, что человек, у которого нет музыкального образования, никогда не сможет на нем научиться играть. Может! Потому что в моей практике встречались такие ученики, которые не имеют музыкального образования, но у них от природы такой дар, хороший слух, и они подбирают на инструменте, они быстро схватывают", - рассказывает Тедеева.При этом, чтобы по-настоящему освоить инструмент, на нем надо заниматься часами, чем Нати и занимается, и все равно отказывается называть себя артистом, который "идеально владеет инструментом".Самая популярная песня в ее исполнении сегодня - "Уадындз" ("Свирель"). У официального видео на YouTube почти 180 тысяч просмотров, а песня звучит буквально повсюду.Есть народные мелодии, хорошо известные слушателям, например, Ханты Цагъд. Однако для многих своих песен музыку Нати пишет сама, на понравившиеся стихи осетинских поэтов. Это касается и песни "Цæргæс" ("Орел"), релиз которой состоится 1 августа."У меня нет определенной какой-то системы, по которой я двигаюсь. Здесь больше, наверное, по внутреннему ощущению, по внутренним каким-то, скажем так, вибрациям, по интуиции", - объясняет она.Поддержка и ее отсутствиеВ сфере национального творчества в целом и музыки в частности сейчас серьезный подъем - осетинская культура становится популярней среди населения, есть запрос на музыку и обучение игре на инструментах.Проблем в этой сфере хватает - это и малое количество мастеров, недостаток информации, отсутствие учебных и нотных пособий... Однако главной проблемой Тедеева считает именно отсутствие поддержки."Это не только про артистов, это также относится к нашим мастерам. Нет финансирования. Я знаю, что у моего мастера не хватает, например, определенных машинок, которые бы могли ускорить процесс его работы. А эти машинки стоят, конечно, немалых денег", - говорит она, добавляя, что человек, который занимается творческой работой без поддержки и вынужден зарабатывать, занимаясь каким-то другим видом деятельности, рано или поздно окажется перед выбором."Есть ощущение, что мы все стараемся, стараемся, стараемся, а все, кто должен поддерживать, кто должен заниматься этим, делают все возможное, как будто бы нас и не существует. А если даже они обращают внимание на какого-то артиста, они стараются пригласить его выступить бесплатно... На самом деле это больная тема, но, если коротко, единственное, какое препятствие я вижу - это отсутствие поддержки", - говорит она.Это касается и артистов-сольников, и фолк-коллективов. Однако музыкальная индустрия работает так, что без миллионных прослушиваний что-то реально заработать практически невозможно.Однако в целом ситуация уже лучше, чем была десять лет назад: коллективов много, музыку слушают, и "это как вирус, который распространяется", говорит исполнительница. И чем дальше распространится этот вирус, чем больше он захватит умов и сердец - тем лучше для Осетии, для сохранения культурного кода Осетии и объединения осетинского народа.
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Александра Цховребова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/727/48/7274849_552:0:2552:1999_100x100_80_0_0_af425313a93cc3d20fa50dae928b804a.jpg
Александра Цховребова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/727/48/7274849_552:0:2552:1999_100x100_80_0_0_af425313a93cc3d20fa50dae928b804a.jpg
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e9/07/1f/34401378_143:0:2418:1706_1920x0_80_0_0_7b8ab72699d5a71962f178a953856e3e.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Александра Цховребова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/727/48/7274849_552:0:2552:1999_100x100_80_0_0_af425313a93cc3d20fa50dae928b804a.jpg
осетинские традиции, южная осетия, музыка, культура
осетинские традиции, южная осетия, музыка, культура
В течение последнего десятилетия в Осетии, как на юге, так и на севере, активно развивается национальная музыка. Энтузиасты восстанавливают национальные музыкальные инструменты, которые считались давно забытыми и хранились только в музеях; разыскивают мелодии, которые помнят только жители самых высокогорных сел, записывают альбомы, дают концерты и выкладывают музыку в Сеть. Популярность осетинского фолка растет с каждым годом, и одна из исполнителей, ответственных за эту популярность - Нати Тедеева, исполняющая песни под аккомпанемент дыууадæстæнон фæндыр - осетинской двенадцатиструнной арфы.
С учетом того, что за десятилетия советской власти многие национальные инструменты были утеряны, а национальная музыка свелась к мелодиям на осетинской гармошке и гуымсæг (барабане) - неудивительно, что у Нати не было наставника как такового.
"Лет, наверное, 15 назад я познакомилась с национальными инструментами благодаря мастеру Сослану Моураову, которого сейчас уже нет в живых. Вся молодежь, которую он познакомил с национальными инструментами, сейчас продолжает популяризировать и пропагандировать народные инструменты и национальную музыку. Вот также и я познакомилась с Сосланом Моураовым: в его мастерской увидела разные музыкальные инструменты и выбрала для себя тот, который мне больше всего импонировал - дыууадæстæнон фæндыр", - рассказывает она.
В те годы Моураов был единственным мастером, создававшим национальные музыкальные инструменты. Именно с его подачи многие молодые люди заинтересовались этой темой - кто-то стал играть и исполнять осетинские народные песни, а кто-то занялся созданием инструментов. Сегодня таких мастеров уже несколько. Один из них - Валерий Галаов, у которого и заказывает инструменты Нати.
"На мой взгляд, инструменты премиального качества по звучанию и даже на ощупь выглядят дорого. Они сделаны качественно, они звучат качественно", - говорит исполнительница.
Учиться играть на двенадцатиструнной арфе Нати пришлось самостоятельно. Уже имеющаяся платформа - музыкальное образование и понимание инструмента - ей очень помогли, говорит она, хотя не сказать, что было легко. Девушка подчеркивает, что занимается часами, учитывая, что никаких конкретных пособий для дыууадæстæнон не существует.
"Мне кажется, человек, у которого есть музыкальное образование и который занимался ранее где-то каким-то освоением музыкального инструмента, ему будет легко освоить (осетинские народные инструменты). Но я не могу сказать, что человек, у которого нет музыкального образования, никогда не сможет на нем научиться играть. Может! Потому что в моей практике встречались такие ученики, которые не имеют музыкального образования, но у них от природы такой дар, хороший слух, и они подбирают на инструменте, они быстро схватывают", - рассказывает Тедеева.
При этом, чтобы по-настоящему освоить инструмент, на нем надо заниматься часами, чем Нати и занимается, и все равно отказывается называть себя артистом, который "идеально владеет инструментом".
Самая популярная песня в ее исполнении сегодня - "Уадындз" ("Свирель"). У официального видео на YouTube почти 180 тысяч просмотров, а песня звучит буквально повсюду.
"Очень многие считают, что это народная песня. И я считаю, что это высший уровень комплимента, на мой взгляд, так как музыку я написала сама, а стихи - Царукаева Володи. Возможно, задача выполнена была - песня ушла в народ, потому что она звучит традиционно, народно звучит. И я воспринимаю это как комплимент со стороны моей аудитории", - поделилась Нати.
Есть народные мелодии, хорошо известные слушателям, например, Ханты Цагъд. Однако для многих своих песен музыку Нати пишет сама, на понравившиеся стихи осетинских поэтов. Это касается и песни "Цæргæс" ("Орел"), релиз которой состоится 1 августа.
"У меня нет определенной какой-то системы, по которой я двигаюсь. Здесь больше, наверное, по внутреннему ощущению, по внутренним каким-то, скажем так, вибрациям, по интуиции", - объясняет она.
Поддержка и ее отсутствие
В сфере национального творчества в целом и музыки в частности сейчас серьезный подъем - осетинская культура становится популярней среди населения, есть запрос на музыку и обучение игре на инструментах.
"Я знаю очень многих артистов, которые занимаются этим без всякой поддержки администрации, - я в том числе. Это колоссальный труд, когда ты занимаешься творчеством и без поддержки, своими усилиями, только потому, что ты искренне всем сердцем болеешь за свою культуру", - говорит Нати.
Проблем в этой сфере хватает - это и малое количество мастеров, недостаток информации, отсутствие учебных и нотных пособий... Однако главной проблемой Тедеева считает именно отсутствие поддержки.
"Это не только про артистов, это также относится к нашим мастерам. Нет финансирования. Я знаю, что у моего мастера не хватает, например, определенных машинок, которые бы могли ускорить процесс его работы. А эти машинки стоят, конечно, немалых денег", - говорит она, добавляя, что человек, который занимается творческой работой без поддержки и вынужден зарабатывать, занимаясь каким-то другим видом деятельности, рано или поздно окажется перед выбором.
"Есть ощущение, что мы все стараемся, стараемся, стараемся, а все, кто должен поддерживать, кто должен заниматься этим, делают все возможное, как будто бы нас и не существует. А если даже они обращают внимание на какого-то артиста, они стараются пригласить его выступить бесплатно... На самом деле это больная тема, но, если коротко, единственное, какое препятствие я вижу - это отсутствие поддержки", - говорит она.
Это касается и артистов-сольников, и фолк-коллективов. Однако музыкальная индустрия работает так, что без миллионных прослушиваний что-то реально заработать практически невозможно.
"Касаемо фолка, фольклорной музыки, особенно осетинской - она все-таки нишевая, и для того чтобы ее масштабировать, нужно определенное финансирование, маркетинг", - подытоживает Нати.
Однако в целом ситуация уже лучше, чем была десять лет назад: коллективов много, музыку слушают, и "это как вирус, который распространяется", говорит исполнительница. И чем дальше распространится этот вирус, чем больше он захватит умов и сердец - тем лучше для Осетии, для сохранения культурного кода Осетии и объединения осетинского народа.