https://sputnik-ossetia.ru/20250729/govorit-ob-effektivnosti-zakonov-mozhno-togda-kogda-oni-budut-ispolnyatsya-vsemi--margiev-34362048.html
Говорить об эффективности законов можно тогда, когда они будут исполняться всеми – Маргиев
Говорить об эффективности законов можно тогда, когда они будут исполняться всеми – Маргиев
Sputnik Южная Осетия
В Южной Осетии 2024 год был богат на события. В их числе и выборы в парламент республики. Год назад обновился депутатский корпус. Новый созыв парламента... 29.07.2025, Sputnik Южная Осетия
2025-07-29T09:00+0300
2025-07-29T09:00+0300
2025-07-29T09:03+0300
парламент южной осетии
южная осетия
интервью
алан маргиев
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e9/05/17/33433953_0:161:3071:1888_1920x0_80_0_0_b4dc139356f5e68e4971b6a6c17beff2.jpg
В Южной Осетии 2024 год был богат на события. В их числе и выборы в парламент республики. Год назад обновился депутатский корпус. Новый созыв парламента возглавил Алан Маргиев. В эксклюзивном интервью Sputnik спикер рассказал о ключевых результатах работы парламента, взаимодействии между ветвями власти и внутренней консолидации.– Главными показателями работы законодательного органа любой страны являются законотворчество и контроль за исполнением законов, и мы не являемся исключением. И если говорить о контролирующей функции, то имеются в виду не только законы, принятые нынешним созывом – контролировать необходимо соблюдение законодательства, законности в целом. Наша Конституция, наше законодательство отвечают нормам международного права и обеспечивают базу для развития государства во всех сферах. В этом заслуга депутатов всех созывов, начиная от первого, тех, кто заложил политико-правовые основы государства. Но жизнь не стоит на месте, поэтому вносить коррективы в старые законы и принимать новые необходимо постоянно. С законотворчеством трудностей не было никогда – разногласия между политическими силами в парламенте за всю его историю на разработку и принятие нужных законов не влияли. Проблема всегда была в соблюдении законов, их реализации в жизнь. Мы работаем в этом направлении, механизмы контроля разные – это и депутатские запросы, и вопросы, поднимаемые на заседаниях сессии, комитетов. Не могу пока говорить о каком-то прорыве на этом важнейшем направлении, но ежедневная работа ведется.– Какие поставленные задачи удалось успешно выполнить, а какие потребовали больше времени и усилий, чем планировалось?– Задачи следуют из характера деятельности законодательного органа, и я о них говорил выше – законотворчество и контроль за исполнением законов. Кроме того, в первый год работы нового созыва важное значение имеет налаживание коммуницирования между разными фракциями и отдельными депутатами. У нас наряду с имеющими опыт парламентской работы есть впервые избранные. И это позитивно влияет на работу – сплав опыта со "свежим" взглядом. Нужно было также наладить работу в комитетах, куда пришли новые люди. Не все давалось просто. Хотя бы тот факт, что первое время парламент работал без депутатов от фракции "Единая Осетия". Мы все учились приходить к компромиссам через дискуссии, порой бурные, и это нормально. Учились слышать друг друга, даже при несовпадении взглядов. Да, на все это нужны были и время, и усилия, процесс не завершен. И как я уже говорил, взаимодействие с другими ветвями власти, осуществление нашей контролирующей функции – в этом вопросе мы только в начале пути.– Многие оценивают работу парламента не только по принятым законам, но и по качеству законотворческой деятельности. Как парламент Южной Осетии улучшает качество законопроектов, обеспечивает их соответствие международным стандартам? Какие механизмы контроля и экспертизы используются в работе?– Принятие поправок к имеющимся законам – это и есть улучшение качества законопроектов. Такие изменения диктует сама жизнь, динамика развития республики. Кроме того, в последние годы ведется серьезная работа по гармонизации нашего законодательства с российским. А соответствие мировым стандартам и нормам международного права обеспечивалось с момента принятия еще первой Конституции и первых законов. Как известно, над обеими редакциями Основного закона, принятых общенародным голосованием, работали приглашенные эксперты, признанные специалисты по конституционному праву. Среди них недавно ушедший из жизни Станислав Магомедович Кесаев. Разумеется, есть куда расти, и определенные несоответствия международным стандартам пока имеются. Мы работаем над ними. Основную часть такой деятельности берут на себя консультанты комитетов – юристы и экономисты. Часто привлекаем и профессионалов из НИИ, университета, министерств и ведомств. Большую поддержку в развитие парламентаризма оказывают наши российские коллеги в рамках подписанных соглашений.– В мире постоянно происходят экономические кризисы, геополитические перемены, которые напрямую влияют на любые страны, в том числе и Южную Осетию. В условиях быстро меняющейся экономической и геополитической ситуации насколько парламент адаптируется к новым вызовам?– Разумеется, мы не можем не реагировать на вызовы непростого времени. Комитет по межпарламентским связям регулярно готовит документы и резолюции с целью противодействия гибридной информационной, идеологической войне, которая ведется против нашего стратегического союзника – России, и не может не затрагивать Южную Осетию. Что касается экономических вопросов, то правительство Российской Федерации, оказавшись в сложнейшей ситуации в связи с санкциями, проведением СВО, принимает защитные меры, которые часто негативно влияют на нас, жителей Южной Осетии. Приходится реагировать. Взаимодействие с российскими коллегами происходит по разным каналам – подключаются президент, правительство, МИД, парламент как на постоянной основе в рамках межпарламентских комиссий, так и в форме разовых обращений к российским коллегам, которые практически всегда идут навстречу.– Парламент принял ряд важных законов – закон о госдолжностях, ужесточение закона об обороте "Лирики", наказания за торговлю энергетиками, ратификация нескольких важных соглашений с Россией, закон о статусе судей и другие. Расскажите подробнее о тех, которые, по вашему мнению, окажут наиболее существенное влияние на жизнь граждан Южной Осетии. Какие конкретные изменения эти законы принесут в различные сферы жизни общества – экономику, социальную сферу, образование и здравоохранение?– Все перечисленные вами законы, поправки к законам, ратификация важных соглашений с Россией призваны позитивно влиять на политическую и экономическую ситуацию в республике, совершенствование системы государственной власти, системы управления, на социальную сферу, физическое и духовное здоровье подрастающих поколений, молодежи, улучшение качества образования. Для этих целей они разрабатывались и принимались, всегда через кропотливую работу, дискуссии на комитетах с привлечением представителей других ветвей власти, представителей общественности, экспертов. При их воплощении в жизнь позитивные изменения запрограммированы. Вопрос только в том, и это я уже подчеркивал, чтобы эти законы исполнялись всеми ветвями власти, каждым ведомством, каждым ответственным лицом, каждым гражданином республики. Вот когда мы добьемся успехов в этом важном направлении – можно будет говорить об эффективности законов.– Законотворческая работа часто сопровождается общественными дебатами и дискуссиями. Как парламент обеспечивает открытость и прозрачность законодательного процесса? Учитываются ли мнения граждан и экспертов при разработке и принятии законов? Можете привести пример, когда мнение общественности существенно повлияло на формулировки или принятие того или иного закона?– Открытость работы парламента обеспечена законами и регламентом законодательного органа, мы обязаны соблюдать и соблюдаем предписанные нормы. Все принимаемые законы, резолюции публикуются на сайте и страницах государственных газет. Освещается работа в комитетах и на заседаниях сессии, куда доступ имеют все представители аккредитованных масс-медиа. Журналисты могут присутствовать на заседаниях комитетов и сессии парламента. При этом речь не только об обсуждении разрабатываемых законов или поправок – депутаты поднимают проблемы, волнующие жителей. Примером активного взаимодействия с общественными организациями я могу назвать совместную работу с "Зеленой Аланией" по экологическим проблемам. Должен заметить, что депутаты тоже представители общественности, причем делегированные представители. Они поддерживают обратную связь с избирателями, поэтому можно говорить о том, что поднимаемые вопросы, принятие законов и поправок к ним – это в какой-то степени и есть влияние общественности.– Были ли случаи, когда принятие какого-либо закона вызвало значительную критику со стороны общественности или правоприменителей? Какие механизмы обратной связи используются для улучшения законодательства?– За год работы таких случаев не было. Правоприменители, то есть представители двух других ветвей власти, принимают активное участие и в законотворчестве – часть законов разрабатывается ими, они также участвуют при работе и над собственными законопроектами и законопроектами, разработанными парламентариями. Другой вопрос, реализация закона может вскрыть какие-то недочеты. Например, изменения в законы об ужесточении ответственности за оборот "Лирики" или энергоносителей вносились по предложению представителей правоохранительных органов. Да, они принимали участие и в разработке первоначальной версии, но реализация показала необходимость внести коррективы. Еще один пример, немало нареканий вызывает и принятый предыдущим созывом закон о жилищной политике. Это очень сложная тема и при том, что разработка велась с привлечением представителей жилкомиссии, сотрудников администрации столицы, вскрылись определенные недочеты. Закон нужно дорабатывать. Таких примеров достаточно. Это нормальный процесс для любого государства, именно он предопределяет поправки к законам.– Какие планы законотворческой деятельности после депутатских каникул?– Парламентские каникулы – это не отдых в привычном значении этого слова, а активная работа депутатов с избирателями. Ну и в сентябре с багажом собранной информации – новый сезон и для законотворчества, и для реализации других направлений деятельности парламента.– Как бы вы охарактеризовали уровень консолидации внутри самого парламента? Какие механизмы используются для решения разногласий между фракциями и депутатами? Как обеспечивается эффективное взаимодействие между комитетами и комиссиями парламента?– Уровень консолидации достаточный для осуществления нормальной законотворческой работы парламента. Есть разногласия, разные взгляды, разные политические интересы, проходят дебаты, порой бурные, бывает, когда блокируют законопроект даже после совместной работы в комитетах, направляя на доработку. Но это нормальный рабочий процесс. А механизм для решения разногласий и взаимодействия между комитетами один – умение говорить друг с другом, слушать друг друга и находить консенсус.– Взаимодействие между законодательной и исполнительной властью – залог стабильного развития государства. Как вы оцениваете взаимодействие парламента с правительством Южной Осетии? Какие механизмы сотрудничества используются для решения общих задач? Были ли случаи существенных разногласий между парламентом и правительством и как они разрешались?– Мы работаем в этом направлении. Взаимодействие парламента с исполнительной властью идет в ежедневном режиме. Однако его уровень должен быть более высоким, и на последнем заседании сессии я снова поднимал вопрос оперативного реагирования на депутатские запросы со стороны министерств и ведомств. От разработки эффективного механизма взаимодействия всех ветвей власти, усиления контролирующей функции парламента зависит успешная реализация законов, следовательно, развитие республики. Существенных разногласий нет, взаимодействие проходит в нормальной, рабочей обстановке, но этого пока недостаточно.– Сотрудничество с российскими коллегами играет важную роль для Южной Осетии. Расскажите о наиболее значимых формах сотрудничества парламента Южной Осетии с российскими законодательными органами. Какие вопросы обсуждались, какие результаты были достигнуты?– Сотрудничество с российскими коллегами проходит в рамках подписанных с 2008 года документов о сотрудничестве. Недавно прошло первое заседание обновленного состава комиссии по сотрудничеству нашего парламента и Совета Федерации ФС РФ. Круг обсуждаемых вопросов был широким, если говорить о результатах, то на самом заседании их не бывает. Российские парламентарии ставят в свою очередь вопросы перед органами исполнительной власти РФ. Должен отметить, что они всегда идут навстречу и искренне хотят помочь.В скором времени пройдет и первое заседание по сотрудничеству парламента РЮО и Государственной Думой России. Новое Соглашение с Госдумой было подписано в 2023 году, в его рамках создается комиссия на постоянно действующей основе. Я надеюсь на эффективное сотрудничество с обеими палатами российского парламента.Хочу особо отметить и поблагодарить за постоянное внимание и поддержку Вячеслава Викторовича Володина и Валентину Ивановну Матвиенко. Нас постоянно приглашают на различные международные форумы. Мы стараемся расширить географию межпарламентского общения. Планов много, надеюсь на их успешную реализацию.
https://sputnik-ossetia.ru/20250404/v-yuzhnoy-osetii-uzhestochili-zakon-ob-oborote-liriki-32654772.html
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Диана Козаева
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/853/62/8536236_104:106:476:478_100x100_80_0_0_984300395402bed111e736a8cd4258b9.jpg
Диана Козаева
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/853/62/8536236_104:106:476:478_100x100_80_0_0_984300395402bed111e736a8cd4258b9.jpg
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e9/05/17/33433953_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_3383100442453c3035e3a64881713339.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Диана Козаева
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/853/62/8536236_104:106:476:478_100x100_80_0_0_984300395402bed111e736a8cd4258b9.jpg
парламент южной осетии, южная осетия, интервью, алан маргиев
парламент южной осетии, южная осетия, интервью, алан маргиев
В Южной Осетии 2024 год был богат на события. В их числе и выборы в парламент республики. Год назад обновился депутатский корпус. Новый созыв парламента возглавил Алан Маргиев. В эксклюзивном интервью Sputnik спикер рассказал о ключевых результатах работы парламента, взаимодействии между ветвями власти и внутренней консолидации.
– Главными показателями работы законодательного органа любой страны являются законотворчество и контроль за исполнением законов, и мы не являемся исключением. И если говорить о контролирующей функции, то имеются в виду не только законы, принятые нынешним созывом – контролировать необходимо соблюдение законодательства, законности в целом. Наша Конституция, наше законодательство отвечают нормам международного права и обеспечивают базу для развития государства во всех сферах. В этом заслуга депутатов всех созывов, начиная от первого, тех, кто заложил политико-правовые основы государства. Но жизнь не стоит на месте, поэтому вносить коррективы в старые законы и принимать новые необходимо постоянно. С законотворчеством трудностей не было никогда – разногласия между политическими силами в парламенте за всю его историю на разработку и принятие нужных законов не влияли. Проблема всегда была в соблюдении законов, их реализации в жизнь. Мы работаем в этом направлении, механизмы контроля разные – это и депутатские запросы, и вопросы, поднимаемые на заседаниях сессии, комитетов. Не могу пока говорить о каком-то прорыве на этом важнейшем направлении, но ежедневная работа ведется.
– Какие поставленные задачи удалось успешно выполнить, а какие потребовали больше времени и усилий, чем планировалось?
– Задачи следуют из характера деятельности законодательного органа, и я о них говорил выше – законотворчество и контроль за исполнением законов. Кроме того, в первый год работы нового созыва важное значение имеет налаживание коммуницирования между разными фракциями и отдельными депутатами. У нас наряду с имеющими опыт парламентской работы есть впервые избранные. И это позитивно влияет на работу – сплав опыта со "свежим" взглядом. Нужно было также наладить работу в комитетах, куда пришли новые люди. Не все давалось просто. Хотя бы тот факт, что первое время парламент работал без депутатов от фракции "Единая Осетия". Мы все учились приходить к компромиссам через дискуссии, порой бурные, и это нормально. Учились слышать друг друга, даже при несовпадении взглядов. Да, на все это нужны были и время, и усилия, процесс не завершен. И как я уже говорил, взаимодействие с другими ветвями власти, осуществление нашей контролирующей функции – в этом вопросе мы только в начале пути.
– Многие оценивают работу парламента не только по принятым законам, но и по качеству законотворческой деятельности. Как парламент Южной Осетии улучшает качество законопроектов, обеспечивает их соответствие международным стандартам? Какие механизмы контроля и экспертизы используются в работе?
– Принятие поправок к имеющимся законам – это и есть улучшение качества законопроектов. Такие изменения диктует сама жизнь, динамика развития республики. Кроме того, в последние годы ведется серьезная работа по гармонизации нашего законодательства с российским. А соответствие мировым стандартам и нормам международного права обеспечивалось с момента принятия еще первой Конституции и первых законов. Как известно, над обеими редакциями Основного закона, принятых общенародным голосованием, работали приглашенные эксперты, признанные специалисты по конституционному праву. Среди них недавно ушедший из жизни Станислав Магомедович Кесаев. Разумеется, есть куда расти, и определенные несоответствия международным стандартам пока имеются. Мы работаем над ними. Основную часть такой деятельности берут на себя консультанты комитетов – юристы и экономисты. Часто привлекаем и профессионалов из НИИ, университета, министерств и ведомств. Большую поддержку в развитие парламентаризма оказывают наши российские коллеги в рамках подписанных соглашений.
– В мире постоянно происходят экономические кризисы, геополитические перемены, которые напрямую влияют на любые страны, в том числе и Южную Осетию. В условиях быстро меняющейся экономической и геополитической ситуации насколько парламент адаптируется к новым вызовам?
– Разумеется, мы не можем не реагировать на вызовы непростого времени. Комитет по межпарламентским связям регулярно готовит документы и резолюции с целью противодействия гибридной информационной, идеологической войне, которая ведется против нашего стратегического союзника – России, и не может не затрагивать Южную Осетию. Что касается экономических вопросов, то правительство Российской Федерации, оказавшись в сложнейшей ситуации в связи с санкциями, проведением СВО, принимает защитные меры, которые часто негативно влияют на нас, жителей Южной Осетии. Приходится реагировать. Взаимодействие с российскими коллегами происходит по разным каналам – подключаются президент, правительство, МИД, парламент как на постоянной основе в рамках межпарламентских комиссий, так и в форме разовых обращений к российским коллегам, которые практически всегда идут навстречу.
– Парламент принял ряд важных законов – закон о госдолжностях, ужесточение закона об обороте "Лирики", наказания за торговлю энергетиками, ратификация нескольких важных соглашений с Россией, закон о статусе судей и другие. Расскажите подробнее о тех, которые, по вашему мнению, окажут наиболее существенное влияние на жизнь граждан Южной Осетии. Какие конкретные изменения эти законы принесут в различные сферы жизни общества – экономику, социальную сферу, образование и здравоохранение?
– Все перечисленные вами законы, поправки к законам, ратификация важных соглашений с Россией призваны позитивно влиять на политическую и экономическую ситуацию в республике, совершенствование системы государственной власти, системы управления, на социальную сферу, физическое и духовное здоровье подрастающих поколений, молодежи, улучшение качества образования. Для этих целей они разрабатывались и принимались, всегда через кропотливую работу, дискуссии на комитетах с привлечением представителей других ветвей власти, представителей общественности, экспертов. При их воплощении в жизнь позитивные изменения запрограммированы. Вопрос только в том, и это я уже подчеркивал, чтобы эти законы исполнялись всеми ветвями власти, каждым ведомством, каждым ответственным лицом, каждым гражданином республики. Вот когда мы добьемся успехов в этом важном направлении – можно будет говорить об эффективности законов.
– Законотворческая работа часто сопровождается общественными дебатами и дискуссиями. Как парламент обеспечивает открытость и прозрачность законодательного процесса? Учитываются ли мнения граждан и экспертов при разработке и принятии законов? Можете привести пример, когда мнение общественности существенно повлияло на формулировки или принятие того или иного закона?
– Открытость работы парламента обеспечена законами и регламентом законодательного органа, мы обязаны соблюдать и соблюдаем предписанные нормы. Все принимаемые законы, резолюции публикуются на сайте и страницах государственных газет. Освещается работа в комитетах и на заседаниях сессии, куда доступ имеют все представители аккредитованных масс-медиа. Журналисты могут присутствовать на заседаниях комитетов и сессии парламента. При этом речь не только об обсуждении разрабатываемых законов или поправок – депутаты поднимают проблемы, волнующие жителей. Примером активного взаимодействия с общественными организациями я могу назвать совместную работу с "Зеленой Аланией" по экологическим проблемам. Должен заметить, что депутаты тоже представители общественности, причем делегированные представители. Они поддерживают обратную связь с избирателями, поэтому можно говорить о том, что поднимаемые вопросы, принятие законов и поправок к ним – это в какой-то степени и есть влияние общественности.
– Были ли случаи, когда принятие какого-либо закона вызвало значительную критику со стороны общественности или правоприменителей? Какие механизмы обратной связи используются для улучшения законодательства?
– За год работы таких случаев не было. Правоприменители, то есть представители двух других ветвей власти, принимают активное участие и в законотворчестве – часть законов разрабатывается ими, они также участвуют при работе и над собственными законопроектами и законопроектами, разработанными парламентариями. Другой вопрос, реализация закона может вскрыть какие-то недочеты. Например, изменения в законы об ужесточении ответственности за оборот "Лирики" или энергоносителей вносились по предложению представителей правоохранительных органов. Да, они принимали участие и в разработке первоначальной версии, но реализация показала необходимость внести коррективы. Еще один пример, немало нареканий вызывает и принятый предыдущим созывом закон о жилищной политике. Это очень сложная тема и при том, что разработка велась с привлечением представителей жилкомиссии, сотрудников администрации столицы, вскрылись определенные недочеты. Закон нужно дорабатывать. Таких примеров достаточно. Это нормальный процесс для любого государства, именно он предопределяет поправки к законам.
– Какие планы законотворческой деятельности после депутатских каникул?
– Парламентские каникулы – это не отдых в привычном значении этого слова, а активная работа депутатов с избирателями. Ну и в сентябре с багажом собранной информации – новый сезон и для законотворчества, и для реализации других направлений деятельности парламента.
– Как бы вы охарактеризовали уровень консолидации внутри самого парламента? Какие механизмы используются для решения разногласий между фракциями и депутатами? Как обеспечивается эффективное взаимодействие между комитетами и комиссиями парламента?
– Уровень консолидации достаточный для осуществления нормальной законотворческой работы парламента. Есть разногласия, разные взгляды, разные политические интересы, проходят дебаты, порой бурные, бывает, когда блокируют законопроект даже после совместной работы в комитетах, направляя на доработку. Но это нормальный рабочий процесс. А механизм для решения разногласий и взаимодействия между комитетами один – умение говорить друг с другом, слушать друг друга и находить консенсус.
– Взаимодействие между законодательной и исполнительной властью – залог стабильного развития государства. Как вы оцениваете взаимодействие парламента с правительством Южной Осетии? Какие механизмы сотрудничества используются для решения общих задач? Были ли случаи существенных разногласий между парламентом и правительством и как они разрешались?
– Мы работаем в этом направлении. Взаимодействие парламента с исполнительной властью идет в ежедневном режиме. Однако его уровень должен быть более высоким, и на последнем заседании сессии я снова поднимал вопрос оперативного реагирования на депутатские запросы со стороны министерств и ведомств. От разработки эффективного механизма взаимодействия всех ветвей власти, усиления контролирующей функции парламента зависит успешная реализация законов, следовательно, развитие республики. Существенных разногласий нет, взаимодействие проходит в нормальной, рабочей обстановке, но этого пока недостаточно.
– Сотрудничество с российскими коллегами играет важную роль для Южной Осетии. Расскажите о наиболее значимых формах сотрудничества парламента Южной Осетии с российскими законодательными органами. Какие вопросы обсуждались, какие результаты были достигнуты?
– Сотрудничество с российскими коллегами проходит в рамках подписанных с 2008 года документов о сотрудничестве. Недавно прошло первое заседание обновленного состава комиссии по сотрудничеству нашего парламента и Совета Федерации ФС РФ. Круг обсуждаемых вопросов был широким, если говорить о результатах, то на самом заседании их не бывает. Российские парламентарии ставят в свою очередь вопросы перед органами исполнительной власти РФ. Должен отметить, что они всегда идут навстречу и искренне хотят помочь.
В скором времени пройдет и первое заседание по сотрудничеству парламента РЮО и Государственной Думой России. Новое Соглашение с Госдумой было подписано в 2023 году, в его рамках создается комиссия на постоянно действующей основе. Я надеюсь на эффективное сотрудничество с обеими палатами российского парламента.
Хочу особо отметить и поблагодарить за постоянное внимание и поддержку Вячеслава Викторовича Володина и Валентину Ивановну Матвиенко. Нас постоянно приглашают на различные международные форумы. Мы стараемся расширить географию межпарламентского общения. Планов много, надеюсь на их успешную реализацию.