00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
08:00
60 мин
Главные темы
09:00
3 мин
Главные темы
09:30
3 мин
Утро на Спутнике
09:43
17 мин
Главные темы
12:00
3 мин
Главные темы
12:30
3 мин
Главные темы
17:00
3 мин
В центре событий
17:21
9 мин
Главные темы
17:30
3 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Цхинвал106.3
г. Цхинвал106.3
Ленингорский район106.3

85 лет назад в Южной Осетии запустили железную дорогу

© Sputnik / Yuriy LashovЖелезнодорожный вокзал
Железнодорожный вокзал - Sputnik Южная Осетия, 1920, 28.07.2025
Подписаться
В Цхинвал, в то время носивший название Сталинир, 28 июля 1940 года прибыл первый в истории Южной Осетии железнодорожный состав. Железнодорожные пути между Цхинвалом и Гори строились с 1939 года. Железная дорога общей протяженностью 33 километра, включавшая в себя 48 станций, мостов, эстакад и иных сооружений, обошлась в общей сложности в 23 миллиона рублей.

Тупик или нет?

Строительство тупиковой ветки Закавказской железнодорожной магистрали "Гори-Сталинир" началось в 1939 году и завершилось на год раньше запланированного срока, в июле 1940-го. При этом едва ли не с первых дней этого строительства существовало мнение, что железная дорога должна быть продолжена на север и соединить Южную Осетию с Северной.

Эта идея была не нова: еще в конце 19-го века проводилось исследование возможности построения железной дороги, которая соединила бы две части Осетии. В частности, был подготовлен проект железной дороги "Дарг - Кох - Гори", которая бы проходила через Алагир и Зарамаг, включала в себя железнодорожный тоннель длиной в шесть с половиной километров, спускалась до села Дзау и далее через Цхинвал шла в Гори. Дорогу длиной почти в 200 километров и стоимостью 27 миллионов рублей планировалось построить за пять лет.

Проект был представлен в Кабинет министров России как наиболее выгодный вариант строительства железной дороги через Главный Кавказский хребет. Его поддерживали представители бельгийских компаний, которые владели серебро-свинцовыми рудниками в Садоне; интерес к проекту оказался так высок, что публикации о будущем строительстве стали появляться в европейской прессе. В итоге проект был одобрен Николаем II, однако начало строительства откладывалось, а после революции 1905 года, Первой мировой войны и последовавших Революции и Гражданской войны и вовсе был отложен в самый долгий ящик.
Попытки оживить проект еще предпринимались, однако так ни к чему и не привели. Окончательно же вопрос строительства железнодорожных путей между Южной и Северной Осетией закрылся с началом строительства Транскама в 1970-е годы.

Умар Кочиев и колхозники-строители

Что же касается путей между Гори и Цхинвалом, их строительством руководил Умар Кочиев, инженер-строитель, который затем участвовал в Великой Отечественной войне, а после работал на ряде должностей в Южной Осетии.
В 1939 году Умару Кочиеву было 32 года. Он был назначен начальником строительного управления железнодорожной линии Гори-Сталинир и сразу же столкнулся с непониманием и противодействием официальных лиц Горийского райкома КП Грузии.
Так, Кочиев и его сотрудники запросили у райкома помещение, в котором могли бы работать, на что им ответили, что дорога, 90% которой должны были проходить по территории Горийского района, строится для Южной Осетии - там, мол, и ищите помещение.
Основные строительные работы начались в апреле 1939 года и продвигались чрезвычайно медленно: Кочиев просил выделить для строительства рабочих из колхозов, в свободное от полевых работ время, однако ему отказали. Разнорабочих приходилось вербовать по всей стране, на узловых станциях; они прибывали на место стройки, получали аванс и постельное белье и немедленно со всем этим добром исчезали.
© Photo : архивные кадрыСтроительство железной дороги в Цхинвал
Строительство железной дороги в Цхинвал - Sputnik Южная Осетия, 1920, 28.07.2025
Строительство железной дороги в Цхинвал
Так продолжалось до февраля 1940 года. В начале месяца обком компартии ЮОАО создал специальную комиссию, которая должна была проверить работу стройуправления, которым руководил Кочиев, и предложить конкретные меры для ускорения строительства. На пленуме Обкома Кочиев очередной раз поставил вопрос о том, чтобы к работам разрешили привлечь колхозников. Пленум его предложения принял, и четырем районам Южной Осетии было предложено вывести на строительство 600 человек.
В день начала работ по строительству дороги, 25 февраля, на трассу прибыли колхозники: с песнями и музыкой, организованными колоннами. К постройке железной дороги приступили не шесть сотен, а более семи тысяч человек. Земляное полотно дороги, которое строилось вручную, с помощью кирок и лопат, было готово уже к концу марта.
© Photo : архивные кадрыСтроительство железной дороги в Цхинвал
Строительство железной дороги в Цхинвал - Sputnik Южная Осетия, 1920, 28.07.2025
Строительство железной дороги в Цхинвал

Без опозданий не обошлось

Открыть движение по новой железной дороге планировалось к 8 июня 1940 года - ко дню 20-летней годовщины установления Советской власти в Южной Осетии. Однако, несмотря на все усилия инженеров и строителей и тот факт, что строительство железнодорожного моста через Куру велось в три смены, к установленной дате подготовить дорогу не удалось.
Наконец, 28 июля, пассажирский состав, в котором ехали первые лица области, инженеры, рабочие, а также многочисленные гости, отправился из Гори в Сталинир. Поезд был празднично украшен, а на станции Шиндиси на границе с Юго-Осетинской автономной областью его встретили гарцующие всадники - участники революционных дней 1920 года. До самой станции в Сталинире они сопровождали поезд, распевая партизанские песни.
© Photo : архивный кадрПервый поезд прибыл в Цхинвал
Первый поезд прибыл в Цхинвал - Sputnik Южная Осетия, 1920, 28.07.2025
Первый поезд прибыл в Цхинвал
На торжества прибыли гости из многих союзных республик и, конечно, из Северной Осетии. Прошел праздничный митинг, в театре состоялось торжественное заседание; указом Президиума ВС ГССР 38 работников, наиболее отличившихся в строительстве дороги, были награждены Почетными грамотами.
В постоянную эксплуатацию железную дорогу приняли 28 декабря 1940 года; первое время по ней ходили лишь грузовые составы, однако вскоре регулярное движение начали и пассажирские поезда.
© Photo : архивные кадрыВ ожидании прибытия поезда в Цхинвал
В ожидании прибытия поезда в Цхинвал - Sputnik Южная Осетия, 1920, 28.07.2025
В ожидании прибытия поезда в Цхинвал
Сегодня дорога по понятным причинам не функционирует: движение поездов по ней прекратилось с началом Отечественной войны 1989-1992 годов. Железнодорожные пути заброшены, а продолжать их строительство на север по прямой линии уже на получится - существующие рельсы упираются в территорию 4-й военной базы РФ.
Однако сама по себе возможность провести железнодорожную ветку через Большой Кавказский хребет остается: несмотря на затратность, подобный проект все же можно осуществить. И на Привокзальной площади Цхинвала вновь станут слышны свистки прибывающих поездов.
Лента новостей
0