00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Главные темы
08:31
60 мин
Главные темы
09:30
3 мин
Главные темы
12:00
3 мин
Главные темы
12:31
3 мин
12:33
26 мин
Главные темы
17:00
3 мин
Главные темы
17:30
3 мин
Утро на Спутнике
Эксперт о попытках Запада обеспечить Украине немедленное прекращение огня
09:04
26 мин
Утро на Спутнике
Модные предпочтения выпускников 2025 года
09:35
26 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Цхинвал106.3
г. Цхинвал106.3
Ленингорский район106.3

О театре, "Симде" и работе вопреки: большое интервью Рады Дзагоевой

© Михаил АвагимовЗаседание правительства. Рада Дзагоева
Заседание правительства. Рада Дзагоева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.06.2025
Подписаться
В Южной Осетии завершился очередной театральный сезон, храм Мельпомены закрыл его постановкой "Вечно живые", которая была приурочена к 80-летию Великой Победы. На отдых после активной гастрольной деятельности уходит и государственный ансамбль "Симд".
Тем временем, в республике продолжается строительство школы-искусств, которая обещает стать центром притяжения для юных талантов, предоставляя им возможность развивать свои способности и получать качественное образование.
На горизонте новый сезон, интересные проекты и амбициозные планы, о которых мы поговорили в большом интервью с министром культуры Радой Дзагоевой.

Большие надежды на новый театральный сезон

– В этом году произошло обновление руководящего состава театра. Он заметно омолодился. Расскажите, что сейчас происходит за кулисами, как актеры уживаются с новым режиссером?
– Театр, как и любой творческий коллектив, – это очень сложный механизм, со своими внутренними порядками, своим восприятием. Но я бы хотела подчеркнуть, что коллектив довольно неплохо принял новое руководство. Артисты уживаются со всеми, кто настроен на конструктивную работу. В случае с художественным руководителем театра, у Казбека Джелиева много хороших планов, он настроен на позитивные изменения, качественную работу. И я считаю, что в этом случае вся труппа должна объединиться вокруг своего руководителя, потому что один человек, каким бы он гениальным не был, не сможет переломить ситуацию. 80 процентов успешного руководства – это умение наладить контакт с коллективом. С этого все начинается. Тем более, в творческом коллективе. Я не сомневаюсь, что у Джелиева и наших артистов все получится.
Сейчас обстановка в театре рабочая. Очень много планов на новый театральный сезон, поэтому у нас и времени нет думать о чем-то другом, кроме творческого процесса.
– Вы заговорили о новом сезоне, но давайте немного поговорим о сезоне, который уже можно считать завершившимся. Это всегда важный момент для культурной жизни республики. Какие ключевые события вы могли бы выделить в этом сезоне?
– В минувший сезон, как и в предыдущие, театр выпустил несколько премьерных спектаклей: детскую постановку по мотивам сказки Александра Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", спектакль "Тиль". Причем это совершенно новый для нашего театра жанр, музыкальный спектакль. Сейчас на выходе постановка "Вечно живые". Сказать, что это был фееричный театральный сезон, я не могу, несмотря на то, что театр работал и активно выступал за пределами республики. Но на новый сезон у нас еще больше ожиданий.
Наверное, в какой-то момент в театре, как и в любом творческом коллективе, необходимо бывает провести какие-то изменения. И, видимо, этим и было обусловлено то, что и руководство поменялось.
Забегать вперед не будем, но я думаю, что к следующему театральному сезону, – а в 2026 году мы будем праздновать 95-летие нашего театра – мы подойдем достойно.
Я знаю, что у руководства театра в планах подготовка спектакля, который может стать его визитной карточкой. Это, конечно же, будет спектакль из Золотого фонда осетинской национальной драматургии.
При этом, я хочу отметить, что да, театр у нас национальный. Но говорить о том, что мы должны ставить только спектакли из национальной драматургии, неправильно. Мы не можем обогащать наш репертуар исключительно за счет нее. Тем более, все мы знаем, что у нас очень слабо сейчас представлена современная национальная драматургия. Поэтому видение руководства театра таково, что наравне с осетинской национальной драматургией мы будем обращаться к русской и зарубежной классике. За последние годы театр выпустил "Бориса Годунова", "Сказку о рыбаке и рыбке", а осенью художественный руководитель приступит к работе над спектаклем "Иванов" по пьесе Антона Чехова.
© Sputnik / Михаил АвагимовПремьера спектакля "Тиль"
Премьера спектакля Тиль - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.06.2025
Премьера спектакля "Тиль"
Думаю, репертуар театра значительно обогатится. Что касается визитной карточки, ей может стать спектакль "Наемный вождь" по пьесе Геора Хугаева.
Режиссер говорит, что должен очень серьезно подойти к этой работе и привлечь, в том числе, хореографов-постановщиков и музыкантов, которые могут написать авторскую музыку для этого спектакля. То есть планов очень много.
Еще один важный момент, который хотелось бы отметить, – в планах у руководства театра приглашение режиссеров извне: российских, из театров Северного Кавказа. Недавно у нас с гастролями в Южной Осетии побывал Северо-Осетинский академический театр имени Б. Тхапсаева. Мы разговаривали с художественным руководителем Гиви Валиевым о перспективах его работы в Южной Осетии. Он очень живо откликнулся на наше предложение. Я считаю, что Гиви Валиев сейчас один из лучших современных осетинских режиссеров. Его спектакль "Газдановы" вошел в Золотой фонд российских постановок. Качество его работ на очень высоком уровне. Поэтому для нас это будет большим шагом вперед, если Гиви Валиев сможет воплотить на сцене свою работу.
Руководители театра могут рассказать об этом более подробно, но известно, что у них уже есть много договоренностей с режиссерами о совместной работе в новом сезоне.
Сами артисты с воодушевлением воспринимают такую практику, ведь сколько режиссеров, столько разных методов работы. Это все значительно обогащает актерский багаж тоже. Будем надеяться, что все задачи, которые поставили перед собой и художественный руководитель, и директор театра, они смогут реализовать.
– Расскажите немного о планах по гастролям театра. Где нас ждут в этом году?
– Во-первых, хотела бы отметить, что хорошая договоренность достигнута с руководством Северо-Осетинского академического театра о постоянных взаимных обменных гастролях. То есть два осетинских театра, на юге и севере, должны быть в постоянном контакте. Зрители в северной части Осетии должны иметь постоянную возможность знакомиться с постановками южноосетинского театра. И точно так же наши северные братья, североосетинская труппа, должны почаще приезжать в Южную Осетию. Эта договоренность между руководствами двух театров уже достигнута. Первые результаты мы могли увидеть в мае – они приезжали к нам с двухдневными гастролями.
С осени мы еще активнее начнем эту работу. Совсем недавно театр вернулся из Адыгеи, где с большим успехом прошли показы двух спектаклей: "Тиль" и "Черная бурка". Последний зрители приняли в Адыгее с особым восторгом. Было очень много положительных отзывов.
Конечно, гастрольная деятельность в жизни любого театра — это главное. Если творческий коллектив выезжает и выезжает часто, это сказывается и на уровне его работы, мотивации артистов и режиссеров.
Что касается гастролей, в этом году пройдут ежегодные "Большие гастроли". Уже известны города, в которых наш театр выступит. Это Волгоград, Саратов и Самара. "Большие гастроли" пройдут в ноябре. Скорее всего, труппа повезет два спектакля. Это будет "Иванов", который по договоренности с "Русскими сезонами", финансирующими проект, мы должны выпустить в конце октября. То есть в ноябре, после премьеры в Южной Осетии, театр повезет спектакль на "Большие гастроли". Скорее всего, повезут и "Черную бурку", как наиболее яркий спектакль из Золотого фонда национальной драматургии.
© Photo : Театр драмы КузбассаГастроли Юго-Осетинского государственного драматического театра им. Коста Хетагурова
Гастроли Юго-Осетинского государственного драматического театра им. Коста Хетагурова - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.06.2025
Гастроли Юго-Осетинского государственного драматического театра им. Коста Хетагурова
Очень амбициозные планы у руководства и творческого коллектива театра. Мы хотим представить свое творчество и в Москве. Сейчас все эти вопросы согласовываются с нашими российскими коллегами на всех уровнях.
– Прямо сейчас у меня возник вопрос о том, кто чаще всего приходит на спектакли нашего театра, когда он выступает за пределами Южной Осетии? Бывают ли это в большинстве своем осетины, которых много в разных городах России, или это все-таки люди, которые интересуются нашей культурой, хотят узнать и увидеть что-то новое?
– Допустим, в Адыгее я бы не сказала, что есть какая-то осетинская община, или там много осетин, тем не менее, у нас были аншлаги. Это были люди, которые просто интересуются театральным искусством. В прошлом году, допустим, наш театр гастролировал в Кемерово, в Прокопьевске. Сложно говорить о том, что приходит какая-то целевая аудитория, которая знакома с осетинским театральным искусством или с осетинской литературой. Для зрителей в России интересно, что может показать национальный театр. И несмотря на то, что у нас присутствует языковой барьер, однако есть синхронный перевод. Я сама была несколько раз свидетелем – и на Днях культуры в Чеченской Республике, и на Днях культуры в Абхазии – когда мы представляли спектакли нашего театра, никакого языкового барьера для зрителя не бывает. Он очень тепло принимает нашу труппу, независимо от того, представители какой национальности присутствуют в зале.
– Еще один вопрос, который тоже возник прямо сейчас. Очень часто южноосетинский зритель ностальгирует по старым постановкам с любимыми актерами. Те же "Рыссыгганджытае", "Шахматтае" и многие другие. Эти постановки действительно можно назвать историческими, может быть, за счет того, что в них играли столпы нашего театрального искусства. Но насколько возможно их воссоздать, вернуть, может быть, с новыми актерами?
– Я думаю, что этот вопрос мы обязательно адресуем руководству театра. Мы обсуждали дальнейшее пополнение нашего репертуара и, конечно, будет делаться акцент на то, чтобы в нем появилось больше комедий, будь то национальные или известные российские и зарубежные. Эта потребность есть, она ощущается, потому что вокруг очень много негатива. И я сама бываю свидетелем таких разговоров. На драму и трагедию люди ходят неохотно, несмотря на то, что классика на века, и она должна быть интересна всегда. Тем не менее, людям хочется прийти в театр и просто отдохнуть. Я приведу простой пример. Мы показываем спектакль с незамысловатым сюжетом "Файнустытае". И в отличие от всех остальных, более энергозатратных и серьезных, именно на "Файнустытае" бывает аншлаг. Более того, его вывозят и в районы республики, и там зритель принимает его на "ура". Это говорит о том, что театр должен подстраиваться и под предпочтения зрителя. Хотя на поводу у него тоже идти не совсем правильно. Театр должен и воспитывать зрителя, приобщать его к прекрасному, знакомить с шедеврами мировой, русской и осетинской драматургии. Этот баланс должен быть. Потому что без зрителя не может быть театра. Думаю, что эту грань, этот баланс руководство театра правильно для себя определит: где подстраиваться под предпочтение зрителей, а где уже рассуждать со сцены о высоком. Уже на другом уровне.

Местечковость – это не про нашу культуру

– Совсем недавно мы отпраздновали День России, к нам приезжал российский государственный академический хореографический ансамбль "Березка" имени Н.С. Надеждиной Управления делами президента РФ. Выступление ансамбля стало значимым событием для многих жителей. Как удалось сделать так, что фактически визитная карточка России в один из главных государственных праздников страны выступает на южноосетинской сцене?
– Это было на самом деле очень запоминающимся событием в культурной жизни республики. Как так получилось? Мы обратились с предложением в министерство культуры России.
Есть очень хороший проект, который мы реализуем с нашими коллегами из министерства культуры Российской Федерации, проект "Обменные культурные мероприятия России и Южной Осетии". В рамках этого проекта мы уже провели ряд значимых культурных мероприятий. Государственный ансамбль "Симд" выступил в Москве в зале Чайковского, а также в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра. В прошлом году в рамках этого проекта у нас выступал академический ансамбль танца "Гжель". До этого был джазовый оркестр Олега Лундстрема. А в этом году мы насладились творчеством "Березки". За что, конечно, большое спасибо нашим коллегам из министерства культуры Российской Федерации.
Сольный концерт государственного академического хореографического ансамбля Березка в Цхинвале  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 12.06.2025
"Березка" и покоривший мир "плывущий шаг": в Цхинвале прошел концерт достояния России
Я бы хотела отметить особенно роль Федерального государственного учреждения культуры "Росконцерт". Я без всякого преувеличения скажу, что это знак качества. Там, где есть логотип "Росконцерта", значит, что это мероприятие высокого уровня. Нам очень повезло, что мы сумели наладить хороший диалог и с "Росконцертом" непосредственно, и, в первую очередь, с министерством культуры Российской Федерации, что делает очень многие невозможные вопросы возможными для реализации.
– Как вы думаете, какое впечатление оставило выступление "Березки" у зрителей и как подобные мероприятия в целом влияют на культурное взаимодействие России и Южной Осетии?
– Те отзывы, которые мы слышали, самые положительные. Конечно, такие мероприятия укрепляют наше сотрудничество. Для меня, как человека, который находится на посту министра культуры Южной Осетии, одним из приоритетных направлений, если не сказать главным, является международное сотрудничество. Именно поэтому мы в аппарате Минкультуры создали отдел по международному сотрудничеству. Это самая главная составляющая нашей работы. Потому что наша культура может развиваться только тогда, когда мы можем ее представлять за пределами своей страны. Сколько угодно можно здесь концерты показывать, сколько угодно можно спектакли ставить, детское творчество популяризировать, но если это не представляется за пределами Южной Осетии, то это уровень местечковости. А это не про нашу культуру. У нас есть, что показать. Мы — нация с богатым культурным наследием.
© Sputnik / Михаил АвагимовАнсамбль "Березка"
Ансамбль Березка - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.06.2025
Ансамбль "Березка"
Наш "Симд" без преувеличения входит в число лучших коллективов на Кавказе. Это не мое субъективное мнение, оно сформировалось на основе отзывов зрителей во многих регионах Российской Федерации: в Москве, Питере, разных регионах Северного Кавказа и других регионах РФ.
Где бы мы не гастролировали, всегда отмечается высокий уровень мастерства и нашей театральной труппы. Повторюсь, у нас есть что показать. Поэтому для нас приоритет, как можно больше звучать за пределами Южной Осетии. Тем более, когда нам так идут навстречу. Редко, кто может похвастаться такой поддержкой, какую нам оказывает Россия в сфере культуры. Мы в постоянной переписке с российскими коллегами, в постоянном контакте, каждое наше предложение рассматривается и процентов на 90 мы всегда получаем положительный ответ.

"Симд" поднимает планку

– Мой следующий вопрос как раз о "Симде" - еще одной жемчужине нашей культуры. И здесь, наверное, надо сказать, что гастроли Государственного ансамбля "Симд" — это не только возможность представить нашу культуру за пределами республики, но и обмен опытом с другими регионами. Чем можете похвастаться уже сейчас и какие планы по гастролям у ансамбля на этот год?
– Если говорить об успешной работе, то прежде всего надо отметить успешную работу "Симда". Подошедший к концу концертно-гастрольный сезон был не просто успешным для ансамбля, он был прорывным. Осенью "Симд" выступил в Большом театре в совместном концерте с мастерами искусств Северной Осетии. В Москве осетины отмечали три юбилейные даты: 250-летие присоединения Осетии к России, столетие Североосетинской автономии и 165-летие основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова. Это очень серьезное достижение для "Симда", что они смогли выступить на этой площадке с мастерами сцены всей Осетии.
Не менее важным событием был и концерт в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра. Кроме того, с прошлого года ансамбль стал ежегодным участником проекта "Мы – Россия". Я бы хотела отметить, что "Симд" в эту программу попал в виде исключения по нашей договоренности с руководством министерства культуры Российской Федерации. Участниками проекта "Мы – Россия" являются российские творческие коллективы, наш "Симд" там – единственный иностранный коллектив. В прошлом году в рамках этой программы мы очень успешно выступили в регионах Северного Кавказа. В этом году мы уже охватили Южный федеральный округ, "Симд" выступал в Волгограде, Майкопе, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Новочеркасске. География гастролей ансамбля значительно расширилась.
© Photo : Росконцерт Ансамбль "Симд" из Южной Осетии начал гастрольный тур по Югу России с программой, посвященной 80-летию Победы
 Ансамбль Симд из Южной Осетии начал гастрольный тур по Югу России с программой, посвященной 80-летию Победы - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.06.2025
Ансамбль "Симд" из Южной Осетии начал гастрольный тур по Югу России с программой, посвященной 80-летию Победы
И я бы хотела поблагодарить весь коллектив, он на одном дыхании отработал весь сезон. Сложно кого-то выделить. Начиная с художественного руководителя, директора, заканчивая администраторами, понимая всю серьезность, важность гастрольной деятельности, весь коллектив отработал этот сезон на пределе своих возможностей. Это на самом деле бесценно. Когда внутри коллектива есть понимание и чувство ответственности за то, что мы едем куда-то не просто танцевать и петь, а представлять свой народ, свою республику. И, как правило, мы оставляем очень хорошие впечатления в сердцах людей, которые приходят знакомиться с осетинским хореографическим искусством, осетинским песенным искусством. "Симд" поднимает свою планку, и это очень радует.
Возвращаясь к тому, что я говорила чуть выше: если коллектив гастролирует, если он выезжает, это отражается и на его восприятии, на самооценке артистов и всего творческого коллектива. Поэтому это очень и очень важно. Мы не должны упускать любую возможность блеснуть на площадках за пределами Южной Осетии.
Перед отпуском "Симд" сольный концерт в Южной Осетии уже не представит, но к 26 августа ансамбль готовит выступление, где будут и новые номера. В начале августа коллектив выйдет из отпуска и начнет интенсивно готовиться к новому концертно-гастрольному сезону. Он тоже обещает быть насыщенным. В сентябре, к 35-летию республики, "Симд" представит совместный концерт с Государственным академическим ансамблем Республики Адыгея "Нальмэс". Это один из сильнейших хореографических коллективов на Кавказе. То, что мы с такими мастерами выступаем на одной сцене, – "Вайнах", "Нохчо", Государственный ансамбль песни и танца Абхазии, ансамбль "Кавказ", "Волга", ансамбль имени Годенко – это каждый раз обмен опытом, какое-то негласное соперничество двух разных культур, которое всегда бывает интересно и очень зрелищно. А для коллектива это толчки для более активного движения вперед.

Памятники истории, как место притяжения

– Рада Филипповна, еще одно не менее важное направление, которое в силу определенных, в том числе финансовых обстоятельств, не так хорошо продвигается, как наша театральная деятельность, хореографическое искусство. Это реставрация памятников истории и культуры. Насколько нам известно, совсем недавно в Южную Осетию приезжали российские специалисты, чтобы исследовать музей Ксанских эриставов в Ленингоре. Каковы результаты этой поездки? Есть ли надежда на реставрацию или хотя бы консервацию этого памятника? И в целом, что у нас происходит в этой сфере?
– Если говорить о сохранении исторического и культурного наследия, то, конечно, в первую очередь стоит обратить внимание именно на Ленингорский музей Ксанских эриставов. Этот вопрос обсуждался в ходе нашей встречи с министром культуры Российской Федерации Ольгой Любимовой. Именно министерство культуры России направило сюда экспертов Росгосэкспертизы. Они приехали и поработали несколько дней на территории этого памятника. Они уже составили всю необходимую научно-проектную документацию, она передана другим специалистам, которые должны составить сметную документацию. После того, как мы уже будем знать, сколько будет стоить реставрация этого памятника, то, конечно, этот вопрос поставим перед нашим правительством. Хотелось бы, чтобы реставрация объекта попала в инвестиционную программу. На наших глазах разрушаются памятники истории, которые свидетельствуют об уникальном наследии нашего народа, и мы должны, наконец, начать какую-то реальную работу, чтобы переломить ситуацию.
В бюджете министерства культуры ни рубля не заложено на реставрацию и даже на поддержание на должном уровне памятников истории культуры. Их у нас в реестре насчитывается более 2000 по всей республике. Но много-много лет это все разрушалось на наших глазах, и сегодня ситуация лучше не становится. Надо в любом случае какой-то план наметить и последовательно обратить внимание на объекты культурного и исторического наследия.
Если мы сегодня говорим о развитии туризма в Южной Осетии, то в этом контексте возрождение и восстановление памятников истории культуры приобретает большую актуальность. Чем мы можем быть привлекательны? Мы можем стать привлекательными для туристов, в том числе, наличием таких древних памятников истории и культуры. У нас есть объекты, которые датируются X веком, XII веком и более ранним временем. Недавно в селении Сохта местные жители готовились к религиозному празднику и стали расчищать территорию на том месте, где раньше была церковь. Чем это закончилось, нам всем известно. Там были обнаружены уникальные фрески. Нельзя так легкомысленно подходить к этим вопросам, взять и зачистить территорию. Конечно, нельзя обвинять этих людей, потому что они тоже действовали из благих побуждений.
© Sputnik / Александра Алборова В церкви в селе Сохта Южной Осетии найдены древние реликвии
В церкви в селе Сохта Южной Осетии найдены древние реликвии - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.06.2025
В церкви в селе Сохта Южной Осетии найдены древние реликвии
В Минкультуры есть отдел исторического и культурного наследия, он состоит из трех человек. Что они могут сделать, если у них нет ни финансовых возможностей, ни каких-то определенных полномочий. Мы постоянно пишем письма в прокуратуру, в соответствующие органы, но вместе с тем, сами тоже предложить ничего не можем ввиду ограниченности наших возможностей. Но это бесконечно продолжаться не может.
У нас была идея разработать концепцию развития культуры на три года. Мы за это взялись, обозначили приоритетные направления, но потом поняли, что на все это необходимы определенные средства, чтобы говорить о развитии культуры, тем более в разных направлениях. Это не только театральное и хореографическое искусство, это музыкальное искусство, историко-культурное наследие нашего народа, ремесленники, в конце концов.
Когда мы говорим о развитии туризма, то вместе с этим можем развить направления, которые значительно обогатят культурную жизнь нашей республики. Это и народные промыслы, и ремесленники, но каждое из этих направлений нуждается в поддержке со стороны министерства культуры и со стороны государства.
Опять-таки скажу про концепцию развития культуры. Зачем принимать концепцию на бумаге, если мы ничего сделать не сможем ввиду ограниченности наших возможностей. Мы отметили ряд вещей в качестве положительных достижений, но я хочу сказать, что за последние три года мы работаем во многом вопреки. Потому что бюджета у министерства культуры нет, а это говорит о том, что мы не можем выстраивать определенные планы, тем более долгосрочные. Но сидеть на месте тоже не хочется, и приходится каждый раз отстаивать каждое свое предложение. Хотела бы заметить, что существенную поддержку за последние три года мы получили из президентского фонда, из которого профинансировано много наших проектов. Это и участие наших творческих коллективов в фестивалях, в различных мероприятиях за пределами Южной Осетии, к примеру, спектакль "Вечно живые" тоже был профинансирован из фонда президента. Но у фонда президента есть и другие задачи тоже. Президент не может заниматься поддержкой исключительно сферы культуры. У нее должны быть свои возможности, свои средства, исходя из которых мы можем выстраивать свои планы и свою работу.
— Рада Филипповна, вы сами упомянули ситуацию в селе Сохта. В прежних беседах мы уже говорили о роли общества в сохранении тех самых исторических памятников. В последние годы мы наблюдаем целый ряд инициатив, когда целые фамилии собираются, реставрируют, восстанавливают свои фамильные башни, храмы в родовых селениях. Но иногда благие намерения оборачиваются совсем не тем. Как объяснить обществу, людям, что так делать нельзя, что сохранять, реставрировать памятники так, как они это представляют, тоже нельзя?
– Мы пытаемся коммуницировать с такими инициативными людьми. Есть очень хорошие примеры взаимодействия министерства культуры с этими инициативными группами. Например, в селе Жриа построили церковь. Изначально и проект, и все этапы строительства братья Котоловы согласовывали с министерством культуры.
Ведется строительство церкви в селе Тли. Этим занялась фамилия Маргиевых. Они тоже и проект, и все свои шаги согласовали с министерством культуры. В селе Рук фамилия Плиевых строит свою башню, и это тоже с нами согласовано. Не всегда люди безответственно подходят к строительным работам.
Но, к сожалению, негативных моментов больше. Нет понимания, что нельзя строение, которому много веков, современно оштукатурить, покрасить и уничтожить его историческую ценность. Конечно, мы с этим боремся. Часто с привлечением правоохранительных органов. Недавно в селе Сохта мы приостановили работы после вмешательства прокуратуры Дзауского района, представителей МВД. Но истории очень часто заканчиваются скандалами. И не всегда люди понимают, какой ущерб они наносят. И министерство культуры иногда узнает об этом уже по факту, после того, когда что-то безвозвратно потеряно.
В тех случаях, о которых я сказала, инициативные группы, представители фамилии, нашли старые фотографии, сверяли по ним размеры здания, его параметры. Настолько трепетно и ответственно люди подходят к сохранению своего наследия. Это очень радует. Наверное, больше надо рассказывать о таких людях, ставить их в пример, чтобы другие тоже более ответственно подходили к тому, что касается исторического и культурного наследия нашего народа.

Проект №1

– Хочется поговорить и о большом подарке Чечни, о школе искусств, которая строится в республике. Это, наверное, можно назвать шагом к общему культурному образованию. Каковы ваши ожидания по отношению к этой школе? Когда нам ждать ее открытия?
– Наверное, эта школа для меня, как для министра, является проектом номер один, потому что это вопрос будущего культуры. Фактически хореографическую школу-студию мы начали возрождать с одного листа формата А4, на котором было штатное расписание этого учреждения культуры. Больше ничего. По бумагам там, конечно, был еще какой-то инвентарь, но как только мы начали интересоваться, где это все находится, выяснилось, что была пришедшая в негодность утварь. Фактически этой школы не было. Совершенно справедливо российские казначеи указали на нецелевое расходование денежных средств. Более десяти лет школа не работала. И вместе с тем были люди, которые просто получали зарплату. Обвинять этих людей тоже невозможно, потому что для них в свое время не были созданы условия, не было здания. Пройдет время, и кто-то, может быть, уже после нас, даст оценку тому, что этот коллектив за последние три года сделал во главе с Майей Четион. То есть из ничего просто на улице возродить школу, создать ансамбль, собрать коллектив, который стал своего рода визитной карточкой Южной Осетии. Где бы они ни участвовали, мы даже не ожидаем второго или третьего места. Если воспитанники хореографической школы где-то участвуют, мы всегда ждем, что Гран-при должны забрать обязательно. И то, что сегодня для школы строится здание, это большой прорыв именно в деле детского хореографического искусства, в деле воспитания кадров для сферы культуры. Это бесценно. Я благодарна и руководству нашей республики, и, в первую очередь, главе Чечни Рамзану Кадырову за такой подарок. Конечно, когда было озвучено, что Рамзан Ахматович построит в Южной Осетии один социальный объект, мы, конечно, очень сильно на этот соцобъект претендовали. Но что мы сможем этого добиться, это нас самих тоже очень сильно порадовало. Сегодня стройка уже на завершающей стадии, сейчас там ведутся отделочные работы. Предполагается приурочить открытие объекта к 26 августа - Дню признания независимости РЮО Российской Федерацией. Сегодня у нас в школе обучаются порядка 160 детей. Думаю, что их станет еще больше, когда коллектив обретет нормальные условия для работы.
© Photo : Из архива ансамбля "Кафт"Ансамбль "Кафт" в международном лагере "Артек"
Ансамбль Кафт в международном лагере Артек - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.06.2025
Ансамбль "Кафт" в международном лагере "Артек"
У нас работают лучшие хореографы, прекрасные педагоги, лучшие молодые специалисты. Это и Георгий Келехсаев, и Коста Джиоты, и Алена Каркусова, и Лиза Канатова. Буквально на прошлой неделе коллектив вернулся из "Артека", где опять взяли Гран-при на фестивале, посвященном 100-летию детского лагеря. Конечно, это результат работы педагогического состава.
– Ну, и за будущее "Симда" нам не придется переживать…
– Да, хотела бы отметить, что в прошлом году состоялся первый выпуск хореографической школы-студии. И четыре человека из этого выпуска, а выпускников у нас было 30, остались в сфере культуры. Двое трудоустроены в госансамбль "Симд", они уже работают в основном составе. А двое стали студентами Самарского университета, поступили на факультет хореографии. Это говорит о том, что хореографическая школа-студия уже поставила перед собой задачу подготовки кадров, и справляется с ней. Конечно, в приоритете по трудоустройству в "Симд" у нас будут выпускники хореографической школы-студии. Это хорошая база.

Министр-максималист

– Рада Филипповна, сегодня, наверное, можно подвести некоторые итоги еще и трехлетней работы на посту министра. Эта работа подразумевает множество вызовов, успехов. Какие достижения вы бы сами отметили за этот период вашей работы?
– Буквально позавчера было три года, как я была назначена на должность министра культуры. Это время, которое в моей жизни, в моей биографии отмечено определенными сложностями, как вы сказали, вызовами. Прежде всего, вызов был в том, что, будучи не человеком сферы культуры, не деятелем культуры, я согласилась возглавить это ведомство. Это, конечно, был вызов, и прежде всего, самой себе. Но вместе с тем у меня не было сомнений, что я могу справиться, потому что я человек-максималист по своей природе. Я всегда ставлю задачи, к которым потом иду последовательно, несмотря на все препятствия. Чуть выше я сказала, что очень много в своей работе делала вопреки, и тем не менее не останавливалась. Очень часто руки опускались, были внутренние сомнения, правильно ли я все делаю. Тем не менее, идет постоянное движение вперед. То есть поставить перед собой большие амбициозные задачи и потом идти к их реализации – это, наверное, вызов, прежде всего, себе.

"Аванс от посла"

– Немного неординарный, наверное, вопрос прозвучит. За последнее время я имела честь дважды беседовать с послом Российской Федерации в Южной Осетии Маратом Минюровичем Кулахметовым. Наши интервью были приурочены к юбилею Великой Победы и Дню России. И в обоих беседах, когда речь заходила о культурном сотрудничестве двух стран, он неизменно хвалил наше министерство культуры и, в частности, отдельно выделял министра культуры, который делает все для развития этой сферы. Как вы лично относитесь к такой похвале?
– Думаю, что в моем случае это больше аванс, потому что, конечно, и Марат Минюрович, и посольство видят все наши усилия по активному культурному сотрудничеству с Российской Федерацией. Более того, посольство нас всячески поддерживает, оно постоянно интересуется культурной жизнью. Представители посольства — постоянные гости на всех культурных мероприятиях, которые проходят в республике. Такой интерес со стороны представителей посольства и, в частности, посла к культурной жизни республики очень важен. Наверное, он так же, как и мы, люди, работающие в сфере культуры, абсолютно в курсе того, что у нас в культурной жизни республики происходит. Но в случае с похвалой я все же скажу, что это, наверное, аванс с его стороны. Конечно, если есть такое понимание нашей работы, такая оценка нашей деятельности, это очень приятно, и является стимулом для меня, как министра, к еще более активной работе и серьезным достижениям.
Я вообще, в хорошем смысле этого слова, националист. И бесконечно трепетно отношусь ко всему тому, что касается моего народа, осетинского народа, осетинской культуры. Но вместе с тем понимаю и то, что и вчера, и сегодня, и завтра мы без Российской Федерации не могли, не можем и не сможем полноценно жить. Это наш путь, и, наверное, поэтому важно взаимодействовать с министерством культуры России, органами государственной власти России, со всеми российскими коллективами, потому что это значительно расширяет наши возможности и границы нашего присутствия.
© Photo : Пресс-служба министерства культуры РЮОМинистры культуры России и Южной Осетии Ольга Любимова и Рада Дзагоева подписали план повышения эффективности деятельности южноосетинских учреждений культуры
Министры культуры России и Южной Осетии Ольга Любимова и Рада Дзагоева подписали план повышения эффективности деятельности южноосетинских учреждений культуры - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.06.2025
Министры культуры России и Южной Осетии Ольга Любимова и Рада Дзагоева подписали план повышения эффективности деятельности южноосетинских учреждений культуры
– Культура — это еще и живой организм, который постоянно меняется. И будет справедливо отметить, что за последние несколько лет она в Южной Осетии вышла на совершенно новый уровень, в том числе благодаря тесному сотрудничеству с российскими коллегами и в не меньшей степени вашему личному участию. Как вы считаете, какие изменения произошли в культурной жизни Южной Осетии за последние два-три года, которые можно считать прорывными?
– До прорыва нам далеко, но последовательно мы идем вперед. И в случае с "Симдом", и в случае с хореографической школой, и, я надеюсь, театр прибавит активности, все другие учреждения культуры. Но не все, к сожалению, всегда зависит от нас. Хотелось бы с большим удовлетворением отметить, что в России нам везде идут навстречу. Для нас открываются двери лучших концертных площадок, лучших театров. Такая готовность к сотрудничеству со стороны российских коллег в сегодняшнее сложное время дорогого стоит. Мы это очень ценим, и это подстегивает к новым свершениям и успехам. Россия – удивительная страна. Она может развивать свою культуру и вместе с этим оказывать поддержку для развития культур сотен других народов, в том числе и осетинской культуры. Мы получаем гранты от автономной некоммерческой организации "Русские сезоны" на поддержку нашего театра, новые постановки. Мы всячески поддерживаемся государственным учреждением "Росконцерт". Мы вовлекаемся во все значимые проекты, которые реализуются министерством культуры Российской Федерации.
Сейчас у нас есть приглашение на детский международный культурный форум, который пройдет 21-24 августа в Москве. Мы, конечно, будем участвовать в этом значимом мероприятии. Есть очень хорошие перспективы. И сидеть сложа руки в это время, когда на той стороне у тебя такая поддержка, не позволительно для нас. Поэтому будем двигаться вперед, развивать свою культуру и, конечно, представлять ее на достойном уровне за пределами нашей страны.
Лента новостей
0