Историк рассказал, зачем в школах России вводят изучение духовно-нравственной культуры
16:34 05.06.2025 (обновлено: 16:46 05.06.2025)

© Sputnik / Виталий Аньков
/ Подписаться
С сентября 2026 года во всех российских школах начнут преподавать "Духовно-нравственную культуру России". Предмет уже два года проходят в отдельных учебных заведениях страны. По мнению заслуженного учителя России, историка Александра Снегурова, в учебнике по новому предмету закреплены базовые ценности, с опорой на которые может развиваться нравственность, гражданственность и созидательность человека.
Что известно о новом предмете
Учебники по новому предмету будут подготовлены Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ). Также к работе над учебником привлечена Русская православная церковь.
"Какие-то теоретические позиции будут даваться, безусловно, как в любом учебнике. Должны быть и примеры из истории. Я бы включил рассказы об архиепископе Луке (Войно-Ясенецком), выдающемся хирурге, священнике и лауреате Сталинской премии за труд, и о Федоре Петровиче Гаазе, который боролся за облегчение участи каторжников. Кроме того, о подвиге ученых Института растениеводства, которые во время ленинградской блокады продолжали работать, сохраняя уникальную коллекцию растений и семян, собранных по всему миру. И во время войны сотрудники Института растениеводства сохраняли коллекцию, и некоторые умерли от голода прямо над этими коллекционными образцами — и рис, и арахис. И кто-то в условиях страшного голода и холода мог бы это съесть, да? Но не эти люди. Истощенные, они ходили на работу. Вот такие примеры", — рассказал Снегуров.
В каких классах и кто будет преподавать предмет
Курс будет преподаваться ученикам средней школы, в частности, в 5, 6 и 7 классах. Всего на него отводится 17 часов в пятом классе и по 34 часа в шестом и седьмом классах. Предмет будет вести учитель истории, и его личность будет играть значительную роль.
"Все упирается, опять же, в личность самого педагога. Он может преподавать и использовать свой личный опыт и разные формы работы. Нужно, чтобы сам педагог был заинтересован и ответственен за этот курс, имел созидательный и мирный настрой. Чтобы он был человеком великодушным, но при этом способным к организационной работе. Мы говорим о грамотном, конечно, педагоге, находящемся в личностном поиске. Я другого образа и в голове не держу", — считает Снегуров.
По мнению заслуженного педагога, курс должен быть тесно связан с этнографической тематикой.
"Тут, наверное, также стоит отметить, что новый курс будут преподавать учителя истории. Как раз будет такая смежная параллель между предметами и теми историческими эпохами, которые изучаются в пятом, шестом и седьмом классах, и духовно-нравственной культурой России, включая выдающихся деятелей той эпохи. Поэтому, если вводится такой курс, нужно обсудить возможность замены одного модуля на другой в зависимости от региона. И это должно быть заложено в самом учебнике. Не нужны длинные тексты, часто сухие и наукообразные, о том, как необходима нравственность", — подчеркнул Снегуров.
"Тут, наверное, также стоит отметить, что новый курс будут преподавать учителя истории. Как раз будет такая смежная параллель между предметами и теми историческими эпохами, которые изучаются в пятом, шестом и седьмом классах, и духовно-нравственной культурой России, включая выдающихся деятелей той эпохи. Поэтому, если вводится такой курс, нужно обсудить возможность замены одного модуля на другой в зависимости от региона. И это должно быть заложено в самом учебнике. Не нужны длинные тексты, часто сухие и наукообразные, о том, как необходима нравственность", — подчеркнул Снегуров.
Ориентация на справедливость, труд и созидание
По мнению историка, для начала важно протестировать, измерить и узнать реакцию детей на новый курс. В то же время необходимо учитывать слияние нескольких факторов: методический подход, умения и личность учителя, а также готовность детей воспринимать все новое. Только в таком случае курс может повлиять на детей и сформировать у них новое мировоззрение.
При этом учитель понимает, что дети в первую очередь воспринимают не учебник, а самого педагога, который передает им эти ценности и идеи.
При этом учитель понимает, что дети в первую очередь воспринимают не учебник, а самого педагога, который передает им эти ценности и идеи.
"Если отношение к педагогу доверительное и почтительное, то предмет обязательно скажется на мировоззрении ребенка, на его гражданской, нравственной и эстетической позиции, потому что все это взаимосвязано. Нам нужно, чтобы мировоззрение нового поколения было прежде всего созидательным, ориентированным на справедливость, труд и созидание — вот эти три позиции. Если фундамент предмета будет заложен по таким параметрам, то и обстановка в стране будет улучшаться — социально-экономическая и политическая, так как этот предмет, безусловно, связан с общей атмосферой, — то все обязательно сложится. Но если будут контрасты и серьезные несоответствия, и ребенок почувствует фальшь и лицемерие, он это обязательно заметит", - заключил Снегуров.