"Исчезло ощущение безопасности": свидетельство о Зарской трагедии глазами подростка
18:32 20.05.2025 (обновлено: 18:42 20.05.2025)
© Ленгиор Гусов Похороны жертв Зарской трагедии

Подписаться
ЦХИНВАЛ, 20 мая – Sputnik. События на Зарской дороге в мае 1992 года, помимо огромной трагедии, оставили в душе ощущение абсолютной безнадежности. Об этом Sputnik рассказала жительница Цхинвала Инна Гучмазова, которая в те годы была подростком и в день трагедии оказалась на территории больницы.
"Это был ужас... неимоверная паника и большое горе. Люди узнавали среди погибших своих родных. Я хорошо помню, какие у меня тогда были ощущения. С начала войны Зарская дорога была для нас символом надежды — что если станет совсем плохо, мы сможем спастись через нее. А когда стало известно, что даже она небезопасна, когда исчезло последнее чувство опоры, пришло страшное осознание — нигде нет защиты. Это и было самым ужасным", — вспоминает она.
© Sputnik / Наталья АйриянИнна Гучмазова

Инна Гучмазова
© Sputnik / Наталья Айриян
В тот день Инна с матерью отправились в больницу навестить тяжелораненую знакомую девушку, получившую осколочные ранения при обстреле окраины города. Несколькими днями ранее артобстрел особенно сильно затронул в городе район Жилмассив. Тогда погибли несколько человек, в том числе ребенок.
"Мы уже проходили по улице Сталина, когда мимо нас на большой скорости промчалась грузовая машина. Из кузова текла кровь. Люди с ужасом переспрашивали друг друга: что случилось?" — рассказывает Гучмазова.
Картина в больнице, по ее словам, была еще страшнее. У морга с машины снимали тела погибших, родственники в панике искали своих близких. Все произошедшее на Зарской дороге оставило неизгладимый след в ее душе и, возможно, изменило ее отношение к жизни навсегда.
"Ощущение страха глубоко врезалось в мою детскую память. В нормальной жизни ты растешь с представлением, что все будет хорошо: вырастешь, поступишь, выберешь профессию, начнешь жить. А тут — все рушится в один момент. Мир, который еще даже не начал складываться, рассыпается. И ты понимаешь, что можешь умереть просто так. Не от болезни, не по вине случая — а просто из-за обстрела или снайпера. Мы не могли спокойно передвигаться по своему городу, шли перебежками. С тех пор я поняла: все в жизни очень зыбко и ненадежно. Нужно ценить каждый день", — говорит она.
После трагедии, пожив под обстрелами, родители переправили Инну вместе с раненными в Россию на вертолете. Но тихий российский город Ростов не стал для нее домом.
"Я приехала туда в 1992 году, после интенсивных обстрелов. В городе люди жили беззаботно, их волновали только бытовые проблемы. Меня это поразило. Я поняла, что не смогу там остаться — ведь мои родные остались здесь, на родине, где шла война", — заключила Инна Гучмазова.