00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
08:00
3 мин
Новости
08:30
3 мин
Утро на Спутнике
08:33
27 мин
Новости
09:00
3 мин
Новости
09:30
3 мин
Главные темы
13:00
60 мин
Новости
17:00
3 мин
Новости
17:30
3 мин
Главные темы
08:00
3 мин
Утро на Спутнике
Глава Минздрава РФ поддержал предложение повысить возраст молодежи
08:03
27 мин
Главные темы
08:30
3 мин
Главные темы
09:00
3 мин
Главные темы
09:30
3 мин
Главные темы
13:00
60 мин
Новости
17:00
3 мин
В центре событий
17:09
20 мин
Новости
17:30
3 мин
В центре событий
17:47
12 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Цхинвал106.3
г. Цхинвал106.3
Ленингорский район106.3

Шатров: российско-вьетнамским отношениям ничего не грозит

CC BY 4.0 / Ministry of Defence of the Russian Federation / (cropped image)Флаги России и Вьетнама. Архивное фото
Флаги России и Вьетнама. Архивное фото  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.03.2025
Подписаться
Глава МИД Вьетнама Буй Тхань Шон 1 апреля посетит Россию и встретится с российским коллегой Сергеем Лавровым. Стороны обменяются мнениями по широкому кругу вопросов двусторонних отношений, включая предстоящие контакты на высоком и высшем уровнях.
В интервью Sputnik руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров рассказал о ключевых аспектах российско-вьетнамского партнерства, как оно может изменить баланс сил в регионе, а также о перспективах совместных проектов в экономике и безопасности.
– Если говорить именно о текущем уровне сотрудничества, то на него повлияли, конечно, события последних лет. А Россия в начале XXI века – это уже другая Россия. Это не Россия 90-х или нулевых. Сейчас у Вьетнама только с четырьмя странами – Россией, Китаем, Индией и Южной Кореей – всеобъемлющее экономическое и стратегическое партнерство. Это высшая степень отношений, которые существуют у Вьетнама с какими-либо странами. Если учесть, что Россия относится к числу этих стран, то это говорит именно о том, что все ошибки прошлого, наверное, учтены, и наши отношения набирают новый, наполненный хорошим экономическим содержанием темп.
Президент России Владимир Путин и президент Вьетнама То Лам на встрече в Ханое - Sputnik Южная Осетия, 1920, 20.06.2024
Владимир Путин провел в Ханое переговоры с президентом Вьетнама
Российско-вьетнамские отношения пережили большую историю. Советский Союз поддержал Вьетнам в двух войнах, был надежным партнером все годы социалистического строительства до тех пор, пока с социализмом не решили покончить в самом Советском Союзе. И тогда Вьетнам начал искать партнеров среди соседей, на которых можно опереться. Именно крупных партнеров, таких как Индия и Китай.
Сейчас многих удивляет прагматичность вьетнамцев. Китай имеет серьезные экономические отношения с теми же Соединенными Штатами, которые принесли много горя на вьетнамскую землю. Тот факт, что уже четвертое поколение вьетнамцев страдает от сбросов диоксина на джунгли, в которых скрывались вьетнамские партизаны, о многом говорит. Они страдают и рождаются с серьезными генетическими заболеваниями. И при этом Вьетнам выстраивает отношения с Соединенными Штатами, как и с другими странами. Они не считают современные Соединенные Штаты своим врагом. Почему это происходит? Растущая страна, 100 миллионов населения. Необходимо решить вопрос трудоустройства огромного количества людей. И правительство Вьетнама, где по-прежнему правит коммунистическая партия, использует все способы, чтобы удержать экономику на хорошем уровне и решать социальные проблемы своих граждан. Вьетнам превратился в крупную мировую фабрику, сравнимую с фабриками, которые имеются в Китае и Индии.
Из личного опыта: я только что купил принтер американской марки, но он собран уже не в Китае, а во Вьетнаме, и стоит даже чуть дороже китайского, потому что это более современная модификация с возможностью подключения к смартфону по Wi-Fi и более продвинутый, чем аналогичный принтер китайской сборки. То есть Вьетнам на самом деле сейчас ищет для себя ниши такого рода, он пытается выстраивать отношения с ведущими технологическими державами.
Но все-таки не сохранились классические связи, которые существовали и с Советским Союзом, к примеру, мы вместе добывали нефть. Да, к сожалению, нет бывшей военной базы, которая могла бы в наше время стать хорошим объектом в этой части мирового океана. Но это не значит, что мы не партнеры. Вьетнам действительно наш партнер и, наверное, если можно использовать в дипломатии и международных отношениях слово "друг", он – все-таки друг, но в любом случае он больше друг нам, чем многие другие страны, с которыми даже сейчас выстраиваются неплохие отношения. Мне кажется, что Вьетнам как-то исторически по-прежнему испытывает больше теплых чувств к России, чем некоторые другие страны, именно по тем историческим причинам, о которых я сказал выше.
Подписание соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Париж 27 января 1973 года. - Sputnik Южная Осетия, 1920, 27.01.2023
Поражение США во Вьетнаме и 50 лет "танца на граблях"
– Игорь Владимирович, в последние годы наблюдается активизация экономического сотрудничества между Россией и Вьетнамом, особенно в таких сферах, как энергетика, сельское хозяйство и высокие технологии. Вьетнам не поддержал санкции против России и ее изоляцию. Какие конкретные проекты и инициативы вы считаете наиболее значимыми для развития двусторонних экономических отношений?
– Если говорить об экономических отраслях, то это, естественно, продолжение расширения нашего сотрудничества в сфере добычи энергоресурсов. Не надо стыдиться того, что у той или иной страны есть нефть или газ, наоборот, надо этим пользоваться. Возможность добычи нефти – это хорошее преимущество, которое есть у России и Вьетнама. И мы это сохранили даже в период охлаждения наших отношений. Мы сохранили деятельность предприятия "Вьетсовпетро".
Я думаю, мы могли бы развивать такие направления, как атомная энергетика. Вьетнам мог бы получить дешевую энергию за счет появления собственной атомной электростанции. Это для России понятная компетенция, которую мы по всему миру активно предлагаем, как наш экспортный продукт. В данном случае это очень интересное направление.
Развиваются отношения в сфере торговли продуктами сельского хозяйства, имеются в виду экзотические фрукты, которые мы получаем из этого региона. Это тоже очень перспективная история. Туризм, например. Вьетнам стал очень популярным среди российских туристов, и где-то уже обходит по популярности такие страны, как Таиланд, которые в этом регионе для нас более привычны. Насколько я знаю, буквально несколько дней, как осуществляется прямое авиасообщение между Россией и Вьетнамом, и российские туристы получат более дешевый способ добраться до курорта. Это, кстати, важный шаг, который сближает страны, и мне кажется, это то направление, которое тоже очень важно.
Вообще сотрудничество России со странами Юго-Восточной Азии, особенно с соседями Китая, очень важно в плане снятия напряженности. Мы можем вспомнить, что между Китаем и Вьетнамом шли боевые действия, была китайско-вьетнамская война, и до сих пор ряд объектов и островов в прибрежной зоне Китая и Вьетнама являются спорными территориями. Так сложилось, что у Китая, за исключением России, со всеми соседями имеются территориальные споры. И с Вьетнамом в том числе. Я думаю, что Россия может быть хорошим модератором для налаживания отношений между Китаем и Вьетнамом, для снятия напряженности в этом регионе.
Флаг США на фоне эмблемы Китая в Пекине. Архивное фото - Sputnik Южная Осетия, 1920, 05.02.2025
Пекин наносит ответный удар: эксперт рассказал о новом этапе торговой войны США с Китаем
Мне кажется, очень перспективным для нынешнего периода является сотрудничество в сфере трудовых ресурсов. Вьетнамцы – трудолюбивый народ, и они могли бы стать теми трудовыми мигрантами, которые организованно приезжали бы в Россию и работали на объектах, где требуется иностранная рабочая сила. Так можно решить проблему большой миграции из стран Центральной Азии, которая уже превосходит адекватные размеры. Мы даже видим попытки насаждения иной культуры и установки своей линии поведения. Вьетнамцы никогда этим не отличались, они не будут навязывать нам свою культуру, потому что их культура серьезным образом отличается от нашей, она просто не будет прививаться в нашем регионе. Это было бы выходом из проблемы миграционного кризиса, в котором находится Россия. А мигранты нам будут нужны до тех пор, пока мы окончательно не выйдем из демографической ямы, а нас ждет нахождение в этой яме ближайшие два-три десятилетия, к сожалению. Поэтому вьетнамцы могли бы и здесь нам помочь. Мне кажется, эти вопросы будут в том числе обсуждаться и во время встречи с министром иностранных дел Вьетнама, который будет в России первого апреля.
– Также нельзя не отметить военное сотрудничество между Россией и Вьетнамом, которое имеет большую долгую историю, охватывает широкий спектр аспектов от поставок вооружений до совместных учений. Расскажите, пожалуйста, какие основные направления этого сотрудничества можно наблюдать сегодня?
– На фоне специальной военной операции Россия вызывает интерес у всех наших партнеров как страна, которая может поделиться современными военными технологиями, современными формами и методами ведения войны. Я думаю, что нам стоит ожидать притока вьетнамских курсантов в высшие военные учебные заведения Российской Федерации, потому что есть чему учиться, это бесспорно. Сотрудничество в плане закупки российских вооружений и не прекращается, и будет дальше развиваться. Эти вооружения показывают себя как высококачественные образцы на поле боя, и они еще больше интереса вызывают сейчас у вьетнамского министерства обороны. Это действительно тоже одно из направлений сотрудничества, которое могло бы развиваться, и в дальнейшем будет приносить только пользу и одной, и другой стороне.
Российский истребитель Су-57 на XV международной выставке Aero India 2025 - Sputnik Южная Осетия, 1920, 11.02.2025
Русское оружие: Су-57 – звезда авиасалона Aero India 2025
– Как вы оцениваете влияние военного сотрудничества на безопасность в регионе Юго-Восточной Азии?
– Россия, конечно, очень нужна в этом регионе, именно как некий модератор процессов, как некий посредник. Регион, казалось бы, относительно спокойный, но с постоянным присутствием угрозы. Я бы все-таки описал этот регион рамками экономического партнерства под названием АТЭС, то есть назвал бы его азиатско-тихоокеанским. Это более масштабный регион, и в нем несколько весьма и весьма опасных зон. Во-первых, все, что нагнетается вокруг КНДР, которая по большому счету не является угрозой ни для кого. Это специально созданный монстр, которому приписываются все возможные угрозы, и вокруг этого развивается в целом внешняя политика в данном регионе, постоянно идут игры. Причем мы понимаем, что в одном лагере против Пхеньяна находятся и такие непримиримые исторические противники, как например, Южная Корея и Япония, в другом находится Китай, который тоже относится к числу непримиримых в историческом плане противников. Я имею в виду корейцы, китайцы и японцы – исторически три соперничающие нации в этом регионе, и они еще увязаны в этот клубок вокруг Северной Кореи. Это одна история, и здесь кому-то надо быть независимым посредником. У нас больше шансов на этот вопрос повлиять, чем у других. Китай сам является объектом или субъектом, смотря с какой стороны посмотреть, большого количества территориальных споров.
К тому же, это зона активного торгового судоходства, и возникновение военного конфликта в этой зоне будет ударом по всей мировой экономике. Здесь тоже могла бы Россия влиять, помогая другим странам договориться. Мы могли бы способствовать тому, чтобы никто не вмешивался в конфликты в этом регионе, они были бы уделом стран самого региона. Наша роль могла бы быть таковой. Если безопасность будет обеспечиваться с помощью России в смысле дипломатии, военно-технического сотрудничества, обучения в военных учебных заведениях, это будет способствовать взаимодействию и сотрудничеству, а не конфликту.
И нам нужна тоже поддержка. Вы же сказали, что Вьетнам не поддерживает антироссийские санкции и резолюции. У нас тоже есть проблема в этом регионе: Япония до сих пор не проснулась после Второй мировой войны и до сих пор считает Южные Курилы частью своей территории. Мы уверены, что никакие боевые действия со стороны Японии не начнутся, здравого смысла им все-таки хватает. Тем не менее есть США, которые периодически этот милитаристский дух в Японии пробуждают. И нам надо, чтобы другие страны этого региона думали так, как мы, воспринимали мир так, как мы, а не как Япония или насаждаемая ей повестка Соединенных Штатов. Курилы – это российская территория, и здесь никто не должен спорить. Вьетнам является не менее важной страной, чем Китай, чтобы существовал некий баланс, чтобы внешняя политика не была однобокой, не была направлена только на Китай, например. Все говорят о нашем повороте на восток, повороте на Азию, в том плане, что мы с Китаем выстраиваем отношения, чуть ли не как с Беларусью. Нет, конечно. Это совершенно другое. В данном регионе мы должны добиться баланса интересов и сотрудничества и с Вьетнамом, и с Таиландом, и с Мьянмой, и с Китаем, и с КНДР. Все должно быть во взаимных интересах всех этих стран.
Флаги России и КНДР. Архивное фото  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 11.11.2024
Россия и КНДР укрепляют сотрудничество: стратегический договор и его военные аспекты
– С учетом текущих тенденций и вызовов на международной арене, каким вы видите будущее российско-вьетнамских отношений в ближайшие годы?
– Я не вижу никаких оснований для того, чтобы сомневаться в позитивных перспективах. Пока, может быть, Вьетнам еще не настолько заявил о себе на международной арене, как влиятельная страна, поэтому ее никто не пытается всерьез оторвать от России, хотя Соединенные Штаты действительно выстраивают с ней довольно прочные отношения. Но еще раз, Вьетнам подходит к этому прагматично, и, выстраивая отношения с Соединенными Штатами, о России не забывает. Нам не стоит беспокоиться, а просто развивать то, что мы сейчас имеем, быть честными и последовательными в своих отношениях, и тогда российско-вьетнамским отношениям ничего не грозит, они будут только укрепляться.
Лента новостей
0