https://sputnik-ossetia.ru/20250314/obryad-iz-glubiny-vekov-pominalnyy-den-lauyzganan-v-zhizni-sovremennykh-osetin-32365071.html
Обряд из глубины веков: поминальный день Лауызганан в жизни современных осетин
Обряд из глубины веков: поминальный день Лауызганан в жизни современных осетин
Sputnik Южная Осетия
Ежегодно во второй половине марта осетины справляют поминальный день Лауызганан. Об истории традиции и о том, как его отмечают сейчас, – читайте в материале... 14.03.2025, Sputnik Южная Осетия
2025-03-14T16:11+0300
2025-03-14T16:11+0300
2025-03-14T17:37+0300
осетинские традиции
южная осетия
мнение
общество
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/1029/86/10298664_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_09934d1c20b7ffaee16bee1a22511ba6.jpg
Sputnik, Залина КулумбеговаОсетины верили, что в поминальные дни (вторая, третья и четвертая субботы Великого поста) души ушедших из жизни возвращаются, чтобы повидать своих родственников. В рамках этой старинной обрядности отмечаются два дня – в первый поминальный день Лауызганан почившие пребывают на земле, во второй – покидают мир живых.Все, что связано с погребальной и поминальной обрядностью, и сегодня представлено обширными поверьями осетинского народа, причем не только в сельской местности. Об этом свидетельствуют и многолюдные поминки, и справляемые в течение года сороковины и годовщина, а также несколько промежуточных поминальных тризн в кругу семьи.В названии поминального обряда указывается его содержание – лауыз-ганан, что по-осетински значит "испечение блинов". Главным в перечне поминальных кушаний были "лауызта" – блины, которые готовились из муки и воды, без соли. Готовые лепешки обмакивали в чесночный соус (нурыдзахдон). В народе верили, что на том свете лауызта пользуются большим почетом, поэтому каждая семья готовилась особенно тщательно.Помимо блинов, на поминальном столе бывают вареная фасоль, отварная подслащенная пшеница с кукурузой и выпивка. Поминальный стол накрывали в пятницу вечером.С заходом солнца глава семьи посвящает покойному приготовленные яства, и все садятся за стол. Домочадцы верят, что их умерший родственник тоже сидит вместе с ними за столом, ест, пьет, слушает разговоры, а на рассвете возвращается в страну мертвых.В третью субботу те, у кого в истекшем году умер кто-либо из семьи, готовят всего помногу, часть пищи женщины относят на кладбище, в дом же приглашаются мужчины, которые также посвящают все приготовленное умершим. Раньше было принято собирать "дзакул" – сумку в честь покойных, которую клали во дворе дома, веря, что усопшие заберут свою долю приготовленного.По мнению Кокоевой, вся благодать от кушаний и напитков, посвященных умершим, уносится ими. Цель обряда поминовения усопших – задобрить, оказать внимание бывшим членам семьи, получить от них помощь.И сегодня поминальные обряды по-прежнему являются важной частью жизни осетинского общества. Хотя далеко не все люди связывают их с реальной верой в загробную жизнь, обычаи поминовения умерших родственников сохраняются в Осетии как устойчивая традиция.
https://sputnik-ossetia.ru/20240119/zastolnye-obychai-osetin-kakaya-rol-u-traditsionnoy-posudy-27669738.html
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/1029/86/10298664_240:0:1680:1080_1920x0_80_0_0_7f8d0c0ff57094037b39279ec67101c7.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
осетинские традиции, южная осетия, мнение, общество
осетинские традиции, южная осетия, мнение, общество
Обряд из глубины веков: поминальный день Лауызганан в жизни современных осетин
16:11 14.03.2025 (обновлено: 17:37 14.03.2025) Ежегодно во второй половине марта осетины справляют поминальный день Лауызганан. Об истории традиции и о том, как его отмечают сейчас, – читайте в материале Sputnik
Sputnik, Залина Кулумбегова
Осетины верили, что в поминальные дни (вторая, третья и четвертая субботы Великого поста) души ушедших из жизни возвращаются, чтобы повидать своих родственников. В рамках этой старинной обрядности отмечаются два дня – в первый поминальный день Лауызганан почившие пребывают на земле, во второй – покидают мир живых.
Все, что связано с погребальной и поминальной обрядностью, и сегодня представлено обширными поверьями осетинского народа, причем не только в сельской местности. Об этом свидетельствуют и многолюдные поминки, и справляемые в течение года сороковины и годовщина, а также несколько промежуточных поминальных тризн в кругу семьи.
В названии поминального обряда указывается его содержание – лауыз-ганан, что по-осетински значит "испечение блинов". Главным в перечне поминальных кушаний были "лауызта" – блины, которые готовились из муки и воды, без соли. Готовые лепешки обмакивали в чесночный соус (нурыдзахдон). В народе верили, что на том свете лауызта пользуются большим почетом, поэтому каждая семья готовилась особенно тщательно.
Помимо блинов, на поминальном столе бывают вареная фасоль, отварная подслащенная пшеница с кукурузой и выпивка. Поминальный стол накрывали в пятницу вечером.
"В первый Лауызганан готовили еду так, чтобы за стол сесть рано, до захода солнца, чтобы вышедшие в эту неделю покойники могли пораньше пуститься в поход. Семьи готовились к этому периоду тщательно, стараясь встретить его в чистоте и опрятности. После уборки дома окна оставляют распахнутыми настежь. Обряд включал три последовательных этапа: встречу душ умерших, их чествование и проводы. Еда на этот период готовилась исключительно постная", – поясняет кандидат исторических наук, доцент ЮОГУ Аза Кокоева.
С заходом солнца глава семьи посвящает покойному приготовленные яства, и все садятся за стол. Домочадцы верят, что их умерший родственник тоже сидит вместе с ними за столом, ест, пьет, слушает разговоры, а на рассвете возвращается в страну мертвых.
"При втором Лауызганан ужин бывал тот же, только добавляли кукурузные зерна и садились поздно, так как умершие, по поверью, бывали уставшие", – отмечает Кокоева.
В третью субботу те, у кого в истекшем году умер кто-либо из семьи, готовят всего помногу, часть пищи женщины относят на кладбище, в дом же приглашаются мужчины, которые также посвящают все приготовленное умершим. Раньше было принято собирать "дзакул" – сумку в честь покойных, которую клали во дворе дома, веря, что усопшие заберут свою долю приготовленного.
По мнению Кокоевой, вся благодать от кушаний и напитков, посвященных умершим, уносится ими. Цель обряда поминовения усопших – задобрить, оказать внимание бывшим членам семьи, получить от них помощь.
И сегодня поминальные обряды по-прежнему являются важной частью жизни осетинского общества. Хотя далеко не все люди связывают их с реальной верой в загробную жизнь, обычаи поминовения умерших родственников сохраняются в Осетии как устойчивая традиция.