00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
08:00
3 мин
Утро на Спутнике
В России создали механизм, исключающий продажу фальсифицированных лекарств
08:03
27 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
3 мин
Новости
09:30
3 мин
Утро на Спутнике
Помощь бойцам СВО
09:33
27 мин
Новости
12:00
3 мин
Новости
12:30
3 мин
Утро на Спутнике
Помощь бойцам СВО
12:33
27 мин
13:00
60 мин
Новости
17:00
3 мин
В центре событий
17:10
20 мин
Новости
17:30
3 мин
В центре событий
17:39
21 мин
18:00
60 мин
Новости
20:00
3 мин
В центре событий
20:10
20 мин
Новости
20:30
3 мин
В центре событий
20:39
21 мин
Новости
08:00
3 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
3 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
12:00
3 мин
Новости
12:30
3 мин
13:00
60 мин
Новости
17:00
3 мин
В центре событий
17:04
11 мин
В центре событий
17:23
6 мин
Новости
17:30
3 мин
18:00
60 мин
Новости
20:00
3 мин
В центре событий
20:04
11 мин
В центре событий
20:23
6 мин
Новости
20:30
3 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Цхинвал106.3
г. Цхинвал106.3
Ленингорский район106.3

Обряд из глубины веков: поминальный день Лауызганан в жизни современных осетин

© Photo : Газета РеспубликаЛауызганан
Лауызганан - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.03.2025
Подписаться
Ежегодно во второй половине марта осетины справляют поминальный день Лауызганан. Об истории традиции и о том, как его отмечают сейчас, – читайте в материале Sputnik
Sputnik, Залина Кулумбегова
Осетины верили, что в поминальные дни (вторая, третья и четвертая субботы Великого поста) души ушедших из жизни возвращаются, чтобы повидать своих родственников. В рамках этой старинной обрядности отмечаются два дня – в первый поминальный день Лауызганан почившие пребывают на земле, во второй – покидают мир живых.
Все, что связано с погребальной и поминальной обрядностью, и сегодня представлено обширными поверьями осетинского народа, причем не только в сельской местности. Об этом свидетельствуют и многолюдные поминки, и справляемые в течение года сороковины и годовщина, а также несколько промежуточных поминальных тризн в кругу семьи.
В названии поминального обряда указывается его содержание – лауыз-ганан, что по-осетински значит "испечение блинов". Главным в перечне поминальных кушаний были "лауызта" – блины, которые готовились из муки и воды, без соли. Готовые лепешки обмакивали в чесночный соус (нурыдзахдон). В народе верили, что на том свете лауызта пользуются большим почетом, поэтому каждая семья готовилась особенно тщательно.
Помимо блинов, на поминальном столе бывают вареная фасоль, отварная подслащенная пшеница с кукурузой и выпивка. Поминальный стол накрывали в пятницу вечером.

"В первый Лауызганан готовили еду так, чтобы за стол сесть рано, до захода солнца, чтобы вышедшие в эту неделю покойники могли пораньше пуститься в поход. Семьи готовились к этому периоду тщательно, стараясь встретить его в чистоте и опрятности. После уборки дома окна оставляют распахнутыми настежь. Обряд включал три последовательных этапа: встречу душ умерших, их чествование и проводы. Еда на этот период готовилась исключительно постная", – поясняет кандидат исторических наук, доцент ЮОГУ Аза Кокоева.

традиционной посуд - Sputnik Южная Осетия, 1920, 19.01.2024
Застольные обычаи осетин: какая роль у традиционной посуды
С заходом солнца глава семьи посвящает покойному приготовленные яства, и все садятся за стол. Домочадцы верят, что их умерший родственник тоже сидит вместе с ними за столом, ест, пьет, слушает разговоры, а на рассвете возвращается в страну мертвых.
"При втором Лауызганан ужин бывал тот же, только добавляли кукурузные зерна и садились поздно, так как умершие, по поверью, бывали уставшие", – отмечает Кокоева.
В третью субботу те, у кого в истекшем году умер кто-либо из семьи, готовят всего помногу, часть пищи женщины относят на кладбище, в дом же приглашаются мужчины, которые также посвящают все приготовленное умершим. Раньше было принято собирать "дзакул" – сумку в честь покойных, которую клали во дворе дома, веря, что усопшие заберут свою долю приготовленного.
По мнению Кокоевой, вся благодать от кушаний и напитков, посвященных умершим, уносится ими. Цель обряда поминовения усопших – задобрить, оказать внимание бывшим членам семьи, получить от них помощь.
И сегодня поминальные обряды по-прежнему являются важной частью жизни осетинского общества. Хотя далеко не все люди связывают их с реальной верой в загробную жизнь, обычаи поминовения умерших родственников сохраняются в Осетии как устойчивая традиция.
Лента новостей
0