https://sputnik-ossetia.ru/20250305/ya-privyk-k-zapakhu-starogo-teatra-vilgelmu-khasievu--75-32245218.html
"Я привык к запаху старого театра". Вильгельму Хасиеву – 75
"Я привык к запаху старого театра". Вильгельму Хасиеву – 75
Sputnik Южная Осетия
Диана Козаева, Sputnik 05.03.2025, Sputnik Южная Осетия
2025-03-05T09:00+0300
2025-03-05T09:00+0300
2025-03-05T09:05+0300
театр
интервью
новости
юго-осетинский госдрамтеатр имени хетагурова
южная осетия
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/654/83/6548369_0:120:2304:1416_1920x0_80_0_0_89cee49543af2d42da1723477eb5a012.jpg
Диана Козаева, SputnikСемьдесят пять лет – солидный возраст, а пятьдесят пять лет на сцене – это целая эпоха. Вильгельм Хасиев – без преувеличения легенда южноосетинского театра – сегодня отмечает юбилей. Для всех, кто знает его творчество, это повод вспомнить яркие роли, незабываемые образы и уникальный талант, который долгие годы радует зрителей.Для него более полувека на сцене – это не просто цифра. Это верность профессии, любовь к искусству, бесценный опыт, воплощенный в десятках ролей. Кто же он – человек, отдавший театру почти всю свою жизнь? Что скрывается за ярким светом рампы, за аплодисментами зрителей, за мастерски созданными образами?"Театр для меня – это жизнь"Он помнит день, когда впервые переступил порог любимого театра, – это произошло без малого 58 лет назад.В тот февральский день будущий актер увидел в газете объявление о наборе в школу-студию при Госдрамтеатре. Молодой человек, с детства любивший театр и тяготевший к сцене, не мешкая, пришел, написал заявление и начал готовиться к экзаменам. Желающих попасть в школу-студию было настолько много, что вместо двух туров испытаний решено было сделать три. Еще никому не известный Вильгельм Хасиев с легкостью прошел их все.Руководил тогда студией еще один выдающийся актер, режиссер и драматург Владимир Каиров, 17 лет служивший на должности главного режиссера. Именно он организовал первую театральную студию для начинающих артистов.Учителями и наставниками будущих звезд в театральной студии были не менее известные представители осетинского национального искусства – композитор Феликс Алборов, хореограф и балетмейстер Хазби Гаглоев, один из старейших актеров Гаврил Таугазов, который преподавал сценическую речь.Вильгельм Герасимович вспоминает, как родители не пускали его в театр по вечерам. Но он все равно пробирался на спектакли, спрятавшись в шинели."Я никогда этого не забуду: наш родственник носил тогда военную шинель, он меня прятал под ней. Как только мы переступали порог, я пробирался в зал и прятался в рядах. Вот такая была у меня любовь к театру", – смеется актер.Он вспоминает актеров того времени, игрой которых много раз восхищался и которые вдохновляли еще неопытного артиста своим талантом и мастерски воплощенными ролями: Борис Цховребов, Гаврил Таугазов, Дмитрий Мамиев, Нина Чочиева и многие другие. Молодой Вильгельм ходил даже на грузинские спектакли – в 1935 году при театре появилась грузинская профессиональная драматическая труппа, а спектакли ставились на осетинском и грузинском языках."Тогда были абонементы, многие их не брали. А я собирал, у меня целые пачки хранились. И на грузинские спектакли тоже ходил. Так я был влюблен в этот театр", – говорит юбиляр."Я был лакеем"Параллельно он учился в школе. Но когда его уже начали занимать в массовых сценах, режиссер Каиров часто приходил в школу и отпрашивал его с уроков.В своем первом спектакле Вильгельму Хасиеву досталась роль лакея. А сказать ему надо было всего лишь четыре слова."Но, когда я эти слова произнес, отыграл свою роль, мне казалось, как будто я большой актер. Мне казалось, как будто за мной следят. В меня влюбились. Это были мои первые слова на сцене", – рассказал Хасиев.Он считает себя, прежде всего, комедийным актером, но не чужд и трагических образов на сцене. Свою первую трагедийную роль Хасиев сыграл в спектакле "Сармат и его сыновья", перед зрителями он предстал в роли комиссара Качура.Говоря о том, сыграл ли он роль всей своей жизни, признается, что ни один актер не сыграет все, что пожелал бы."Я должен быть актером"Театральную карьеру ненадолго прервала служба в армии, куда его призвали уже во время учебы в театральной студии. Службу он проходил в Амурской области, на границе с Китаем, служил вместе с еще одним своим земляком, Валерой Джиоевым."Мы там нашли балалайки и по вечерам на них бренчали. Нас даже на концерты приглашали. Но мои мысли все время были с театром – днем и ночью. Когда меня уговаривали остаться продолжить военную службу, я было дело согласился. Думал об этом всю ночь, но утром рано побежал в штаб и сказал, что не могу остаться здесь, что у меня другая мечта. Актерская мечта. Я должен быть актером", – рассказывает Хасиев.После армии он вернулся в родной театр, пришел сюда прямо в военной форме. А в 1969 году стал полноправным членом южноосетинской театральной труппы.Хасиев рассказал о том, как родился этот спектакль, над которым, говорит актер, он работал "днем и ночью"."Хсар Ванеев и Мельс Кокоев были моими постоянными спутниками. Куда бы ни пригласили одного из нас, остальные следовали за ним. Так и родилась идея написать пьесу про нас троих. Как-то сюда приехал Казбек Губиев (худрук и актер Северо-Осетинского государственного драматического театра имени В.В. Тхапсаева), искал хорошую комедию. Но подходящего материала не нашли, а пьеса "Рассыггаенджытае" у меня была написана наполовину. Я попросил Губиева прочитать ее. Когда он ее прочитал, то заявил, что ждет ее до конца месяца", – рассказал актер.Но за это время не стало одного из друзей — Мельса Кокоева, и у автора пьесы попросту опустились руки. Однако его все же уговорили завершить работу. Режиссером спектакля выступил Хасан Джуссоев, а его премьера состоялась в Северной Осетии. Успех был невероятный.В итоге спектакль стал рекордсменом по количеству показов — более ста.Потом не стало Давида Габараева, на его роль пытались подобрать другого актера, однако, говорит Хасиев, у спектакля уже не было того эффекта.Но его история еще не закончилась, актер мечтает снять фильм по мотивам этой пьесы. И даже сделал некоторые наброски."Хочу привлечь наших таксистов, которые дергают каждого прохожего. Если они меня не прикончат...", – смеется Хасиев."Я привык к старому театру"Были в истории театра и тяжелые периоды – грузинская агрессия в 90-х годах прошлого века, когда храм Мельпомены был фактически разрушен грузинскими вандалами. Затем годы без тепла и света, когда актеры буквально замерзали на сцене. Но ни один человек, ни один актер не ушел в это время из театра.Огромной и невосполнимой трагедией для всех стал сгоревший театр. В результате замыкания здание южноосетинского театра за несколько часов превратилось в пепел. И только в 2018 году актеры вернулись в новое здание.Спустя много лет театр все-таки обрел новое здание, он был возведен на прежнем месте. Но прежней ауры, признается актер, здесь нет."Я привык к старому театру. Запаха того театра я здесь не чувствую. Я здесь ничего не знаю. Я по этим этажам никогда не проходил. Я знаю только гримерку, сцену. Дальше никуда не хожу. Эти повороты, эти закоулки..."Вильгельм Хасиев – народный артист Северной и Южной Осетии, заслуженный артист Карачаево-Черкесской Республики. Актер, удостоенный множества наград. Но главной наградой он считает своего зрителя и его аплодисменты.Для него идеальный зритель – это человек, который воспринимает спектакль, болеет вместе с ним на сцене, и который с большим удовлетворением уходит из этого зала. Народный артист считает, что сейчас в театре переходный период, совсем недавно труппу пополнили выпускники актерского факультета ЮОГУ."Вчера смотрел спектакль с их участием — получил огромное удовольствие от их работы. Это счастье видеть, что мы оставляем после себя сильный и молодой коллектив. Есть кому продолжать историю", – уверенно говорит он."Мы всей семьей в театре"Секрет преданности сцене он объясняет просто – это заложено в генах.Признается, что требователен к своим детям-актерам, и если ему что-то не нравится, он обязательно это высказывает. Считает очень важным правильно доносить чувства до зрителя, следовать замыслу режиссера.Он уверен, что актерская работа очень трудная и нервная, в которой не обходится без ссор и споров. Но это ненадолго, потому что, уверен Хасиев, иначе нельзя создать большое искусство.Юбиляр полон надежды, что молодые актеры достойно продолжат историю театра.– Вильгельм Герасимович, если бы вы могли сыграть свою жизнь на сцене, какой бы это был жанр и кто был бы режиссером?– Конечно, комедия. А режиссером… Не знаю.
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/654/83/6548369_128:0:2176:1536_1920x0_80_0_0_21c448f96652c81777805c11a46e4587.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
театр, интервью, новости, юго-осетинский госдрамтеатр имени хетагурова, южная осетия
театр, интервью, новости, юго-осетинский госдрамтеатр имени хетагурова, южная осетия
Семьдесят пять лет – солидный возраст, а пятьдесят пять лет на сцене – это целая эпоха. Вильгельм Хасиев – без преувеличения легенда южноосетинского театра – сегодня отмечает юбилей. Для всех, кто знает его творчество, это повод вспомнить яркие роли, незабываемые образы и уникальный талант, который долгие годы радует зрителей.
Для него более полувека на сцене – это не просто цифра. Это верность профессии, любовь к искусству, бесценный опыт, воплощенный в десятках ролей. Кто же он – человек, отдавший театру почти всю свою жизнь? Что скрывается за ярким светом рампы, за аплодисментами зрителей, за мастерски созданными образами?
"Театр для меня – это жизнь"
Он помнит день, когда впервые переступил порог любимого театра, – это произошло без малого 58 лет назад.
"И сегодня, и каждый день театр для меня – это жизнь. Мне было 17 лет, когда я пришел в театр. Я не забуду тот день, 10 февраля 1967 года. Пробыть на этой сцене 55 лет много для меня значит", – говорит он.
В тот февральский день будущий актер увидел в газете объявление о наборе в школу-студию при Госдрамтеатре. Молодой человек, с детства любивший театр и тяготевший к сцене, не мешкая, пришел, написал заявление и начал готовиться к экзаменам. Желающих попасть в школу-студию было настолько много, что вместо двух туров испытаний решено было сделать три. Еще никому не известный Вильгельм Хасиев с легкостью прошел их все.
Руководил тогда студией еще один выдающийся актер, режиссер и драматург Владимир Каиров, 17 лет служивший на должности главного режиссера. Именно он организовал первую театральную студию для начинающих артистов.
Учителями и наставниками будущих звезд в театральной студии были не менее известные представители осетинского национального искусства – композитор Феликс Алборов, хореограф и балетмейстер Хазби Гаглоев, один из старейших актеров Гаврил Таугазов, который преподавал сценическую речь.
Вильгельм Герасимович вспоминает, как родители не пускали его в театр по вечерам. Но он все равно пробирался на спектакли, спрятавшись в шинели.
"Я никогда этого не забуду: наш родственник носил тогда военную шинель, он меня прятал под ней. Как только мы переступали порог, я пробирался в зал и прятался в рядах. Вот такая была у меня любовь к театру", – смеется актер.
Он вспоминает актеров того времени, игрой которых много раз восхищался и которые вдохновляли еще неопытного артиста своим талантом и мастерски воплощенными ролями: Борис Цховребов, Гаврил Таугазов, Дмитрий Мамиев, Нина Чочиева и многие другие. Молодой Вильгельм ходил даже на грузинские спектакли – в 1935 году при театре появилась грузинская профессиональная драматическая труппа, а спектакли ставились на осетинском и грузинском языках.
"Тогда были абонементы, многие их не брали. А я собирал, у меня целые пачки хранились. И на грузинские спектакли тоже ходил. Так я был влюблен в этот театр", – говорит юбиляр.
Параллельно он учился в школе. Но когда его уже начали занимать в массовых сценах, режиссер Каиров часто приходил в школу и отпрашивал его с уроков.
"Незабываемые были времена", – с легкой грустью говорит актер.
В своем первом спектакле Вильгельму Хасиеву досталась роль лакея. А сказать ему надо было всего лишь четыре слова.
"Но, когда я эти слова произнес, отыграл свою роль, мне казалось, как будто я большой актер. Мне казалось, как будто за мной следят. В меня влюбились. Это были мои первые слова на сцене", – рассказал Хасиев.
Он считает себя, прежде всего, комедийным актером, но не чужд и трагических образов на сцене. Свою первую трагедийную роль Хасиев сыграл в спектакле "Сармат и его сыновья", перед зрителями он предстал в роли комиссара Качура.
Говоря о том, сыграл ли он роль всей своей жизни, признается, что ни один актер не сыграет все, что пожелал бы.
Театральную карьеру ненадолго прервала служба в армии, куда его призвали уже во время учебы в театральной студии. Службу он проходил в Амурской области, на границе с Китаем, служил вместе с еще одним своим земляком, Валерой Джиоевым.
"Мы там нашли балалайки и по вечерам на них бренчали. Нас даже на концерты приглашали. Но мои мысли все время были с театром – днем и ночью. Когда меня уговаривали остаться продолжить военную службу, я было дело согласился. Думал об этом всю ночь, но утром рано побежал в штаб и сказал, что не могу остаться здесь, что у меня другая мечта. Актерская мечта. Я должен быть актером", – рассказывает Хасиев.
После армии он вернулся в родной театр, пришел сюда прямо в военной форме. А в 1969 году стал полноправным членом южноосетинской театральной труппы.
С особой любовью он вспоминает один из самых успешных спектаклей "Рассыггаенджытае", автором пьесы которой является сам. У спектакля был потрясающий успех, поскольку в нем сыграли поистине лучшие актеры того времени: незабвенные Давид Габараев, Людмила Галаванова и Фатима Качмазова, талантливейшие Ахсар Ванеев и Сослан Бибилов. Они сыграли в нем более сотни раз.
Хасиев рассказал о том, как родился этот спектакль, над которым, говорит актер, он работал "днем и ночью".
"Хсар Ванеев и Мельс Кокоев были моими постоянными спутниками. Куда бы ни пригласили одного из нас, остальные следовали за ним. Так и родилась идея написать пьесу про нас троих. Как-то сюда приехал Казбек Губиев (худрук и актер Северо-Осетинского государственного драматического театра имени В.В. Тхапсаева), искал хорошую комедию. Но подходящего материала не нашли, а пьеса "Рассыггаенджытае" у меня была написана наполовину. Я попросил Губиева прочитать ее. Когда он ее прочитал, то заявил, что ждет ее до конца месяца", – рассказал актер.
Но за это время не стало одного из друзей — Мельса Кокоева, и у автора пьесы попросту опустились руки. Однако его все же уговорили завершить работу. Режиссером спектакля выступил Хасан Джуссоев, а его премьера состоялась в Северной Осетии. Успех был невероятный.
"Там был такой ажиотаж, что Геор Хугаев попросил нас уехать из Северной Осетии, чтобы не отбирать у него зрителей. Даже из Южной Осетии приезжали. Здесь спектакль имел такой же оглушительный успех, люди буквально ломились на показы", – вспоминает Хасиев.
В итоге спектакль стал рекордсменом по количеству показов — более ста.
Потом не стало Давида Габараева, на его роль пытались подобрать другого актера, однако, говорит Хасиев, у спектакля уже не было того эффекта.
Но его история еще не закончилась, актер мечтает снять фильм по мотивам этой пьесы. И даже сделал некоторые наброски.
"Хочу привлечь наших таксистов, которые дергают каждого прохожего. Если они меня не прикончат...", – смеется Хасиев.
"Я привык к старому театру"
Были в истории театра и тяжелые периоды – грузинская агрессия в 90-х годах прошлого века, когда храм Мельпомены был фактически разрушен грузинскими вандалами. Затем годы без тепла и света, когда актеры буквально замерзали на сцене. Но ни один человек, ни один актер не ушел в это время из театра.
Огромной и невосполнимой трагедией для всех стал сгоревший театр. В результате замыкания здание южноосетинского театра за несколько часов превратилось в пепел. И только в 2018 году актеры вернулись в новое здание.
"Это была большая трагедия не только для нас, актеров, но для всей Южной Осетии. Мы здесь бегали, рыдая. Старики плакали. Мы спасали все, что могли – костюмы, декорации. Но мы не спасли театр. Он сгорел полностью", – с тоской в голосе говорит Хасиев.
Спустя много лет театр все-таки обрел новое здание, он был возведен на прежнем месте. Но прежней ауры, признается актер, здесь нет.
"Я привык к старому театру. Запаха того театра я здесь не чувствую. Я здесь ничего не знаю. Я по этим этажам никогда не проходил. Я знаю только гримерку, сцену. Дальше никуда не хожу. Эти повороты, эти закоулки..."
Вильгельм Хасиев – народный артист Северной и Южной Осетии, заслуженный артист Карачаево-Черкесской Республики. Актер, удостоенный множества наград. Но главной наградой он считает своего зрителя и его аплодисменты.
Для него идеальный зритель – это человек, который воспринимает спектакль, болеет вместе с ним на сцене, и который с большим удовлетворением уходит из этого зала.
Народный артист считает, что сейчас в театре переходный период, совсем недавно труппу пополнили выпускники актерского факультета ЮОГУ.
"Вчера смотрел спектакль с их участием — получил огромное удовольствие от их работы. Это счастье видеть, что мы оставляем после себя сильный и молодой коллектив. Есть кому продолжать историю", – уверенно говорит он.
"Мы всей семьей в театре"
Секрет преданности сцене он объясняет просто – это заложено в генах.
"Часто по вечерам отец играл на грузинском чонгури, а мать барабанила на тазике, пели песни. Любовь к искусству, видимо, передалась и детям. Хотя сначала я Эмму не хотел отпускать в театр, она ходила, плакала, уговаривала мать. Ну, я согласился. Потом Сослан, тоже на сцене. Я им говорю: хорошо, что отца моего нет в живых, а то бы и его привели. Теперь вся семья в театре".
Признается, что требователен к своим детям-актерам, и если ему что-то не нравится, он обязательно это высказывает. Считает очень важным правильно доносить чувства до зрителя, следовать замыслу режиссера.
Он уверен, что актерская работа очень трудная и нервная, в которой не обходится без ссор и споров. Но это ненадолго, потому что, уверен Хасиев, иначе нельзя создать большое искусство.
Юбиляр полон надежды, что молодые актеры достойно продолжат историю театра.
"Я им верю, они прекрасные ребята, и зрители уже оценили их талант. Мы им помогаем, и это радует. Что касается моего 75-летия… Я не люблю подобные торжества, не люблю микрофоны и трибуны".
– Вильгельм Герасимович, если бы вы могли сыграть свою жизнь на сцене, какой бы это был жанр и кто был бы режиссером?
– Конечно, комедия. А режиссером… Не знаю.