https://sputnik-ossetia.ru/20250305/ragulenko-restavrator-ne-dolzhen-stoyat-mezhdu-pamyatnikom-i-zritelem-32259436.html
Особенности реставрационной работы: взгляд единственного мастера Северного Кавказа
Особенности реставрационной работы: взгляд единственного мастера Северного Кавказа
Sputnik Южная Осетия
ЦХИНВАЛ, 5 мар – Sputnik, Олег Джагаев. Профессию реставратора вряд ли можно назвать самой популярной. Скорее наоборот, представителей этой сферы деятельности... 05.03.2025, Sputnik Южная Осетия
2025-03-05T18:09+0300
2025-03-05T18:09+0300
2025-03-05T18:25+0300
культура
южная осетия
национальный музей северной осетии
северная осетия
интервью
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/642/85/6428508_0:0:2304:1296_1920x0_80_0_0_52219b49f9335d572e96e98c7701b0be.jpg
ЦХИНВАЛ, 5 мар – Sputnik, Олег Джагаев. Профессию реставратора вряд ли можно назвать самой популярной. Скорее наоборот, представителей этой сферы деятельности в современном мире довольно мало, и каждый из них ценится на вес золота. Sputnik поговорил с опытным реставратором, научным сотрудником Института истории и археологии РСО-Алания Сергеем Рагуленко, который занимался восстановлением знаменитого бронзового пояса Кобанской культуры, сотрудничал с Нацмузеем Южной Осетии и на протяжении последних 10 лет остается единственным специалистом в этой сфере на Северном Кавказе.Нюансы реставрационной работы По словам Рагуленко, главная цель работы реставратора заключается в том, чтобы "максимально полно" восстановить форму исследуемого предмета, не нарушая его детали. Рагуленко отметил, что реставратор не должен стоять между памятником и зрителем. Он также заявил, что в работе реставратора важно относиться к каждому памятнику как к уникальному. "Каждый предмет, вне зависимости от материала, из которого он сделан, уникален. То есть, независимо от того, реставрируете ли вы гвоздь, подкову или что-то другое, вы должны уделить предмету полное внимание", — считает Рагуленко. Самая сложная работа в карьере По мнению реставратора, самым трудным для восстановления материалом является черный металл."Как ни странно, это самый сложный материал, потому что он сильно подвержен коррозии и, следовательно, деформации. Он может значительно утратить фрагменты своей формы, поэтому с ним необходимо обращаться очень деликатно — не просто сохранить предмет, а привести его в экспозиционное состояние", — пояснил он.По мнению Рагуленко, одной из самых трудных задач в его карьере стало восстановление знаменитого бронзового пояса Кобанской культуры с изображением сакральной охоты, который сегодня хранится в Национальном музее Южной Осетии.Рагуленко отметил, что даже после реставрации предметы важно хранить в правильных условиях.Реставратор подчеркнул, что постоянно сталкивается с "неумелой и самодельной" реставрацией. По его словам, подобные непрофессиональные вмешательства представляют угрозу для сохранения памятников.Острая нехватка специалистов Нехватка специалистов-реставраторов является для Рагуленко одной из самых актуальных проблем в отрасли на сегодняшний день. Он подчеркнул, что на протяжении последних десяти лет остается единственным специалистом в этой сфере на Северном Кавказе."Моя мечта как реставратора — организовать реставрационный центр. У нас есть талантливые студенты в художественном училище, которых можно отправить на целевое обучение в Строгановскую академию реставрации. Таким образом они смогли бы получить профильное образование и заняться фондами нашего Института истории и археологии. Нужны специалисты по дереву, кости, керамике и стеклу, потому что мне одному не хватит и трех жизней, чтобы привести все это в порядок", — заключил собеседник агентства.
https://sputnik-ossetia.ru/20240704/yuzhnaya-osetiya-podgotovit-sobstvennykh-spetsialistov-po-khramovoy-rospisi-29666945.html
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/642/85/6428508_152:0:2200:1536_1920x0_80_0_0_de38be654943f72c1c9e0956c1fb5e90.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
культура , южная осетия, национальный музей северной осетии, северная осетия, интервью
культура , южная осетия, национальный музей северной осетии, северная осетия, интервью
ЦХИНВАЛ, 5 мар – Sputnik, Олег Джагаев. Профессию реставратора вряд ли можно назвать самой популярной. Скорее наоборот, представителей этой сферы деятельности в современном мире довольно мало, и каждый из них ценится на вес золота. Sputnik поговорил с опытным реставратором, научным сотрудником Института истории и археологии РСО-Алания Сергеем Рагуленко, который занимался восстановлением знаменитого бронзового пояса Кобанской культуры, сотрудничал с Нацмузеем Южной Осетии и на протяжении последних 10 лет остается единственным специалистом в этой сфере на Северном Кавказе.
Нюансы реставрационной работы
По словам Рагуленко, главная цель работы реставратора заключается в том, чтобы "максимально полно" восстановить форму исследуемого предмета, не нарушая его детали.
"Это предмет научного исследования, и моя задача — выявить дополнительные элементы, которые могут быть присущи данному материалу. К примеру, когда профессия реставратора еще не была освоена, случались ситуации, когда в отчетах фигурировали материалы из одного металла, а после реставрации обнаруживалось, что предмет сделан из другого металла. Это кардинально все меняло, поскольку ученым приходилось переписывать свои научные статьи, чтобы скорректировать данные", — сказал он.
Рагуленко отметил, что реставратор не должен стоять между памятником и зрителем.
"За каждым предметом должен читаться не реставратор, а сам предмет. Реставратор должен просто восстановить его, а не вносить что-то от себя. Если вы добавляете что-то от себя, вы, по сути, уничтожаете памятник, и значит, вы кто угодно, только не реставратор. Реставратор не может фантазировать — он должен максимально профессионально выполнить свою работу по сохранению и восстановлению памятника и не более того", — подчеркнул собеседник агентства.
Он также заявил, что в работе реставратора важно относиться к каждому памятнику как к уникальному.
"Каждый предмет, вне зависимости от материала, из которого он сделан, уникален. То есть, независимо от того, реставрируете ли вы гвоздь, подкову или что-то другое, вы должны уделить предмету полное внимание", — считает Рагуленко.
Самая сложная работа в карьере
По мнению реставратора, самым трудным для восстановления материалом является черный металл.
"Как ни странно, это самый сложный материал, потому что он сильно подвержен коррозии и, следовательно, деформации. Он может значительно утратить фрагменты своей формы, поэтому с ним необходимо обращаться очень деликатно — не просто сохранить предмет, а привести его в экспозиционное состояние", — пояснил он.
По мнению Рагуленко, одной из самых трудных задач в его карьере стало восстановление знаменитого бронзового пояса Кобанской культуры с изображением сакральной охоты, который сегодня хранится в Национальном музее Южной Осетии.
"Сложность работы заключалась в том, чтобы освободить этот пояс от канцелярских кнопок, которыми он был прикреплен к фанерной доске, и сделать это так, чтобы металл не повредился. На реставрацию этого предмета у меня ушло три месяца, но я очень рад, что мне удалось спасти этот уникальный памятник, который сейчас является одним из центральных экспонатов в Национальном музее Южной Осетии. Это была сложная работа, но меня учили, что чем сложнее памятник, тем интереснее вызов", — поделился он.
Рагуленко отметил, что даже после реставрации предметы важно хранить в правильных условиях.
"Я обязательно слежу за памятниками и предметами, которые отреставрировал. Важно, чтобы восстановленные предметы не находились рядом с теми, которые поражены коррозией, потому что она может передаваться от одного объекта к другому. Существует так называемая бронзовая болезнь, и предметы, пораженные ею, необходимо изолировать", — объяснил он.
Реставратор подчеркнул, что постоянно сталкивается с "неумелой и самодельной" реставрацией. По его словам, подобные непрофессиональные вмешательства представляют угрозу для сохранения памятников.
Острая нехватка специалистов
Нехватка специалистов-реставраторов является для Рагуленко одной из самых актуальных проблем в отрасли на сегодняшний день. Он подчеркнул, что на протяжении последних десяти лет остается единственным специалистом в этой сфере на Северном Кавказе.
"Моя мечта как реставратора — организовать реставрационный центр. У нас есть талантливые студенты в художественном училище, которых можно отправить на целевое обучение в Строгановскую академию реставрации. Таким образом они смогли бы получить профильное образование и заняться фондами нашего Института истории и археологии. Нужны специалисты по дереву, кости, керамике и стеклу, потому что мне одному не хватит и трех жизней, чтобы привести все это в порядок", — заключил собеседник агентства.