Похищение невест: веселая кавказская традиция или оскорбление семьи невесты?

© Фотохост-агентство РИА Новости / Перейти в фотобанкВыставка "Россия". Республика Северная Осетия - Алания. День региона
Выставка Россия. Республика Северная Осетия - Алания. День региона - Sputnik Южная Осетия, 1920, 29.01.2025
Подписаться
Обычай похищения невесты является широко распространенным на Кавказе, и Осетия не стала исключением. Случаи похищения невесты бывали и в прошлом, и случаются сегодня. В наши дни похищение чаще всего происходит по сговору молодых. Порой в этом "соглашении" участвуют и родcтвенники пары - например, если нет финансовой возможности сыграть большую свадьбу. Бывают и менее приятные случаи, когда похищают девушку, не собирающуюся вступать в брак; в таких случаях дело может дойти и до заявления в правоохранительные органы. О том, что это за традиция, почему она прижилась в Осетии и как к ней относится население республики, - в материале Sputnik Южная Осетия.

Исторические корни

По словам этнографа, кандидата исторических наук Роберта Кулумбегова, осетины вовсе не являются первопроходцами в этой традиции, не принадлежит мировая пальма первенства и кавказским народам. Так, широко известна история похищения сабинянок во времена Римской империи, когда римляне, которым не хватало женщин, похитили их у своих соседей из области Сабия, приглашенных в гости.

"И вот это наиболее известный сюжет, он отражается в художественной литературе, а также в фильмах и картинах. Так что первенство в этом деле осетинам не принадлежит. Но тем не менее эта практика (в Осетии) существовала", - рассказывает Кулумбегов.

Ученый подчеркивает, что ни один обычай не возникает на пустом месте, и похищение невесты - не исключение. Ему тоже есть рациональное объяснение.

"В основе каждого случая похищения, умыкания... лежит та или иная причина. Раньше это была, в основном, экономическая причина. Вы, конечно же, знаете, что для того, чтобы получить жену-девушку, нужно было выплатить выкуп, калым... Это, к сожалению, не все могли сделать. Даже если парень был красивым и работящим, тем не менее по обычаю от него требовали калым. Потому что, с одной стороны, отдать свою дочку без выкупа это считалось, скажем так, уничижительным", - говорит Кулумбегов.

Выкуп, по словам историка, подразумевался солидный - это крупный и мелкий рогатый скот, порой лошадь, а также домашняя утварь, зеркала, ткани и прочее. Не все семьи могли это осилить, и мужчины прибегали к похищению невесты. Такое экономически более выгодное для жениха решение со стороны родителей девушки воспринималось, разумеется, как унижение.

Социальные и религиозные причины

Еще одной причиной могло стать то, что юноша оказывался из менее знатного сословия, чем девушка. Причем в этом случае финансовый статус уже бывал не так важен. Даже имея возможности сполна заплатить выкуп за невесту, менее знатный жених часто не мог ее добиться просто из-за своего происхождения.
"Это могли быть уазданы, могли быть фарсалаги, могли быть алдары... даже среди знатного сословия была градация, когда богатый мог не отдать дочь человеку, который был, может быть, более богат, но по статусу ниже", - подчеркивает историк.
Государственный ансамбль Симд - Sputnik Южная Осетия, 1920, 25.04.2021
Радио
Незамужние дочери и кража невест: что еще осуждалось в традиционной осетинской семье
Еще одна причина, по которой мужчины прибегали к похищению, могла быть религиозная, когда родители девушки отказывались отдать дочь в жены представителю другой религии.
В советское время эти причины, по сути, сошли на нет, сословности уже не было, религиозные и национальные противоречия также утратили свою роль.
"Но тогда появилось другое. Там был уже статус образованности. Такой вот знаменитый статус - жених с дипломом. У него, говорили, есть диплом. Считалось, что он завидный жених. Не имело значения, насколько он компетентен, получил ли он этот диплом благодаря тому, что учился, либо папа, мама, дядя или тетя помогли", - рассказывает этнограф.

Последствия похищения для девушки

И, конечно, всегда оставался неприятный вариант, когда девушка не хотела выходить замуж за конкретного человека, - хотя, чаще всего, подобное происходило по согласию и сговору. После того, как девушку "крали", за ней приходили родственники, так называемые "лабурджыта", и если похищение бывало не по согласию, она могла избежать брака и вернуться домой.
Вообще у похищения невесты, как и у любой традиции, был и остается свой четкий порядок. Вне зависимости от того, было ли похищение по сговору или нет, знали ли родители невесты или нет, порядок соблюдался всегда.

"Нужно было собрать команду лабурджыта. Если не удавалось устроить погоню непосредственно в момент похищения, то обычно вечером похитители через кого-то сообщали родителям, (где девушка)", - рассказывает Кулумбегов.

Молниеносная кража невесты - Sputnik Южная Осетия, 1920, 08.03.2019
Не позволим продавать себя: за что боролась первая осетинская женщина-драматург
Родственники похищенной девушки отправлялись по названному адресу или в дом родителей жениха, где проходил "разговор на высоких тонах".
"Нужно было обязательно маленькую ссору изобразить, по возможности, кому-нибудь по затылку дать. Хорошо, если жених попадется", - улыбается историк.

Если же девушку похищали действительно насильно, среди лабурджыта отправлялась старшая женщина, уже замужняя, которая узнавала у девушки, желает ли она остаться в новом доме. Если согласия не было, родственники устраивали штурм, и девушку обычно возвращали домой.
"Девушка, которую похищали и которая смогла вырваться, - у нее оставалось реноме, что она была похищена. К сожалению, в обществе такие вещи присутствовали. Они, конечно, были негласны, но флер того, что произошло, минус какой-то появлялся в образе этой девушки. Часто, боясь, что это с ними случится, девушки соглашались оставаться даже вопреки своим чувствам. Они понимали, что, если даже вернутся домой, то, скажем так, будут менее выгодными невестами", - говорит ученый.

Отношение к традиции сегодня

В сегодняшней Осетии традиция похищения невесты остается, однако отношение к ней в обществе негативное, причем и от девушек, и от юношей.
"Если бы я была мешком картошки, меня бы можно было украсть. Но я не мешок картошки", - говорит одна из собеседниц Sputnik.
"Эта традиция никакого прямого отношения к осетинам не имеет. Все прекрасно знают, какие у нас есть свадебные и предсвадебные традиции, а суть кражи нам совершенно не близка", - соглашается другая жительница Цхинвала.
Кроме того, похищение порой происходит в такой суете, что девушку могут уронить, толкнуть - одним словом, дело это травмоопасное.
С таким отношением согласны и молодые мужчины, с которыми беседовал Sputnik.
"Если ты не можешь словами договориться, может, вам не надо вообще жениться?" - задает риторический вопрос один из них.
"У нас исторически сложившиеся традиции по этому мероприятию (свадьбе), и кража невесты в такой ситуации неуместна", - соглашается второй.
При этом часть наших собеседников напоминает, что часто похищение происходит по обоюдному согласию, что "приводит к экономии бюджета". Иногда, если нет иного выхода, в случае большой любви приходится прибегать к такому методу. Однако сам факт согласия и сговора лишает весь сценарий похищения смысла - ведь можно просто, "взявшись за руки", спокойно пойти в ЗАГС или сразу в новый дом.
Лента новостей
0