Экономист объяснил, почему повысились цены на бензин в Южной Осетии
© Sputnik / Игорь Зарембо
/ Подписаться
Олег Джагаев, Sputnik
В четверг Минэкономразвития Южной Осетии заявило о том, что цена на бензин марки AИ-92 в республике повысится до 60 рублей за литр. В ведомстве отметили, что причиной этому послужило увеличение закупочной цены топлива у поставщика из России. О том, как формируются экспортные цены на бензин и следует ли ждать в ближайшем будущем снижения стоимости топлива в Южной Осетии, Sputnik побеседовал с экономистом Александром Фроловым.
По его словам, экспортные цены на бензин формируются исходя из нескольких факторов.
"В первую очередь, экспортная стоимость зависит от оптовых цен, которые формируются за счет биржевых котировок. То есть, у нас в России есть основная биржевая площадка, на которой осуществляется торговля нефтепродуктами, – это Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. На ней ведется торговля, в том числе, бензином и дизельным топливом и, соответсвенно, ориентируясь на котировки, которые формируются на этой бирже, образуются в конечном счете и оптовые цены", – сказал Фролов.
Динамика цен на топливо в Южной Осетии
Динамика цен на топливо в Южной Осетии
Другими факторами, влияющими на ценообразование при экспорте бензина, как отметил экономист, являются расходы на логистику и хранение топлива.
"Разумеется, к оптовым ценам надо добавить еще расходы на доставку и на хранение. То есть, допустим, у вас есть чистая оптовая цена на бензин в размере 50 рублей за литр, однако вам еще нужно заплатить за доставку топлива до некоего пункта, и, возможно, заплатить за хранение. Все это, конечно же, вносит свою лепту в итоговую оптовую цену, которую получает внешний покупатель", – пояснил он.
Фролов при этом выразил удивление по поводу того, что цены на бензин в Южной Осетии повысились только с 1 ноября, учитывая, по его словам, определенный кризис, наблюдавшийся на Санкт-Петербургской бирже нефтепродуктов в августе-сентябре этого года.
"Удивительно, что цены не росли раньше, так как на период с августа по сентябрь на Санкт-Петербургской бирже легкий ценовой кризис. То есть, ценовые котировки были настолько велики, что можно было говорить о рекордных уровнях, которые устанавливались, а это, в свою очередь, приводило к росту оптовых цен", – объяснил эксперт.
Фролов также добавил, что цены на бензин в Южной Осетии могли быть выше, если бы в начале этого года Россия не отменила вывозные таможенные пошлины на экспорт нефтепродуктов и газ в республику.
По мнению экономиста, потребителям в Южной Осетии вряд ли следует ожидать снижения цен на топливо в республике в начале 2025 года.
"Я бы не рассчитывал на то, что цены снизятся. Лучше готовиться к худшему. В январе-феврале 2025 года мы действительно можем наблюдать снижение цен, которые есть у нас сейчас, т.е., мы можем увидеть ситуацию, при которой биржевые котировки пойдут вниз. Это будет связано в первую очередь с сезонным фактором – зимой потребляется меньше моторного топлива. По этой причине мы вполне можем ожидать, что биржевые котировки пойдут вниз и, соответственно, снизятся закупочные цены для Южной Осетии. Однако, тут важно учитывать ряд внерыночных факторов, которые влияют на биржевое ценообразование в России. Поэтому я бы готовился к тому, что цены сохранятся на текущем уровне, т.е., на уровне после последнего повышения", – резюмировал эксперт.