Почему в Южной Осетии растет насилие в семье
© Sputnik / flickrНасилие
© Sputnik / flickr
Подписаться
Фатима Плиева, Sputnik
В Южной Осетии ежегодно общество сотрясают громкие семейные скандалы. Удары, крики, угрозы, развод и даже убийства, хоть и нечастые явления, но имеют место в нашем обществе. За последний год известно, как минимум о двух случаях, которые закончились трагедиями. В первом случае отец выстрелил в обидчика дочери, вторая закончилась смертью молодых супругов. Почему в Осетии с традиционным уважительным отношением к женщине стало возможным насилие в семье.
Статистика МВД
Согласно официальной статистике Министерства внутренних дел республики, за последние пять-шесть лет в среднем за год в правоохранительные органы поступает свыше 20 заявлений (от 7 до 29) по факту семейно-бытовых конфликтов. Преимущественно фигурантами дела становятся муж с женой, реже — это конфликты детей и родителей. Меньше половины из них доходит до суда, остальные конфликты получают письменное урегулирование. На деле это выглядит так: жертва забирает заявление, а абьюзер письменно уверяет "Я больше не буду".
© SputnikСемейно-бытовые конфликты в Цхинвале
Семейно-бытовые конфликты в Цхинвале
© Sputnik
Осуждение общества, неверие в собственные силы и в правосудие
Общеизвестно, что данные Министерства внутренних дел не отражают реальную картину, не всякая избитая жена обращается в милицию. Страх огласки, неверие в правосудие и возможное осуждение общества являются сдерживающими факторами.
"Если говорить объективно, то почти каждый человек может назвать пару семьей, где один из членов семьи подвергается насилию. Порой требуется неимоверно много времени, чтобы понять, что тебе нужна защита от человека, который должен был стать защитой и опорой. А если ты живешь во внешне благополучной семье, то общество тебя саму может сделать виновницей семейных передряг. Мол живешь в достатке и что тебе еще нужно", — говорит жительница Цхинвала Яна.
Помимо общественного осуждения от обнародования неприглядных истин семейной жизни жертв останавливает неверие в необратимость наказания.
"Кто из тех, кто любит даже из плохого настроения отлупить жену, получил реальное наказание? Даже при зафиксированных побоях они получат несколько суток или небольшой штраф. И что с того? Домашний тиран вернется к жертве злым, и жизнь станет еще невыносимее", — говорит она.
Еще одним аргументом невыноса ссор из избы является неверие в собственные силы.
"Если у тебя трое детей, и ты объективно понимаешь, что не сможешь их даже прокормить, а родители не в состоянии тебя поддержать материально, тебе остается терпеть и выстраивать поведение, которое, как тебе кажется, сведет на нет случаи рукоприкладства", — добавила она.
Наказание при семейно-бытовых конфликтах
Согласно информации правоохранительных органов, участковые классифицируют семейно-бытовые конфликты по двум статьям КоАП: статья 20.1 часть 1 — мелкое хулиганство и 6.1.1 — побои. В первом случае нарушителю грозит арест на 15 суток или наложение штрафа в размере от 500 - 1000 рублей, во втором — административный штраф в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
Правда бывают случаи, когда в семейно-бытовых конфликтах разбирается прокуратура, тогда уже и преступления классифицируется по другим статьям.
Уважительное отношение к женщине родом из Нартиады
Кандидат исторических наук, этнограф Роберт Кулумбегов обращает внимание, что в осетинском обществе женщине отводится значительная роль, свидетельством чего является Нартский эпос.
"Такой важный источник, как "Сказание о нартах", на котором базируется мировоззрение осетин, включает в себя один из главных персонажей - Сатану. Она мать всех нартов, даже тех, кого она не родила. Она наравне со своим супругом Урузмагом руководит жизнью нартского общества. Отсюда видно уважительное отношение к женщине у осетин, и даже в какой-то мере ее воспринимали как главенствующую фигуру", - подчеркнул ученый.
Он напомнил, что в истории Осетии были женщины, которые занимали руководящие посты.
"У осетин были царевны и царицы, которые руководили. Это эпоха аланского сарматского периода нашей истории, поэтому в самосознании осетин отношение к женщине не только уважительное, как к женщине таковой, но и все эти традиции закрепляются. Более того, в какой-то момент делегируется руководство не только в семье, но и в обществе. В Советский период это также проявилось, например, в деятельности женщин-активисток, которые фактически были лидерами в обществе", - отметил он.
По мнению Роберта Кулумегова, традиционные верования не предъявляли строгих ограничений женщинам.
"Ни христианство, ни мусульманство не утвердились в Осетии так же, как в соседних республиках - России и Грузии. Поэтому традиционное верование и традиционный уклад не предъявляли жестких требований к женщине. Не было такого принуждения, как, например, в домострое, где указывалось женщине ее место. В мусульманской религии, где допускается несколько жен, понятно, что о каком-то равноправии говорить не приходится. Поэтому путешественники, которые посещали Осетию и Южную Осетию, всегда отмечали открытость осетинских женщин. Они не прятались при появлении посторонних мужчин, но, конечно же, не демонстрировали чрезмерную лояльность", - пояснил он.
Кулумегов считает, что регулятором семейного спокойствия испокон веков служили родня и общественный сход "Ныхас".
"В Осетии очень развиты родственные связи, поэтому если женщину обижают, то за нее всегда должны стоять ее отец, братья, дяди. Это тоже регулятор отношений. Конечно, и раньше было насилие по отношению к женщине. Но раньше был общественный сход "Ныхас", где это все обсуждалось и выносился приговор, жесткий и бескомпромиссный - тиран становился изгоем общества", - заключила она.