Субсидии на образование: опыт Южной Осетии и мировая практика поддержки частных школ
15:57 22.05.2024 (обновлено: 17:31 22.05.2024)
© RIA Novosti . Алексей СухоруковБанкноты номиналом 5000 рублей.
© RIA Novosti . Алексей Сухоруков
Подписаться
На прошедшей неделе правительство республики одобрило субсидирование частных школы и других образовательных организаций. По словам министра образования Республики Аслана Лолаева, данные субсидии выделены исключительно на оплату труда педагогических работников. О том, обязано ли государство выплачивать заработную плату учителям частных школ и какова тенденция в поддержке негосударственных образовательных учреждений - в материале Sputnik.
Субсидии на зарплаты
Изначально обязанность по выплате заработной платы не только педагогам, но и всем другим сотрудникам частных школ возложена на учредителей таких образовательных учреждений. Государство же лишь может оказывать поддержку в данном вопросе.
Согласно закону "Об образовании" Республики Южная Осетия, принятому в 2017 году, частные школы имеют право на получение субсидий из государственного бюджета в размере, определяемом правительством республики. Вопрос о субсидиях инициируется министерством образования и рассматривается на заседании Кабмина. Каждое такое решение принимается на срок до конца текущего финансового года - то есть решение, принятое сейчас, действует до 31 декабря 2024 года.
Таким образом, в следующем финансовом году вопрос придется обсуждать заново - и фактически нет гарантий, что субсидии будут выделены.
Поскольку данные субсидии являются целевыми - в частности, они предназначаются для начисления заработной платы педагогическим работникам частных школ - ни на какие другие цели потратить эти деньги школа не может. Размер финансовой помощи тоже высчитывается по аналогии с заработными платами педагогов государственных школ - таким образом, каждой частной школе выделяется конкретная сумма, зависящая от количества преподавателей, нагрузки в виде классных часов и других параметров, утвержденных нормативными актами государства. Кроме того, о том, как именно субсидии израсходовались, частные школы обязаны будут отчитаться в министерство образования.
Поскольку данные субсидии являются целевыми - в частности, они предназначаются для начисления заработной платы педагогическим работникам частных школ - ни на какие другие цели потратить эти деньги школа не может. Размер финансовой помощи тоже высчитывается по аналогии с заработными платами педагогов государственных школ - таким образом, каждой частной школе выделяется конкретная сумма, зависящая от количества преподавателей, нагрузки в виде классных часов и других параметров, утвержденных нормативными актами государства. Кроме того, о том, как именно субсидии израсходовались, частные школы обязаны будут отчитаться в министерство образования.
Россия и другие примеры
Южная Осетия - далеко не единственная страна, где государство участвует, в том числе финансово, в жизни частных школ. Так, в России участие государства в финансировании частных образовательных учреждений, закреплено законом как обязательное. Однако в РФ вариантов применения субсидий у школ больше - так, по закону, финансовая поддержка предназначена для возмещения расходов не только на оплату труда, но и приобретение учебников и пособий, игр, игрушек, средств обучения... Правда, зарплата при этом может субсидироваться не на 100%. Сумма будет зависеть от региона. При этом на содержание зданий и оплату коммунальных услуг помощь тоже не выделяется - эти и другие расходы частные школы покрывают из своих собственных доходов.
Другой пример - Франция, где существует два вида частных школ. В первом случае школы - они называются контрактными - получают субсидии на зарплаты педагогам и иные расходы, но взамен обязаны обучать детей по государственной учебной программе. Неконтрактные школы могут учить детей по любым программам, формировать свою политику набора, воспитания и обучения детей, но при этом ни на какую помощь от государства рассчитывать не могут.
Образование и деньги
В Казахстане уже несколько лет функционирует система государственного заказа в частных школах. Выглядит это так: из-за перегруженных классов в государственных школах уровень образования снижается, а позволить себе частное образование могут не все. Государство отбирает частные школы, соответствующие нужному уровню, и размещает с ними "заказ" - называет количество учеников, оплату обучения которых госбюджет готов взять на себя. Таким образом, дети, которым не хватило мест в государственных школах, могут пойти учиться в частные; государство выплачивает школе конкретную сумму на каждого такого ученика, причем в нее входят выплаты учителям, капитальные расходы, содержание здания и другие параметры.
Одно из главных требований к частным школам при этом - обучение учеников по утвержденной государственной программе.
Таким образом, получается, что деньги "идут за учениками". Это касается не только частных, но и государственных школ - финансирование каждого учебного заведения рассчитывается исходя из количества учеников: на каждого учащегося выделяется определенная сумма. Ушел ученик - ушли и деньги.
Таким образом, получается, что деньги "идут за учениками". Это касается не только частных, но и государственных школ - финансирование каждого учебного заведения рассчитывается исходя из количества учеников: на каждого учащегося выделяется определенная сумма. Ушел ученик - ушли и деньги.
Конкуренция в сфере образования
Родители учеников, обучающихся в частных школах, рады государственной поддержке - как минимум потому, что таким образом часть налогов, предусмотренных на бесплатное образование, возвращатся родителю.
"Никто не заставлял нас выбирать частную школу, так что это наш выбор, и требовать возвращения налогов мы не должны, по идее", - говорит пожелавший остаться анонимным отец детей, обучающихся в одной из частных школ Южной Осетии.
"Хорошо бы при этом школы предоставляли информацию о том, куда идут деньги, полученные от родителей и из других источников. Тем более что по закону эта информация должна быть открытой", - говорит Алина, две дочери которой тоже учатся в частной школе.
В свою очередь, многие преподаватели государственных школ и родители их учеников выражают заинтересованность тем, как именно устанавливается размер субсидий. Ведь, по их словам, классы в некоторых частных школах часто меньше, чем в государственных - а значит, преподавателю все же легче вести занятия. Система при которой размер субсидий напрямую зависит от количества учеников многим преподавателям кажется более справедливым.
Поддержка частных школ в любом виде является положительным фактором по многим причинам. Так, во-первых, создается здоровая конкуренция школам государственным; при этом частично снимается с них нагрузка, "разгружаются" переполненные классы и переутомленные учителя. Сами же частные школы получают возможность компенсировать часть своих расходов за счет государственного бюджета, а значит, снижается необходимость дальше повышать оплату за обучение. Это, в свою очередь, делает частные школы более доступными, помогая избежать финансовой элитарности в сфере образования.