Горжусь тем, что мое творение — государственный символ моей Родины: Джикаев о гербе Осетии

© Sputnik / Александр Вильф / Перейти в фотобанкГерб Республики Южная Осетия в здании посольства Республики Южная Осетия.
Герб Республики Южная Осетия в здании посольства Республики Южная Осетия. - Sputnik Южная Осетия, 1920, 18.05.2024
Подписаться
Заслуженный художник РФ и РСО-Алания, профессор, автор герба Южной и Северной Осетии Мурат Джикаев рассказал в интервью Sputnik о том, как работал над созданием государственного символа Осетии.
— Мурат Федорович, каково это, когда Ваше творение является государственным символом?
— Геральдика — это сложнейшая сторона изобразительного искусства. Она известна на протяжении тысячелетий. Геральдика была распространена еще в Древнем Египте, Древней Ассирии и Древней Персии. Особое развитие это искусство получило во времена рыцарства в Европе. Когда проходили рыцарские турниры, рыцари были защищены одеждой и доспехами. Чтобы отличать одного рыцаря от другого, их щиты украшали различными знаками. Геральдика носит информационную нагрузку. Не каждый мог позволить себе герб — это была прерогатива императоров, королей и знати. В советское время геральдика существовала, но старые образцы, созданные в дореволюционное время, были заменены на советские варианты. Многие жители городов и населенных пунктов даже не знали, есть ли у них герб. Поэтому можно сказать, что геральдика у нас возрождается. Ею занимаются художники и графические дизайнеры. Геральдика может воплощаться в скульптуре, металле и печати. Если говорить о том, как я работал над гербом, хочу отметить, что конкурс проходил более трех лет. Я предложил около тридцати вариантов и проделал огромную работу. Изучил много материалов, включая наши древние корни — скифское искусство, а также искусство Персии, как наших древних родственников, искусство Ассирии, Египта и, конечно, классическое античное искусство — Древний Рим и Древняя Греция.
— Как все началось? Когда был объявлен конкурс? Какой это был год, месяц, если помните?
— Это было после распада Советского Союза. В 1991 году руководство Северной Осетии пришло к выводу, что республике нужна своя символика, и историческая необходимость назрела. Объявили конкурс, который длился три года. В 1994 году парламент РСО-А утвердил мой проект, и я стал победителем конкурса. Но система утверждения герба заключается в том, чтобы утвердить его в Санкт-Петербурге. При Государственном Эрмитаже есть Государственная геральдическая комиссия при президенте РФ. Я поехал туда, привез пять из тридцати созданных мной работ. На худсовете меня встретили с большим воодушевлением. Хотя худсовет склонялся к другим вариантам, наше правительство попросило утвердить герб, который мы имеем сейчас, и комиссия утвердила этот вариант.
— Какие были другие четыре варианта?
— Я предложил различные варианты. На одном из них был наш святой Уастырджи отдельно. Был и комбинированный вариант, где Уастырджи находится в небесах, а внизу по земле шагает барс со своей сильной и неотразимой походкой. Во время рассмотрения нашего вопроса на худсовете подходил и генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Худсовет утвердил тот вариант герба, который просило правительство Северной Осетии. Наш герб имеет определенную структуру. Основная идея и основной элемент — щит. Существует большое количество различных видов щитов: испанский, французский и другие. Наш щит круглый. Этот вариант встречается у восточных скифов. Все древнеиранские щиты по форме близки к кругу, поэтому на этом и остановились.
© SputnikЗаслуженный художник РФ и РСО-Алания, профессор, автор герба Южной и Северной Осетии Мурат Джикаев
Заслуженный художник РФ и РСО-Алания, профессор, автор герба Южной и Северной Осетии Мурат Джикаев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 18.05.2024
Заслуженный художник РФ и РСО-Алания, профессор, автор герба Южной и Северной Осетии Мурат Джикаев
— Вы сказали, что во время работы Худсовета подходил Михаил Борисович Пиотровский. Что он говорил?
— Пиотровский не являлся членом худсовета. Председателем этой комиссии был его заместитель, государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов. У него в кабинете огромное количество материалов, которые ему присылают со всего мира. Сейчас практически каждая организация — будь то университет, больница или школа — хочет иметь свою символику. Кстати, я даже своим студентам дал задание на создание фамильного герба, чтобы они познакомились с историей, поспрашивали старших, какая символика (тотем) у фамилии: это может быть сторожевая башня, дерево, животное, да все, что угодно…Представители любой фамилии были бы рады заполучить свой греб. В конце учебного года – а это уже скоро - посмотрим, что сделают мои студенты. Это очень серьезное дело, над ним надо много работать, постоянно изучать материал.
— Давайте вернемся к тому дню, когда утверждали наш герб в Санкт-Петербурге. Как долго длилась эта процедура? И какие у вас были эмоции, когда герб был утвержден?
— В Геральдической комиссии при президенте РФ собраны лучшие творческие силы. У них большой опыт. Процедура заняла не более двух часов. В любом деле, когда есть финал, а тем более хороший финал, – это радует. Мною была проделана огромная работа, и я надеялся, что все это не пройдет зря. Так оно и получилось.
— Расскажите, пожалуйста, как проходила работа над вариантом, который в итоге стал гербом Осетии?
— Мнение не было единогласным. В парламенте РСО-А даже возник спор. Некоторые были за другой вариант. Например, известному актеру Бибо Ватаеву, который на тот момент был министром культуры, больше нравился вариант герба, на котором Уастырджи был в небесах, а барс был внизу. Там и форма щита отличалась, она была больше похожа на испанскую. Честно говоря, члены худсовета в Санкт-Петербурге тоже больше склонялись к этому варианту, но все-таки утвердили тот, о котором попросило руководство Северной Осетии и который мы имеем сейчас.
— Почему именно барс? И что символизирует каждый из элементов, изображенных на гербе?
— В грузинских архивах был найден рисунок царевича, историка и географа Вахушти Багратиони. Там было изображено знамя Осетии. Центральная фигура – барс. Эту идею я сохранил и в своей работе. Семь гор, одна из которых имеет две главы, барс, который грациозно шагает по золотой земле. В геральдике присутствует ограниченное количество цветов – их около шести: красный, пурпурный, золотой, серебряный, коричневый, синий и зеленый. Это классические цвета в геральдике. Горы на нашем гербе – серебро. Этот цвет, наряду с золотом, несет большую смысловую нагрузку. Красный цвет – наше небо. И желтый цвет – барс. Еще один нюанс – перевести рисунок в графику. В природе черные точки у барса разбросаны по всему телу, невпопад, и он этим, думаю, доволен. Но на гербе так нельзя; здесь особая техника: точки должны располагаться в строгом соответствии с правилами геральдики. На худсовете в Санкт-Петербурге мне сделали два замечания, которые я впоследствии устранил. Обязательное условие, которое должно было соблюдаться, – пасть животного должна быть раскрыта, а язык высунут зигзагом. И еще одна подсказка – должен присутствовать признак пола. Я доработал эти нюансы.
Переднеазиатский леопард (кавказский барс) - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.10.2019
Скифский характер. Почему на гербе Осетии изображен барс
— Наш барс мужского пола?
— Да, он мужского пола, это непременное условие геральдики.
— Если бы Вы сейчас работали над нашим гербом, изменили бы что-либо?
— Время идет, все меняется, но есть вещи, которые остаются надолго. Если это связано с историей народа, если это отвечает коренным чаяниям и в психологическом, и в творческом варианте, то не имеет смысла ничего менять. Например, многие газеты сохранили заголовок того времени, когда они были созданы. Это уже их лицо. Или, например, знаменитый трилистник – символ автомобильного бренда. Это классика, знак качества, который никто не будет менять.
— Мурат Федорович, что бы вам хотелось пожелать Южной Осетии в день, когда в республике государственным символом стал герб, автором которого являетесь вы?
— Я – уроженец Южной Осетии. Она для меня родная. Когда в парламенте Южной Осетии утвердили мой герб (один народ – одна символика), мне было очень приятно. Я был горд, что моя родина тоже приняла этот вариант. Что бы я хотел пожелать Южной Осетии? Процветания, силы, благополучия, выдержки! Сейчас наш народ со всех сторон испытывает давление. Желаю, чтобы со временем наш народ объединился под одним географическим названием!
Лента новостей
0