https://sputnik-ossetia.ru/20231006/soslanbek-edziev-perevel-osetinskiy-lokalnyy-yazyk-vo-vsemirnyy---intervyu-26056639.html
Сосланбек Едзиев перевел осетинский локальный язык во всемирный - интервью
Сосланбек Едзиев перевел осетинский локальный язык во всемирный - интервью
Sputnik Южная Осетия
Студентка исторического факультета отделения Истории искусств МГУ Алина Максимова пишет дипломную работу об основоположнике осетинской скульптуры Сосланбеке... 06.10.2023, Sputnik Южная Осетия
2023-10-06T12:22+0300
2023-10-06T12:22+0300
2023-11-30T14:07+0300
культура
искусство
рсо — алания
северная осетия
россия
новости
новости осетии
интервью
владикавказ
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e7/0a/06/26057140_0:64:959:603_1920x0_80_0_0_6dc391500b7987784dc7037c484a2e04.jpg
Студентка исторического факультета отделения Истории искусств МГУ Алина Максимова пишет дипломную работу об основоположнике осетинской скульптуры Сосланбеке Едзиеве на тему "Творчество скульптора Сосланбека Едзиева: иконографика и стилистика".Какие пути привели Алину в Осетию и почему для нее важно изучать наследие Едзиева, читайте в интервью корреспондента Sputnik Анны Кабисовой.– Алина, мы с вами находимся в усадьбе Людмилы Караевой – известного скульптора, которая много лет пытается спасти наследие Сосланбека Едзиева. Как вы нашли Людмилу?– На первом курсе я писала курсовую работу о современном осетинском скульпторе Лазаре Гадаеве, и, собирая материал, в одном из каталогов прочитала о Сосланбеке Едзиеве. Мне стало интересно, что это за художник, но в Интернете на тот момент была минимальная информация – короткие сведения и фотографии ангела и пары цыртов. Но я запомнила это имя. Спустя время, когда я первый раз собиралась приехать в Осетию, то решила, что должна посмотреть его работы. Вновь стала искать информацию в Интернете и нашла материалы о выставке в музее современного искусства "Гараж" (инсталляция Анны Кабисовой и Евгения Иванова "Музей как предчувствие", посвященная проблемам с наследием Едзиева, 2017 год – ред.). Стала читать об авторах инсталляции и нашла документальный фильм о Людмиле Караевой: помню, как Людмила пробиралась сквозь траву к цыртам Едзиева, потом разговоры об искусстве здесь в усадьбе. Я была покорена… Помню, что даже написала отзыв о фильме, что все это невероятно передает суть и дух места. А потом написала вам, Анна, и вы дали контакты Людмилы, и вот я здесь (улыбается – ред.).– Спасибо, Алина. А как вы заинтересовались Лазарем Гадаевым?– У нас в МГУ есть очень интересный спецсеминар "По мастерским московских скульпторов", и на первом курсе наша преподавательница отвела нас в мастерскую к сыну Лазаря Гадаева – Константину. Мы познакомились с ним и творчеством его отца, мне очень понравились его скульптуры, и это был первый импульс – сердце мне говорило, что я обязательно должна написать об этом художнике.– То есть через творчество Лазаря Гадаева вы впервые ощутили интерес к искусству Осетии?– Да, работая над курсовой по творчеству Гадаева, я автостопом впервые приехала в Осетию. Мы съездили в Сурх-Дигору, где жил Гадаев, на кладбище, где есть скульптура его отца, которую делал Лазарь, посетили школу, на которой висит табличка, что там учился Лазарь Гадаев… Первый импульс приехать в Осетию был благодаря этому, и потом постепенно все превратилось во что-то более серьезное.– А как вас судьба привела к тому, что вы хотите стать искусствоведом?– Я училась в историко-правовом профиле с 8 по 11-й класс, и судьба мне пророчила участь юриста. Все уже было предопределено: моя семья решила, что я буду юристом, а моя сестра-близнец – врачом. Но я искренне понимала, что не могу и не хочу быть юристом. Стала искать, а что мне было бы самой интересно. И увидела такое направление, как история искусств. Меня это привлекло, хотя в искусстве я вообще не разбиралась. Я из Кемерово, из Сибири, и у нас там музеи посвящены в основном шахтерам, а памятники – Ленину и Сталину. Но мне приспичило, и я решила, что хочу быть историком искусства. Но сначала у меня ничего не вышло: родители не разрешили, и я поступила на юридический факультет в Томске. Но через год, без ведома родителей, я отчислилась оттуда и стала готовиться к поступлению в МГУ. Почему-то у меня было внутреннее убеждение, что я должна учиться именно в МГУ и жить в Москве.– Как проходила подготовка к поступлению?– Ходила в библиотеки, читала книги, но перед самыми экзаменами я поняла, что выгорела и готова сдаться – поступать не было сил. Я боялась не оправдать своих ожиданий. Мне очень помогла моя семья: мама и сестра Лена. Они меня поддержали, не дали опустить руки. В итоге я все сдала и в списке поступающих была вторая по баллам – это очень сильный результат. И хоть семья была очень расстроена моим отчислением с юрфака, зато потом они очень гордились моим поступлением в МГУ (улыбается – ред.).– Что входит в сферу ваших интересов в искусстве?– Я сразу выбрала кафедру отечественного искусства, а интересы сложились сами собой естественно и интуитивно: из года в год все шло к тому, что я буду специализироваться на чем-то нетривиальном – на том, о чем могу писать с душой, на том, что мне действительно дорого. Я поняла, что мне интересна Осетия и Сосланбек Едзиев. Этот художник открывает большое и сложное поле для работы. Его работы (цырты – надгробные памятники – ред.) рассредоточены в горах. Возникают сложности даже с поиском фотографий его работ, у большинства цыртов нет датировок, а имена многих героев памятников уже утрачены. И мне нравится, что работа предстоит сложная. Знаю, что за чем-то известным мне откроется что-то новое. Я боялась, что на кафедре мне не разрешат писать дипломную о Едзиеве. И, действительно, за это пришлось побороться.– Нынешний ваш приезд связан с дополнительным сбором информации о Едзиеве?– Прошлым летом, когда я впервые приехала к Людмиле Караевой, то не успела посмотреть работы Сосланбека Едзиева – видела только Дом-музей. Тогда мы просто познакомились с Людмилой и жизнью усадьбы. В следующую поездку зимой мы обсуждали идеи того, как сохранить цырты. По итогам этого обсуждения я написала проект на получение гранта, но, к сожалению, ничего не получилось. Поэтому я и в тот приезд не успела увидеть цырты. И курсовую писала по фотографиям, что неправильно. Поэтому в этот раз я приехала с определенной целью посмотреть все, что только можно.– Алина, а у вас не было разочарования между тем, что вы видели на картинках и что потом увидели воочию?– Наоборот. Одно дело – смотреть фотографии с цыртами, а другое – стоять в Ходе (высокогорное село в Алагирском районе Северной Осетии – ред.) с невероятными пейзажами на отшибе мира, где вокруг тебя осколки жизни в виде брошенных домов, а где-то далеко мычат коровы… Перед цыртами Едзиева просто хочется сесть на колени, сидеть в тишине и понимать, какой это простой и выразительный язык… И ничего больше не надо, просто молчать. Поэтому да, это необходимо видеть вживую.– Чем вас зацепил Едзиев? Только ли тем, что для столичного искусствоведа это неизведанное поле?– Это очень сложный вопрос. Мне кажется, что это меня судьба ведет. Если меня спросят, а какая скульптура Едзиева для тебя самая любимая, то я скажу, что – все сразу. Я очень уважаю Сосланбека Едзиева. Он не оставил о себе никаких текстов, а хочется понять, как он мыслил, о чем думал. Есть только те тексты, которые о нем писали, но мне этого недостаточно. По моим ощущениям, Едзиев – такой большой, монументальный, тихий снаружи, но громкий внутри.– А что вы думаете о проблемах с сохранением наследия Едзиева? Мне кажется, что Едзиев заколдован. Столько людей на протяжении многих лет поднимали эту проблему и пытались спасать наследие…– Для меня Едзиев тоже заколдованный. Я упоминала уже о том, что писала проект на получение гранта. Идея была в том, чтобы пригласить столичных музейщиков и реставраторов в Осетию и всем вместе сделать план многолетней работы по созданию музея Едзиева и сохранению его наследия. Но проект не прошел. Сначала я расстроилась, но сейчас понимаю, что делала все неправильно: я пытаюсь спасти камни, которые не могу увезти домой и спрятать… Но что я могу сделать точно – это задействовать свою энергию и свое слово, проинформировать тех жителей Осетии, которые не знают о том, какое у них есть богатство… В моих силах просвещать и вложить в людей эту любовь и уважение. И тогда жители сами сделают все, чтобы эти памятники сохранились. За них будет бороться вся нация. Показательный пример для меня – местный молодой человек по имени Ацамаз, который возил нас по ущельям, чтобы мы посмотрели цырты. Так вот, поначалу он просто не понимал ценности этих скульптур. И постепенно в его глазах Едзиев преображался, стал близким и важным. Ацамаз для меня показательный пример того, как можно объяснять местным ценность наследия Едзиева. И когда на следующий день Ацамаз давал интервью, то уже сказал, что собирается подключить к работе студентов…– Вы пришли к Едзиеву через Гадаева. Считается, что Сосланбек Едзиев – основоположник осетинской скульптуры, а Лазарь Гадаев – его последователь. Видите ли вы, как искусствовед, эту связь, некие общие черты в пластике и языке?– Лазарь Гадаев работал в бронзе, а это значит, что он сначала лепил из глины или пластилина, а потом уже отливал в бронзе. Это важное отличие от Едзиева, который никогда не работал с бронзой, но с деревом или камнем. Но это только материал. Во многих скульптурах и Лазаря, и Сосланбека есть что-то простое в смысле ясности и понятности. Когда я была в мастерской Лазаря Гадаева, то мне становилось тепло на сердце – его образы согреты душой, это явно большое искусство и большой профессионализм. Сложные, глубокие, важные чувства он передавал через простые образы. А это как раз и есть линия, заложенная Едзиевым. Сосланбек Едзиев сложный символ перевел в образ, понятный каждому. Поделюсь своим наблюдением: если раньше на цыртах были сложные символы, то Едзиев осетинский локальный язык перевел во всемирный. И человек, не знающий осетинскую культуру, может посмотреть и понять, что имел в виду художник. Вот это очень важно. Я вижу и чувствую эту красоту. Обожаю Осетию.
https://sputnik-ossetia.ru/20230723/yug-sever-osetinskie-skulptory-24639067.html
рсо — алания
россия
новости осетии
владикавказ
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Анна Кабисова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/534/07/5340757_0:0:959:959_100x100_80_0_0_8b07ccb93f9218e53bce234173da7ef4.jpg
Анна Кабисова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/534/07/5340757_0:0:959:959_100x100_80_0_0_8b07ccb93f9218e53bce234173da7ef4.jpg
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e7/0a/06/26057140_36:0:924:666_1920x0_80_0_0_17f3b2b620534445de51785ee7977e84.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Анна Кабисова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/534/07/5340757_0:0:959:959_100x100_80_0_0_8b07ccb93f9218e53bce234173da7ef4.jpg
культура , искусство, рсо — алания, северная осетия, россия, новости, новости осетии, интервью, владикавказ
культура , искусство, рсо — алания, северная осетия, россия, новости, новости осетии, интервью, владикавказ
Студентка исторического факультета отделения Истории искусств МГУ Алина Максимова пишет дипломную работу об основоположнике осетинской скульптуры Сосланбеке Едзиеве на тему "Творчество скульптора Сосланбека Едзиева: иконографика и стилистика".
Какие пути привели Алину в Осетию и почему для нее важно изучать наследие Едзиева, читайте в интервью корреспондента Sputnik Анны Кабисовой. – Алина, мы с вами находимся в усадьбе Людмилы Караевой – известного скульптора, которая много лет пытается спасти наследие Сосланбека Едзиева. Как вы нашли Людмилу?
– На первом курсе я писала курсовую работу о современном осетинском скульпторе Лазаре Гадаеве, и, собирая материал, в одном из каталогов прочитала о Сосланбеке Едзиеве. Мне стало интересно, что это за художник, но в Интернете на тот момент была минимальная информация – короткие сведения и фотографии ангела и пары цыртов. Но я запомнила это имя. Спустя время, когда я первый раз собиралась приехать в Осетию, то решила, что должна посмотреть его работы. Вновь стала искать информацию в Интернете и нашла материалы о выставке в музее современного искусства "Гараж" (инсталляция Анны Кабисовой и Евгения Иванова "Музей как предчувствие", посвященная проблемам с наследием Едзиева, 2017 год – ред.). Стала читать об авторах инсталляции и нашла документальный фильм о Людмиле Караевой: помню, как Людмила пробиралась сквозь траву к цыртам Едзиева, потом разговоры об искусстве здесь в усадьбе. Я была покорена… Помню, что даже написала отзыв о фильме, что все это невероятно передает суть и дух места. А потом написала вам, Анна, и вы дали контакты Людмилы, и вот я здесь (улыбается – ред.).
– Спасибо, Алина. А как вы заинтересовались Лазарем Гадаевым?
– У нас в МГУ есть очень интересный спецсеминар "По мастерским московских скульпторов", и на первом курсе наша преподавательница отвела нас в мастерскую к сыну Лазаря Гадаева – Константину. Мы познакомились с ним и творчеством его отца, мне очень понравились его скульптуры, и это был первый импульс – сердце мне говорило, что я обязательно должна написать об этом художнике.
– То есть через творчество Лазаря Гадаева вы впервые ощутили интерес к искусству Осетии?
– Да, работая над курсовой по творчеству Гадаева, я автостопом впервые приехала в Осетию. Мы съездили в Сурх-Дигору, где жил Гадаев, на кладбище, где есть скульптура его отца, которую делал Лазарь, посетили школу, на которой висит табличка, что там учился Лазарь Гадаев… Первый импульс приехать в Осетию был благодаря этому, и потом постепенно все превратилось во что-то более серьезное.
– А как вас судьба привела к тому, что вы хотите стать искусствоведом?
– Я училась в историко-правовом профиле с 8 по 11-й класс, и судьба мне пророчила участь юриста. Все уже было предопределено: моя семья решила, что я буду юристом, а моя сестра-близнец – врачом. Но я искренне понимала, что не могу и не хочу быть юристом. Стала искать, а что мне было бы самой интересно. И увидела такое направление, как история искусств. Меня это привлекло, хотя в искусстве я вообще не разбиралась. Я из Кемерово, из Сибири, и у нас там музеи посвящены в основном шахтерам, а памятники – Ленину и Сталину. Но мне приспичило, и я решила, что хочу быть историком искусства. Но сначала у меня ничего не вышло: родители не разрешили, и я поступила на юридический факультет в Томске. Но через год, без ведома родителей, я отчислилась оттуда и стала готовиться к поступлению в МГУ. Почему-то у меня было внутреннее убеждение, что я должна учиться именно в МГУ и жить в Москве.
– Как проходила подготовка к поступлению?
– Ходила в библиотеки, читала книги, но перед самыми экзаменами я поняла, что выгорела и готова сдаться – поступать не было сил. Я боялась не оправдать своих ожиданий. Мне очень помогла моя семья: мама и сестра Лена. Они меня поддержали, не дали опустить руки. В итоге я все сдала и в списке поступающих была вторая по баллам – это очень сильный результат. И хоть семья была очень расстроена моим отчислением с юрфака, зато потом они очень гордились моим поступлением в МГУ (улыбается – ред.).
– Что входит в сферу ваших интересов в искусстве?
– Я сразу выбрала кафедру отечественного искусства, а интересы сложились сами собой естественно и интуитивно: из года в год все шло к тому, что я буду специализироваться на чем-то нетривиальном – на том, о чем могу писать с душой, на том, что мне действительно дорого. Я поняла, что мне интересна Осетия и Сосланбек Едзиев. Этот художник открывает большое и сложное поле для работы. Его работы (цырты – надгробные памятники – ред.) рассредоточены в горах. Возникают сложности даже с поиском фотографий его работ, у большинства цыртов нет датировок, а имена многих героев памятников уже утрачены. И мне нравится, что работа предстоит сложная. Знаю, что за чем-то известным мне откроется что-то новое. Я боялась, что на кафедре мне не разрешат писать дипломную о Едзиеве. И, действительно, за это пришлось побороться.
– Нынешний ваш приезд связан с дополнительным сбором информации о Едзиеве?
– Прошлым летом, когда я впервые приехала к Людмиле Караевой, то не успела посмотреть работы Сосланбека Едзиева – видела только Дом-музей. Тогда мы просто познакомились с Людмилой и жизнью усадьбы. В следующую поездку зимой мы обсуждали идеи того, как сохранить цырты. По итогам этого обсуждения я написала проект на получение гранта, но, к сожалению, ничего не получилось. Поэтому я и в тот приезд не успела увидеть цырты. И курсовую писала по фотографиям, что неправильно. Поэтому в этот раз я приехала с определенной целью посмотреть все, что только можно.
– Алина, а у вас не было разочарования между тем, что вы видели на картинках и что потом увидели воочию?
– Наоборот. Одно дело – смотреть фотографии с цыртами, а другое – стоять в Ходе (высокогорное село в Алагирском районе Северной Осетии – ред.) с невероятными пейзажами на отшибе мира, где вокруг тебя осколки жизни в виде брошенных домов, а где-то далеко мычат коровы… Перед цыртами Едзиева просто хочется сесть на колени, сидеть в тишине и понимать, какой это простой и выразительный язык… И ничего больше не надо, просто молчать. Поэтому да, это необходимо видеть вживую.
– Чем вас зацепил Едзиев? Только ли тем, что для столичного искусствоведа это неизведанное поле?
– Это очень сложный вопрос. Мне кажется, что это меня судьба ведет. Если меня спросят, а какая скульптура Едзиева для тебя самая любимая, то я скажу, что – все сразу. Я очень уважаю Сосланбека Едзиева. Он не оставил о себе никаких текстов, а хочется понять, как он мыслил, о чем думал. Есть только те тексты, которые о нем писали, но мне этого недостаточно. По моим ощущениям, Едзиев – такой большой, монументальный, тихий снаружи, но громкий внутри.
– А что вы думаете о проблемах с сохранением наследия Едзиева? Мне кажется, что Едзиев заколдован. Столько людей на протяжении многих лет поднимали эту проблему и пытались спасать наследие…
– Для меня Едзиев тоже заколдованный. Я упоминала уже о том, что писала проект на получение гранта. Идея была в том, чтобы пригласить столичных музейщиков и реставраторов в Осетию и всем вместе сделать план многолетней работы по созданию музея Едзиева и сохранению его наследия. Но проект не прошел. Сначала я расстроилась, но сейчас понимаю, что делала все неправильно: я пытаюсь спасти камни, которые не могу увезти домой и спрятать… Но что я могу сделать точно – это задействовать свою энергию и свое слово, проинформировать тех жителей Осетии, которые не знают о том, какое у них есть богатство… В моих силах просвещать и вложить в людей эту любовь и уважение. И тогда жители сами сделают все, чтобы эти памятники сохранились. За них будет бороться вся нация. Показательный пример для меня – местный молодой человек по имени Ацамаз, который возил нас по ущельям, чтобы мы посмотрели цырты. Так вот, поначалу он просто не понимал ценности этих скульптур. И постепенно в его глазах Едзиев преображался, стал близким и важным. Ацамаз для меня показательный пример того, как можно объяснять местным ценность наследия Едзиева. И когда на следующий день Ацамаз давал интервью, то уже сказал, что собирается подключить к работе студентов…
– Вы пришли к Едзиеву через Гадаева. Считается, что Сосланбек Едзиев – основоположник осетинской скульптуры, а Лазарь Гадаев – его последователь. Видите ли вы, как искусствовед, эту связь, некие общие черты в пластике и языке?
– Лазарь Гадаев работал в бронзе, а это значит, что он сначала лепил из глины или пластилина, а потом уже отливал в бронзе. Это важное отличие от Едзиева, который никогда не работал с бронзой, но с деревом или камнем. Но это только материал. Во многих скульптурах и Лазаря, и Сосланбека есть что-то простое в смысле ясности и понятности. Когда я была в мастерской Лазаря Гадаева, то мне становилось тепло на сердце – его образы согреты душой, это явно большое искусство и большой профессионализм. Сложные, глубокие, важные чувства он передавал через простые образы. А это как раз и есть линия, заложенная Едзиевым. Сосланбек Едзиев сложный символ перевел в образ, понятный каждому. Поделюсь своим наблюдением: если раньше на цыртах были сложные символы, то Едзиев осетинский локальный язык перевел во всемирный. И человек, не знающий осетинскую культуру, может посмотреть и понять, что имел в виду художник. Вот это очень важно. Я вижу и чувствую эту красоту. Обожаю Осетию.