https://sputnik-ossetia.ru/20230902/na-poroge-bolshikh-peremen-k-2030-godu-rossiya-dolzhna-stat-bespilotnoy-25443733.html
На пороге больших перемен: к 2030 году Россия должна стать "беспилотной"
На пороге больших перемен: к 2030 году Россия должна стать "беспилотной"
Sputnik Южная Осетия
Специальная военная операция окончательно подтвердила критическую необходимость развития отечественной сферы производства беспилотников: ежедневные сообщения с... 02.09.2023, Sputnik Южная Осетия
2023-09-02T14:28+0300
2023-09-02T14:28+0300
2023-09-02T14:28+0300
колумнисты
в мире
россия
аналитика
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e6/08/0a/18193862_0:175:3019:1873_1920x0_80_0_0_32a03bd8f841dec6b38a4f97e27a9bee.jpg
Специальная военная операция окончательно подтвердила критическую необходимость развития отечественной сферы производства беспилотников: ежедневные сообщения с фронтов об успехах применения нашими войсками дронов, беспилотников самолетного типа и барражирующих боеприпасов показывают, в каком направлении будут неизбежно развиваться вооруженные силы как у нас, так и у наших противников, пишет колумнист РИА Новости Кирилл Стрельников.Однако, несмотря на понятное пристальное внимание СМИ к БПЛА на фронте, военные беспилотники составляют лишь небольшую часть поистине необозримого рынка, который возникает на наших глазах, а сами беспилотники являются лишь верхушкой колоссального айсберга под названием "новая отрасль экономики".С 1 января 2024 года в стране будет запущен национальный проект "Беспилотные авиационные системы (БАС)". Финальные документы по нацпроекту должны быть подписаны в сентябре.Нацпроект по БАС был инициирован лично президентом, который 28 апреля сего года на совещании по развитию беспилотной авиации заявил, что "достигнутый здесь успех будет означать качественное изменение нашей экономики и качественные изменения в жизни наших людей, сильное, уверенное, поступательное движение вперед всей страны".В нацпроект включены пять федеральных проектов, отвечающих за производство БАС, формирование гарантированного спроса, создание новой регуляторики, подготовку кадров и создание интеллектуального задела на будущее. Согласно паспорту нацпроекта по БАС, в развитие гражданских беспилотных авиационных систем в России до 2030-го планируется инвестировать в общей сложности порядка триллиона рублей.И тут могут возникнуть вопросы: зачем нам это нужно и стоит ли это того?Для тех, у кого никогда нет пророка в своем отечестве, сообщаем, что ведущими мировыми державами выбор был уже сделан — и он однозначный: с 2018 года объем инвестиций в развитие мирового рынка БАС вырос более чем в девять раз и по итогам 2021-го составил почти семь миллиардов долларов. Из них около 75 процентов обеспечили США и Китай. К 2030 году рост мировой индустрии БАС прогнозируется до 55,8 миллиарда долларов. Для России, которая в свое время потрясла мир рывком в космос, выход в "беспилотные" лидеры и необходим, и объективно достижим.По словам специального представителя президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, в ближайшие 15 лет количество беспилотников в мире увеличится минимум в 15 раз, а у России есть все шансы вырасти в этом направлении за этот же срок более чем в 30 раз.Для России, где вопросы логистической связности и безопасности огромных территорий чрезвычайно важны, проект по развитию БАС не просто важный, а критичный для будущего страны. БАС могут применяться совершенно в любой сфере деятельности и экономики — в безопасности и мониторинге, доставке и логистике, производстве и сельском хозяйстве, навигации и предотвращении ЧС, телекоммуникациях и связи, строительстве, медицине, социальных услугах и так далее, не говоря уже о военной сфере. Для справки: специалисты оценивают экономический эффект для государства благодаря применению БАС только в сельском хозяйстве в части повышения сохранности и улучшения качества урожая до полутора триллионов рублей в год, то есть все госинвестиции в нацпроект могут с лихвой отбиться всего за год только за счет одной позиции.Источники, близкие к инициативе, сообщили, что нацпроект "Беспилотные авиационные системы" не имеет аналогов по своему масштабу, амбициям и сложности. По сути, в рамках нацпроекта в России будет создана совершенно новая отрасль экономики, которая призвана дать мощный импульс всем остальным сферам и областям, по ряду направлений вернуть страну из отстающих в лидеры и обеспечить наш технологический суверенитет.Немножко приоткроем завесу для интересующихся: данный нацпроект станет первым в цепочке проектов по обеспечению технологического суверенитета, на который будут равняться, и первым, где практически с нуля будет создана масштабная кооперация и связка науки, образования, производства и эксплуатации. Проект БАС неизбежно вытянет разработку и производство новых материалов, двигателей и силовых установок, оптики, микроэлектроники, химии, энергетики, программного обеспечения, строительства новых объектов инфраструктуры, фундаментальных исследований и так далее. Только в рамках одного федерального проекта "Кадры для БАС", который формируется Министерством науки и высшего образования России при поддержке АНО "Университет НТИ 2035", планируется, что к 2030 году беспилотная отрасль будет включать не менее миллиона человек, где большая часть будет принадлежать новым профессиям и специальностям.Возможно, у кого-то возникнет другой нелегкий вопрос: а сможем ли, потянем ли? Может быть, наш паровоз с полимерами навсегда застрял на запасном пути и проще покупать беспилотники в Китае?Есть ответ простой и ответ сложный.Простой: сможем, потому что мы должны и у нас просто нет выбора.Сложный: национальный проект, инициируемый президентом и поддерживаемый (и контролируемый) всей мощью государства, просто не имеет опции "провал". Все без исключения действующие национальные проекты показывают высокий результат и кумулятивный эффект, а в данном нацпроекте мультипликативный эффект будет гарантированно на порядок выше. Кроме того, в России есть абсолютно все, что нужно для рывка, включая уникальные разработки по БАС, не имеющие аналогов в мире.А это означает, что России "беспилотной" — быть.
https://sputnik-ossetia.ru/20230829/chto-znachit-pervyy-polet-noveyshego-rossiyskogo-superdzheta-25369269.html
https://sputnik-ossetia.ru/20230823/ukrainu-spasut-samolety-25188652.html
россия
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Кирилл Стрельников
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/1029/78/10297897_435:0:1515:1080_100x100_80_0_0_823ecaaf23c850759adb10f99526dd54.jpg
Кирилл Стрельников
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/1029/78/10297897_435:0:1515:1080_100x100_80_0_0_823ecaaf23c850759adb10f99526dd54.jpg
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e6/08/0a/18193862_144:0:2875:2048_1920x0_80_0_0_53e4a885f8412bd6c425ccddd66fa3c3.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Кирилл Стрельников
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/1029/78/10297897_435:0:1515:1080_100x100_80_0_0_823ecaaf23c850759adb10f99526dd54.jpg
колумнисты, в мире, россия, аналитика
колумнисты, в мире, россия, аналитика
Специальная военная операция окончательно подтвердила критическую необходимость развития отечественной сферы производства беспилотников: ежедневные сообщения с фронтов об успехах применения нашими войсками дронов, беспилотников самолетного типа и барражирующих боеприпасов показывают, в каком направлении будут неизбежно развиваться вооруженные силы как у нас, так и у наших противников, пишет колумнист
РИА Новости Кирилл Стрельников.
Однако, несмотря на понятное пристальное внимание СМИ к БПЛА на фронте, военные беспилотники составляют лишь небольшую часть поистине необозримого рынка, который возникает на наших глазах, а сами беспилотники являются лишь верхушкой колоссального айсберга под названием "новая отрасль экономики".
С 1 января 2024 года в стране будет запущен национальный проект "Беспилотные авиационные системы (БАС)". Финальные документы по нацпроекту должны быть подписаны в сентябре.
Нацпроект по БАС был инициирован лично президентом, который 28 апреля сего года на совещании по развитию беспилотной авиации заявил, что "достигнутый здесь успех будет означать качественное изменение нашей экономики и качественные изменения в жизни наших людей, сильное, уверенное, поступательное движение вперед всей страны".
В нацпроект включены пять федеральных проектов, отвечающих за производство БАС, формирование гарантированного спроса, создание новой регуляторики, подготовку кадров и создание интеллектуального задела на будущее. Согласно паспорту нацпроекта по БАС, в развитие гражданских беспилотных авиационных систем в России до 2030-го планируется инвестировать в общей сложности порядка триллиона рублей.
И тут могут возникнуть вопросы: зачем нам это нужно и стоит ли это того?
Для тех, у кого никогда нет пророка в своем отечестве, сообщаем, что ведущими мировыми державами выбор был уже сделан — и он однозначный: с 2018 года объем инвестиций в развитие мирового рынка БАС вырос более чем в девять раз и по итогам 2021-го составил почти семь миллиардов долларов. Из них около 75 процентов обеспечили США и Китай. К 2030 году рост мировой индустрии БАС прогнозируется до 55,8 миллиарда долларов. Для России, которая в свое время потрясла мир рывком в космос, выход в "беспилотные" лидеры и необходим, и объективно достижим.
По словам специального представителя президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, в ближайшие 15 лет количество беспилотников в мире увеличится минимум в 15 раз, а у России есть все шансы вырасти в этом направлении за этот же срок более чем в 30 раз.
Для России, где вопросы логистической связности и безопасности огромных территорий чрезвычайно важны, проект по развитию БАС не просто важный, а критичный для будущего страны. БАС могут применяться совершенно в любой сфере деятельности и экономики — в безопасности и мониторинге, доставке и логистике, производстве и сельском хозяйстве, навигации и предотвращении ЧС, телекоммуникациях и связи, строительстве, медицине, социальных услугах и так далее, не говоря уже о военной сфере. Для справки: специалисты оценивают экономический эффект для государства благодаря применению БАС только в сельском хозяйстве в части повышения сохранности и улучшения качества урожая до полутора триллионов рублей в год, то есть все госинвестиции в нацпроект могут с лихвой отбиться всего за год только за счет одной позиции.
Источники, близкие к инициативе, сообщили, что нацпроект "Беспилотные авиационные системы" не имеет аналогов по своему масштабу, амбициям и сложности. По сути, в рамках нацпроекта в России будет создана совершенно новая отрасль экономики, которая призвана дать мощный импульс всем остальным сферам и областям, по ряду направлений вернуть страну из отстающих в лидеры и обеспечить наш технологический суверенитет.
Немножко приоткроем завесу для интересующихся: данный нацпроект станет первым в цепочке проектов по обеспечению технологического суверенитета, на который будут равняться, и первым, где практически с нуля будет создана масштабная кооперация и связка науки, образования, производства и эксплуатации. Проект БАС неизбежно вытянет разработку и производство новых материалов, двигателей и силовых установок, оптики, микроэлектроники, химии, энергетики, программного обеспечения, строительства новых объектов инфраструктуры, фундаментальных исследований и так далее. Только в рамках одного федерального проекта "Кадры для БАС", который формируется Министерством науки и высшего образования России при поддержке АНО "Университет НТИ 2035", планируется, что к 2030 году беспилотная отрасль будет включать не менее миллиона человек, где большая часть будет принадлежать новым профессиям и специальностям.
Возможно, у кого-то возникнет другой нелегкий вопрос: а сможем ли, потянем ли? Может быть, наш паровоз с полимерами навсегда застрял на запасном пути и проще покупать беспилотники в Китае?
Есть ответ простой и ответ сложный.
Простой: сможем, потому что мы должны и у нас просто нет выбора.
Сложный: национальный проект, инициируемый президентом и поддерживаемый (и контролируемый) всей мощью государства, просто не имеет опции "провал". Все без исключения действующие национальные проекты показывают высокий результат и кумулятивный эффект, а в данном нацпроекте мультипликативный эффект будет гарантированно на порядок выше. Кроме того, в России есть абсолютно все, что нужно для рывка, включая уникальные разработки по БАС, не имеющие аналогов в мире.
А это означает, что России "беспилотной" — быть.