https://sputnik-ossetia.ru/20230811/v-rossii-prodolzhayut-rasti-tseny-na-benzin-kto-vinovat-i-chto-delat-24989656.html
В России продолжают расти цены на бензин: кто виноват и что делать
В России продолжают расти цены на бензин: кто виноват и что делать
Sputnik Южная Осетия
Олег Джагаев, Sputnik 11.08.2023, Sputnik Южная Осетия
2023-08-11T16:07+0300
2023-08-11T16:07+0300
2023-11-30T13:43+0300
южная осетия
россия
экономика
нефть
общество
новости
в мире
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e7/08/0b/24990189_0:181:2997:1867_1920x0_80_0_0_0579b4b943fd971f03b0c719f2d54342.jpg
Олег Джагаев, SputnikС начала 2023 года цены на ГСМ в России выросли в среднем на 5,5%. Этот рост стал рекордным с 2021 года, когда стоимость бензина в стране подскочила вверх на 8%. В ситуации, когда почти в половине российских семей есть автомобиль и больше 50% расходов на его содержание уходят на бензин, вопрос резкого повышения цен на этот вид топлива приобретает особую актуальность. О том, почему в России дорожает бензин и как долго это продлится, читайте в материале Sputnik.Монополизм на нефтяном рынкеСреди основных причин роста стоимости ГСМ в России эксперты выделяют монополизм на рынке нефти и нефтепродуктов. Крупнейшие нефтяные компании в стране – "Газпром", "Лукойл", "Роснефть" – не только добывают и перерабатывают нефть, но и являются ее продавцами. Поэтому, когда цены на нефть падают и компании теряют на продаже сырья, они добирают упущенную прибыль, повышая цены на конечный продукт – топливо. К примеру, если в 2022 году оптовая цена одной тонны бензина АИ-92 составляла около 37 тысяч рублей, бензина АИ-95 – 41 тысячу рублей, то в этом году эти цифры составляют уже 60 и 67 тысяч рублей.По мнению экономиста Михаила Беляева, именно монополия крупнейших российских нефтяных компаний является главной причиной рекордного роста цен на бензин в России.Ремонт НПЗНегативно влияет на стоимость бензина в России и тот факт, что поздней весной-летом нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) уходят на плановый ремонт. Задержки в работе НПЗ приводят к тому, что цены на топливо растут, так как повышается спрос, а предложение на рынке не увеличивается.При этом, как отмечают некоторые эксперты, НПЗ часто уходят на плановый ремонт именно в это время года, поэтому ожидать дальнейшего повышения цен на топливо и образования его дефицита в стране не стоит.Рост инфляцииКак отметил Беляев, еще одной причиной роста цен на бензин является рост инфляции, наблюдающийся в России.В то же время следует учитывать, что из-за роста инфляции правительство России стремится сократить нагрузку на бюджет. В связи с этим с 1 сентября этого года государство вдвое уменьшит демпферные выплаты по топливу, позволив сократить расходы бюджета страны на 30 млрд рублей в месяц.Демпфер используется для стабилизации внутренних цен на бензин. Когда экспортные цены выше внутренних, бюджет доплачивает нефтяникам разницу, чтобы они продолжали поставлять топливо внутри страны.По мнению специалистов, снижение демпферных выплат не должно привести к неконтролируемому росту цен на топливо на внутреннем рынке, однако при этом есть риски недоинвестирования и роста оптовых цен на топливо.Реакция российских властейВласти России уже отреагировали на резкий рост бензина в стране. В Минэнерго отметили, что рост цен на ГСМ в стране является временным, подчеркнув, что ведомство ежесуточно проводит мониторинг ситуации. Кроме того, в министерстве заверили, что для стабилизации цен предпринимаются шаги, направленные на снижение волатильности. В частности, уже было принято решение об увеличении с осени минимальной доли биржевых продаж автомобильного бензина до 13% и дизельного топлива - до 9,5%.Ситуация в Южной ОсетииРезкий рост цен на бензин в России не мог не коснуться и Южной Осетии. Если в середине июля стоимость бензина марки АИ-92 в республике поднялась с 46 до 47-50 рублей, то в начале августа его цена возросла в среднем до 51-53 рублей.При этом, по словам главы Минэкономразвития республики Дзамболата Тадтаева, в целях недопущения резкого скачка цен и их стабилизации на внутреннем рынке правительство Южной Осетии уже предприняло ряд мер, в частности, предложив предпринимателям перенести срок уплаты НДС за август-сентябрь 2023 года на конец первого квартала 2024 года.Правительство Южной Осетии продолжает проводить работу с тем, чтобы обеспечить республику нужным количеством нефтепродуктов и стабилизировать цены на внутреннем рынке.
https://sputnik-ossetia.ru/20230713/v-yuzhnoy-osetii-povysilis-tseny-na-gsm-24470008.html
https://sputnik-ossetia.ru/20230808/dzambolat-tadtaev-nazval-prichiny-rosta-tsen-na-benzin-v-yuzhnoy-osetii--24901515.html
россия
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e7/08/0b/24990189_134:0:2865:2048_1920x0_80_0_0_7f8716b10f479d5c020e0376466b85b3.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
южная осетия, россия, экономика, нефть, общество, новости, в мире
южная осетия, россия, экономика, нефть, общество, новости, в мире
С начала 2023 года цены на ГСМ в России выросли в среднем на 5,5%. Этот рост стал рекордным с 2021 года, когда стоимость бензина в стране подскочила вверх на 8%. В ситуации, когда почти в половине российских семей есть автомобиль и больше 50% расходов на его содержание уходят на бензин, вопрос резкого повышения цен на этот вид топлива приобретает особую актуальность. О том, почему в России дорожает бензин и как долго это продлится, читайте в материале Sputnik.
Монополизм на нефтяном рынке
Среди основных причин роста стоимости ГСМ в России эксперты выделяют монополизм на рынке нефти и нефтепродуктов. Крупнейшие нефтяные компании в стране – "Газпром", "Лукойл", "Роснефть" – не только добывают и перерабатывают нефть, но и являются ее продавцами. Поэтому, когда цены на нефть падают и компании теряют на продаже сырья, они добирают упущенную прибыль, повышая цены на конечный продукт – топливо. К примеру, если в 2022 году оптовая цена одной тонны бензина АИ-92 составляла около 37 тысяч рублей, бензина АИ-95 – 41 тысячу рублей, то в этом году эти цифры составляют уже 60 и 67 тысяч рублей.
По мнению экономиста Михаила Беляева, именно монополия крупнейших российских нефтяных компаний является главной причиной рекордного роста цен на бензин в России.
"Эти крупные компании диктуют свои цены рынку. То есть, получается, что стоимость бензина складывается не из спроса и предложения, а из желания нефтяных компаний, которые имеют возможность диктовать свои условия рынку. Поэтому в условиях такого доминирования эти компании чувствуют себя хозяевами положения и повышают цены, так как они преследуют общие цели. Им даже не нужно сговариваться, чтобы повышать цены", – отметил он.
Негативно влияет на стоимость бензина в России и тот факт, что поздней весной-летом нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) уходят на плановый ремонт. Задержки в работе НПЗ приводят к тому, что цены на топливо растут, так как повышается спрос, а предложение на рынке не увеличивается.
При этом, как отмечают некоторые эксперты, НПЗ часто уходят на плановый ремонт именно в это время года, поэтому ожидать дальнейшего повышения цен на топливо и образования его дефицита в стране не стоит.
Как отметил Беляев, еще одной причиной роста цен на бензин является рост инфляции, наблюдающийся в России.
"У нас дорожает абсолютно все, не только топливо. Причина заключается в инфляционном потоке, который утаскивает цены на все товары вперед. От этого никак не убежать. Ожидать удешевления тоже не стоит", - подчеркнул он.
В то же время следует учитывать, что из-за роста инфляции правительство России стремится сократить нагрузку на бюджет. В связи с этим с 1 сентября этого года государство вдвое уменьшит демпферные выплаты по топливу, позволив сократить расходы бюджета страны на 30 млрд рублей в месяц.
Демпфер используется для стабилизации внутренних цен на бензин. Когда экспортные цены выше внутренних, бюджет доплачивает нефтяникам разницу, чтобы они продолжали поставлять топливо внутри страны.
По мнению специалистов, снижение демпферных выплат не должно привести к неконтролируемому росту цен на топливо на внутреннем рынке, однако при этом есть риски недоинвестирования и роста оптовых цен на топливо.
Реакция российских властей
Власти России уже отреагировали на резкий рост бензина в стране. В Минэнерго отметили, что рост цен на ГСМ в стране является временным, подчеркнув, что ведомство ежесуточно проводит мониторинг ситуации. Кроме того, в министерстве заверили, что для стабилизации цен предпринимаются шаги, направленные на снижение волатильности. В частности, уже было принято решение об увеличении с осени минимальной доли биржевых продаж автомобильного бензина до 13% и дизельного топлива - до 9,5%.
Резкий рост цен на бензин в России не мог не коснуться и Южной Осетии. Если в середине июля стоимость бензина марки АИ-92 в республике поднялась с 46 до 47-50 рублей, то в начале августа его цена возросла в среднем до 51-53 рублей.
При этом, по словам главы Минэкономразвития республики Дзамболата Тадтаева, в целях недопущения резкого скачка цен и их стабилизации на внутреннем рынке правительство Южной Осетии уже предприняло ряд мер, в частности, предложив предпринимателям перенести срок уплаты НДС за август-сентябрь 2023 года на конец первого квартала 2024 года.
Правительство Южной Осетии продолжает проводить работу с тем, чтобы обеспечить республику нужным количеством нефтепродуктов и стабилизировать цены на внутреннем рынке.