Ацамаз Макоев о юном Ацамазе Адырхаеве: в Беслане растет второй композитор
Ацамаз Макоев о юном Ацамазе Адырхаеве: в Беслане растет второй композитор
Sputnik Южная Осетия
В арт-кафе Дома Вахтангова во Владикавказе состоялся концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной... 02.08.2023, Sputnik Южная Осетия
В концерте принял участие также ученик маэстро – юный Ацамаз Адырхаев, которого учитель лестно представил следующими словами: "В Беслане до сих пор был один композитор, а теперь растет второй композитор – учащийся третьего курса Колледжа искусств, мой ученик Ацамаз Адырхаев".Корреспондент Sputnik Анна Кабисова побывала на концерте и поговорила с юным дарованием о том, как в его жизни появилась музыка, что вдохновляет композитора на создание произведений и как ученики относятся к похвале своих учителей.– Ацамаз, расскажите о себе. Сколько вам лет?– Мне 17 лет. Я живу в Беслане, учился там в музыкальной школе, а сейчас учусь во Владикавказе в Колледже искусств (Владикавказский колледж искусств им. Валерия Гергиева – ред.), перешел на третий курс фортепианного отделения. После собираюсь поступать в консерваторию на композиторское отделение в Москве или Санкт-Петербурге.– Как у вас проявилась любовь к музыке?– В музыкальную школу родители меня решили отдать, потому что с детства я много пел. А так нельзя сказать, что у нас в семье есть музыканты. Мой папа поет в храме. Раньше пел в храме в Беслане, сейчас в храме в Батако.– Получается, что любили петь, подражая или подпевая папе?– Да (улыбается – ред.).– И все-таки, почему вам нравилось петь? Бывает же, что наступает в жизни самый важный момент, когда все переворачивается в ребенке и он находит свое призвание.– Не знаю. Я пел, ничего не осознавая. Просто получал наслаждение от пения.– А что пели?– Что слышал. Иногда импровизировал.– Вы были рады тому, что вас отдали учиться в музыкальную школу?– Изначально я не очень хотел там учиться - из-за лени. Не хотел тратить время, которое мог потратить на игры.– В какой момент вы поняли, что вам нравится там учиться? Или все-таки это было из-под палки?– После того, как меня туда привели, я уже не сопротивлялся, но и не было такого, что сразу с огромной любовью стал заниматься. Просто постепенно все больше и больше у меня начала проявляться любовь к музыке.– Обычно эта любовь появляется, когда ученик встречает педагога, который умеет найти к нему подход и раскрыть его. У вас были такие примеры в школе?– Мои родители не думали, что с музыкой у меня сложится все серьезно, и особо этой стороной моей жизни не занимались. В школе у меня много педагогов сменилось, поэтому не могу сказать, что в моей жизни был такой человек.– А был такой момент, когда вас "перевернуло" некое музыкальное произведение?– Не было такого, чтобы какое-то произведение оказало непосредственное влияние на мое желание заниматься музыкой, но есть то, которое оставило огромный след во мне, – это второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова. Он, в каком-то смысле, дал мне понять мою любовь к музыке и много чего другого.– То есть, в какой-то момент вы осознали, что умеете чувствовать и понимать музыку?– Я хотел стать музыкантом еще до того, как это понял. Еще в начальных классах хотел сочинять музыку.– Как возникает это желание сочинять музыку? Когда внутри себя начинаешь слышать мелодию?– Не знаю. Видимо, тяга к творчеству вместе с любовью к музыке привела меня к тому, что еще тогда хотел стать композитором.– В школе, я так понимаю, не учат композиторскому искусству.– Нет. И в колледже не учат. Но когда я поступал, то как раз в программу для теоретиков (отделение теории музыки – ред.) добавили в виде факультатива композицию. Но сейчас уже композиция стала обязательной дисциплиной (я так понимаю, только в нашем колледже), и сейчас я учусь у Ацамаза Владимировича (Ацамаз Владимирович Макоев – ред.).– Но вы стали сочинять музыку уже до того, как стали учиться в колледже?– Совсем незадолго до этого. Когда встал вопрос, кем я хочу быть и куда хочу поступать, то сказал, что буду учиться в консерватории на композиторском отделении. И тогда директор бесланской музыкальной школы Татьяна Викторовна Ягода позвонила Ацамазу Владимировичу и попросила меня послушать. Это было летом, перед тем как я поступил в Колледж искусств.– Что вы тогда сыграли?– Произведения из программ по фортепиано, потом пару своих тем, которые сейчас мне уже не нравятся, но Ацамаз Владимирович почему-то высоко их оценил.– На концерте в Доме Вахтангова перед тем, как вы вышли на сцену, Ацамаз Владимирович сказал о вас очень высокие слова. Как вы думаете, это помогает или мешает, вдохновляет или расслабляет? Ведь это деликатный момент в том смысле, что кто-то может возгордиться и это ему помешает расти, а для кого-то наоборот – похвала важна, помогает справиться с сомнениями…– Мне кажется, что учитель должен понимать, что нужно его ученику и в каком он находится состоянии. Допустим, в себе я вижу огромное количество проблем и понимаю, что мне нужно много работать, чтобы их преодолеть.– То есть в вашем случае похвала – это поддержка, и вы не воспринимаете ее в том смысле, что раз похвалили, то можно расслабиться?– Конечно, нет. В принципе, я не считаю, что в творчестве есть стадия, на которой можно прекращать работать.– Расскажите о своих музыкальных предпочтениях.– Я всегда очень любил классику, гораздо больше, чем любой другой жанр. Мне очень нравится Рахманинов и в последнее время Скрябин.– А что в этой музыке откликается в вас?– Во многих произведениях я чувствую близость к моим личным переживаниям.– А как вообще происходит таинство создания музыки?– По-разному. Когда приходит в виде готовой мелодии, когда я нахожусь в определенном состоянии, а может родиться спонтанно, когда импровизирую на фортепиано. То, что я играл на концерте в Доме Вахтангова – это второе произведение из цикла, который вдохновлен картинами Клода Моне и который я сейчас дописываю. Эта музыка рождается благодаря впечатлению от картин, приводящих меня в определенное состояние, и тогда я пытаюсь писать.– Расскажите о том, как проходит ваша творческая жизнь в семье. Вас поддерживают?– Да, поддерживают – сочинение музыки даже больше, чем поддерживали просто мои занятия на фортепиано.– Родители рады, что в эту сторону идете?– Да.– Кто ваш первый слушатель, чье мнение для вас важно?– Ацамаз Владимирович, а дома я пока не привык еще во всеуслышание играть свои произведения.– Ацамаз Владимирович рассказывал, что стал музыкантом благодаря маме, а сам он хотел играть в футбол. Как было в вашем случае? В школу вас привели, а дальше? Нужна же дисциплина, были ли ваши родители в этом смысле строги?– Я толком и не занимался (улыбается – ред). Когда я учился в музыкальной школе, то уделял занятиям очень мало времени. Родители мне говорили, что этого недостаточно, но не более того.– А когда вы стали уже заниматься по-настоящему?– Когда поступил в колледж, то понял, что нужно заниматься. Поначалу было трудно себя заставлять и самоорганизовываться, но постепенно я приучаю себя к этому.– Сложно было поступить в колледж?– Я решил поступить сразу на два отделения – на фортепианное и теоретическое. Перед поступлением были консультации, на которых Вера Петровна Недвигина – величайший педагог, дала понять, чего мне не хватает, и тогда я начал заниматься, и буквально за короткий срок улучшил свои навыки и поступил без проблем. Два курса так и учился – на фортепианном и теоретическом, хотя Вера Петровна была категорически против таких вещей, когда совмещают две дисциплины.– А почему вам было важно учиться и там, и там?– На фортепиано, потому что я люблю играть, а на теоретическом - это поможет мне в композиции.– Какие у вас есть еще увлечения, помимо музыки?– Особо времени нет на что-то иное, но с тех пор, как я поступил в колледж, то полюбил читать. Еще вязать научился (улыбается – ред.)– Что сейчас читаете?– "Прощай, оружие!" Хемингуэя.– Сегодня во всем мире перед нами стоит большая проблема – реальная жизнь отходит на второй план, все погружены в виртуальную. Как у вас с этим дела обстоят?– С тех пор как у меня в пятом классе появился смартфон, то я много времени проводил в Интернете. Хотя я и получил много знаний, но то время, которое потратил, сидя в Интернете, можно было потратить с гораздо большей пользой…– Прекрасно, что вы это осознали. А родители пытались это пресекать?– Родители говорили, что это не очень хорошо. И иногда даже настойчивее, чем про то, что я не занимаюсь музыкой. Но я сам со временем справился с этим.– Поговорим о Беслане, тем более, что вы пишите произведение к этой дате. С каким ощущением вы росли, когда узнали о трагедии, которая произошла в 2004 году, как она на вас повлияла? Или это еще предстоит осознать?– Мне кажется, что я до сих пор не осознаю случившееся в полной мере.– А был день, когда вам об этом рассказали, или вы туда пришли?– Каждое третье число в сентябре в спортзале школе № 1 служится молебен, а так как мой папа – церковный человек, то мы ходили туда каждый раз. И я просто знал, что на этом месте был теракт. А с годами все больше узнавал.– Эта тема личная, но, если можно, задам вопрос: занимает ли вера какое-то место на данном этапе вашего творчества? Может быть, вы чувствуете на себе влияние церковной музыки, пение православного хора?– Не знаю, я не пытался это отслеживать. Но Ацамаз Владимирович говорит, что по моей музыке слышно, что ее написал осетин. Хотя я этого не слышу. Тоже самое может быть и отношение религиозной музыки. Мне сложно понять, есть ли что-то в моей музыке от церковной.– На концерте в Доме Вахтангова выступал еще один ученик Ацамаза Макоева – ученик консерватории Сергей Багаури, как вы оцениваете его музыку?– Я слушал всего пару его произведений, и они мне очень понравились.– Мне кажется, что Ацамаз Владимирович как педагог очень деликатный – пытается в каждом ученике раскрыть его индивидуальность, не навязывая свое видение. Но мы знаем примеры, когда ученик первое время несознательно или сознательно перенимает язык учителя.– Я думаю, что в своем творчестве, скорее всего, что-то и перенимаю у Ацамаза Владимировича, но сам он никогда не навязывает свои идеи.– Концерты в Доме Вахтангова были вашими первыми публичными выступлениями?– Да.– Насколько это было для вас волнительно?– Это было довольно волнительно. Во второй раз я думал, что будет проще (первый концерт Ацамаза Макоева и его учеников в Доме Вахтангова состоялся 24 июня – ред.). В первый раз волнение я не чувствовал до того момента, как вышел на сцену, а второй раз волновался уже полностью весь концерт.– Ваша семья присутствовала?– На первом концерте была только мама, а на втором уже не только мама, но и папа с сестрой.
В арт-кафе Дома Вахтангова во Владикавказе состоялся концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет".
В концерте принял участие также ученик маэстро – юный Ацамаз Адырхаев, которого учитель лестно представил следующими словами: "В Беслане до сих пор был один композитор, а теперь растет второй композитор – учащийся третьего курса Колледжа искусств, мой ученик Ацамаз Адырхаев".
Корреспондент Sputnik Анна Кабисова побывала на концерте и поговорила с юным дарованием о том, как в его жизни появилась музыка, что вдохновляет композитора на создание произведений и как ученики относятся к похвале своих учителей.
– Ацамаз, расскажите о себе. Сколько вам лет?
– Мне 17 лет. Я живу в Беслане, учился там в музыкальной школе, а сейчас учусь во Владикавказе в Колледже искусств (Владикавказский колледж искусств им. Валерия Гергиева – ред.), перешел на третий курс фортепианного отделения. После собираюсь поступать в консерваторию на композиторское отделение в Москве или Санкт-Петербурге.
– Как у вас проявилась любовь к музыке?
– В музыкальную школу родители меня решили отдать, потому что с детства я много пел. А так нельзя сказать, что у нас в семье есть музыканты. Мой папа поет в храме. Раньше пел в храме в Беслане, сейчас в храме в Батако.
– Получается, что любили петь, подражая или подпевая папе?
– Да (улыбается – ред.).
– И все-таки, почему вам нравилось петь? Бывает же, что наступает в жизни самый важный момент, когда все переворачивается в ребенке и он находит свое призвание.
– Не знаю. Я пел, ничего не осознавая. Просто получал наслаждение от пения.
– А что пели?
– Что слышал. Иногда импровизировал.
– Вы были рады тому, что вас отдали учиться в музыкальную школу?
– Изначально я не очень хотел там учиться - из-за лени. Не хотел тратить время, которое мог потратить на игры.
– В какой момент вы поняли, что вам нравится там учиться? Или все-таки это было из-под палки?
– После того, как меня туда привели, я уже не сопротивлялся, но и не было такого, что сразу с огромной любовью стал заниматься. Просто постепенно все больше и больше у меня начала проявляться любовь к музыке.
Концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет"
– Обычно эта любовь появляется, когда ученик встречает педагога, который умеет найти к нему подход и раскрыть его. У вас были такие примеры в школе?
– Мои родители не думали, что с музыкой у меня сложится все серьезно, и особо этой стороной моей жизни не занимались. В школе у меня много педагогов сменилось, поэтому не могу сказать, что в моей жизни был такой человек.
– А был такой момент, когда вас "перевернуло" некое музыкальное произведение?
– Не было такого, чтобы какое-то произведение оказало непосредственное влияние на мое желание заниматься музыкой, но есть то, которое оставило огромный след во мне, – это второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова. Он, в каком-то смысле, дал мне понять мою любовь к музыке и много чего другого.
– То есть, в какой-то момент вы осознали, что умеете чувствовать и понимать музыку?
– Я хотел стать музыкантом еще до того, как это понял. Еще в начальных классах хотел сочинять музыку.
– Как возникает это желание сочинять музыку? Когда внутри себя начинаешь слышать мелодию?
– Не знаю. Видимо, тяга к творчеству вместе с любовью к музыке привела меня к тому, что еще тогда хотел стать композитором.
– В школе, я так понимаю, не учат композиторскому искусству.
– Нет. И в колледже не учат. Но когда я поступал, то как раз в программу для теоретиков (отделение теории музыки – ред.) добавили в виде факультатива композицию. Но сейчас уже композиция стала обязательной дисциплиной (я так понимаю, только в нашем колледже), и сейчас я учусь у Ацамаза Владимировича (Ацамаз Владимирович Макоев – ред.).
Концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет"
– Но вы стали сочинять музыку уже до того, как стали учиться в колледже?
– Совсем незадолго до этого. Когда встал вопрос, кем я хочу быть и куда хочу поступать, то сказал, что буду учиться в консерватории на композиторском отделении. И тогда директор бесланской музыкальной школы Татьяна Викторовна Ягода позвонила Ацамазу Владимировичу и попросила меня послушать. Это было летом, перед тем как я поступил в Колледж искусств.
– Что вы тогда сыграли?
– Произведения из программ по фортепиано, потом пару своих тем, которые сейчас мне уже не нравятся, но Ацамаз Владимирович почему-то высоко их оценил.
– На концерте в Доме Вахтангова перед тем, как вы вышли на сцену, Ацамаз Владимирович сказал о вас очень высокие слова. Как вы думаете, это помогает или мешает, вдохновляет или расслабляет? Ведь это деликатный момент в том смысле, что кто-то может возгордиться и это ему помешает расти, а для кого-то наоборот – похвала важна, помогает справиться с сомнениями…
– Мне кажется, что учитель должен понимать, что нужно его ученику и в каком он находится состоянии. Допустим, в себе я вижу огромное количество проблем и понимаю, что мне нужно много работать, чтобы их преодолеть.
– То есть в вашем случае похвала – это поддержка, и вы не воспринимаете ее в том смысле, что раз похвалили, то можно расслабиться?
– Конечно, нет. В принципе, я не считаю, что в творчестве есть стадия, на которой можно прекращать работать.
– Я всегда очень любил классику, гораздо больше, чем любой другой жанр. Мне очень нравится Рахманинов и в последнее время Скрябин.
– А что в этой музыке откликается в вас?
– Во многих произведениях я чувствую близость к моим личным переживаниям.
– А как вообще происходит таинство создания музыки?
– По-разному. Когда приходит в виде готовой мелодии, когда я нахожусь в определенном состоянии, а может родиться спонтанно, когда импровизирую на фортепиано. То, что я играл на концерте в Доме Вахтангова – это второе произведение из цикла, который вдохновлен картинами Клода Моне и который я сейчас дописываю. Эта музыка рождается благодаря впечатлению от картин, приводящих меня в определенное состояние, и тогда я пытаюсь писать.
– Расскажите о том, как проходит ваша творческая жизнь в семье. Вас поддерживают?
– Да, поддерживают – сочинение музыки даже больше, чем поддерживали просто мои занятия на фортепиано.
– Родители рады, что в эту сторону идете?
– Да.
– Кто ваш первый слушатель, чье мнение для вас важно?
– Ацамаз Владимирович, а дома я пока не привык еще во всеуслышание играть свои произведения.
Концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет"
– Ацамаз Владимирович рассказывал, что стал музыкантом благодаря маме, а сам он хотел играть в футбол. Как было в вашем случае? В школу вас привели, а дальше? Нужна же дисциплина, были ли ваши родители в этом смысле строги?
– Я толком и не занимался (улыбается – ред). Когда я учился в музыкальной школе, то уделял занятиям очень мало времени. Родители мне говорили, что этого недостаточно, но не более того.
– А когда вы стали уже заниматься по-настоящему?
– Когда поступил в колледж, то понял, что нужно заниматься. Поначалу было трудно себя заставлять и самоорганизовываться, но постепенно я приучаю себя к этому.
– Сложно было поступить в колледж?
– Я решил поступить сразу на два отделения – на фортепианное и теоретическое. Перед поступлением были консультации, на которых Вера Петровна Недвигина – величайший педагог, дала понять, чего мне не хватает, и тогда я начал заниматься, и буквально за короткий срок улучшил свои навыки и поступил без проблем. Два курса так и учился – на фортепианном и теоретическом, хотя Вера Петровна была категорически против таких вещей, когда совмещают две дисциплины.
– А почему вам было важно учиться и там, и там?
– На фортепиано, потому что я люблю играть, а на теоретическом - это поможет мне в композиции.
– Какие у вас есть еще увлечения, помимо музыки?
– Особо времени нет на что-то иное, но с тех пор, как я поступил в колледж, то полюбил читать. Еще вязать научился (улыбается – ред.)
– Что сейчас читаете?
– "Прощай, оружие!" Хемингуэя.
– Сегодня во всем мире перед нами стоит большая проблема – реальная жизнь отходит на второй план, все погружены в виртуальную. Как у вас с этим дела обстоят?
– С тех пор как у меня в пятом классе появился смартфон, то я много времени проводил в Интернете. Хотя я и получил много знаний, но то время, которое потратил, сидя в Интернете, можно было потратить с гораздо большей пользой…
Концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет"
– Прекрасно, что вы это осознали. А родители пытались это пресекать?
– Родители говорили, что это не очень хорошо. И иногда даже настойчивее, чем про то, что я не занимаюсь музыкой. Но я сам со временем справился с этим.
– Поговорим о Беслане, тем более, что вы пишите произведение к этой дате. С каким ощущением вы росли, когда узнали о трагедии, которая произошла в 2004 году, как она на вас повлияла? Или это еще предстоит осознать?
– Мне кажется, что я до сих пор не осознаю случившееся в полной мере.
– А был день, когда вам об этом рассказали, или вы туда пришли?
– Каждое третье число в сентябре в спортзале школе № 1 служится молебен, а так как мой папа – церковный человек, то мы ходили туда каждый раз. И я просто знал, что на этом месте был теракт. А с годами все больше узнавал.
– Эта тема личная, но, если можно, задам вопрос: занимает ли вера какое-то место на данном этапе вашего творчества? Может быть, вы чувствуете на себе влияние церковной музыки, пение православного хора?
– Не знаю, я не пытался это отслеживать. Но Ацамаз Владимирович говорит, что по моей музыке слышно, что ее написал осетин. Хотя я этого не слышу. Тоже самое может быть и отношение религиозной музыки. Мне сложно понять, есть ли что-то в моей музыке от церковной.
Концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет"
Концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет"
Концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет"
Концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет"
Концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет"
Концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет"
Концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет"
Концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет"
Концерт пианиста, композитора, художественного руководителя и директора Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаза Макоева "Мимолетности разных лет"
– На концерте в Доме Вахтангова выступал еще один ученик Ацамаза Макоева – ученик консерватории Сергей Багаури, как вы оцениваете его музыку?
– Я слушал всего пару его произведений, и они мне очень понравились.
– Мне кажется, что Ацамаз Владимирович как педагог очень деликатный – пытается в каждом ученике раскрыть его индивидуальность, не навязывая свое видение. Но мы знаем примеры, когда ученик первое время несознательно или сознательно перенимает язык учителя.
– Я думаю, что в своем творчестве, скорее всего, что-то и перенимаю у Ацамаза Владимировича, но сам он никогда не навязывает свои идеи.
– Концерты в Доме Вахтангова были вашими первыми публичными выступлениями?
– Да.
– Насколько это было для вас волнительно?
– Это было довольно волнительно. Во второй раз я думал, что будет проще (первый концерт Ацамаза Макоева и его учеников в Доме Вахтангова состоялся 24 июня – ред.). В первый раз волнение я не чувствовал до того момента, как вышел на сцену, а второй раз волновался уже полностью весь концерт.
– Ваша семья присутствовала?
– На первом концерте была только мама, а на втором уже не только мама, но и папа с сестрой.