Очень специфическая должность: госсоветник президента РЮО рассказал о нюансах своей работы

© Sputnik / Аслан ТедеевЗдание администрации президента Южной Осетии Дом Правительства
Здание администрации президента Южной Осетии Дом Правительства - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.07.2023
Подписаться
Каждый президент Южной Осетии после прихода к власти назначает новых государственных советников по тем или иным направлениям. Эта должность появилась в республике практически одновременно с переходом государства от парламентской к президентской форме правления. Одним из первых еще в 1990-х годах государственным советником президента был назначен Константин Кочиев. Он рассказал Sputnik, как был учрежден этот пост, какими полномочиями обладали эти должностные лица и какие направления курируют сейчас.
Диана Козаева, Sputnik
– Институт государственных советников появился в Южной Осетии вскоре после учреждения института президентства. То есть, где-то с 1996 года. Само собой, что главе государства требуются должностные лица, обеспечивающие тот огромный объем сфер ведения, которыми занимается президент. Требуется экспертная работа, организационная, обеспечение функционирования различных советов, комиссий, контроль за исполнением, координация работы профильных министерств и ведомств. Это вот все, собственно, и должен делать кто-то рядом с президентом. Это госсоветники. Поэтому эта должность и была создана.
– Константин Карленович, приходилось слышать, что эту должность придумали вы, действительно ли это так?
– Насчет этого предположения в отношении авторства этой должности вынужден вас разочаровать - она мне не принадлежит.
© Sputnik Константин Кочиев
Константин Кочиев о перегруженности символами герба Цхинвала - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.07.2023
Константин Кочиев. Архивное фото
– Есть ли такая должность в других странах? Или это особенность нашего государственного управления?
– Южная Осетия опиралась на опыт государственного строительства России и Северной Осетии в составе РФ. В России на тот момент, да и в Северной Осетии на то время была уже такая должность. Она уже давно была апробирована. Все понимали, какой функционал требуется в этой должности, чем будет заниматься госсоветник. Поэтому, собственно, по той же модели и у нас создавалась должность госсоветника.
В настоящее время в России этой должности соответствует позиция помощника президента. А у нас сохранилось прежнее название. У нас как был госсоветник, так он и остается, хотя какое-то время, немногим больше полугода, в Южной Осетии тоже было название "помощник президента" в отношении госсоветников, потом вернулись к прежнему названию. А так функционал и полномочия практически идентичны тем, которые есть у помощников президента Российской Федерации. Ну, конечно, другие масштабы. Это понятно.
– Какие полномочия изначально были у госсоветников?
– Хороший вопрос. Полномочия, конечно, определяются, прежде всего, президентом. Но если говорить чисто формально, с правовой точки зрения, то госсоветник уполномочен информировать президента об основных процессах и событиях в жизни республики, о процессах в международных отношениях, готовить указы, проекты указов и распоряжений президента, проекты законов, которые вносятся президентом в парламент, давать заключения по документам, проектам законов и нормативно-правовым актам, готовить предложения, рекомендации по разным вопросам внешней и внутренней политики.
По поручению президента также координировалась деятельность различных органов исполнительной власти, правительства и так далее. Само собой, готовились рекомендации и предложения по подбору и расстановке кадров, госсоветник мог инициировать проверки различных учреждений исполнительной власти по вопросу исполнения указов президента, поручений президента и так далее. Вот что было изначально заложено.
Здание администрации президента Южной Осетии Дом Правительства - Sputnik Южная Осетия, 1920, 17.07.2023
Госсоветником президента Южной Осетии назначена Зарина Тибилова
– Кто был первым советником президента Южной Осетии и какие вопросы он регулировал?
– Насколько я помню, фактически сразу после вступления в должность Людвига Алексеевича Чибирова, первого президента Южной Осетии, он назначил своим указом госсоветником президента Пухаеву Фатиму Петровну. Это было в декабре 1996 года. И уже вслед за ней практически в тот же день госсоветником был назначен Багияев Сослан Заурбегович. Он занимался экономическим блоком, а Фатима Петровна социальным - образование, культура, все, что касается госстроительства, было в ее ведении. Примерно через месяц я тоже был назначен на должность госсоветника, и занимался тем, что касается внешней политики.
– Сколько госсоветников у главы государства в настоящее время и по каким направлениям?
– Советников сейчас, если не ошибаюсь, семь человек, но их количество определяет президент. Никаких ограничений здесь нет, их количество нигде не прописано, если нужен советник по какому-то направлению, то глава государства назначает человека на эту позицию.
Направления могут меняться в зависимости от поручений президента, и они охватывают, в принципе, все возможные сферы деятельности. Мне проще говорить о себе. Я занимаюсь координацией в сфере внешней политики, веду работу нескольких комиссий, делегацию в Женевских дискуссиях.
У других госсоветников есть свои направления и поручения, о которых мы можем не знать. Потому что каждый взаимодействует с президентом самостоятельно.
– Насколько обширны полномочия этих чиновников в настоящее время?
– Вы знаете, мне слово "чиновник" очень не нравится. Это пришло из царской России и на протяжении очень долгого времени в советское время чиновниками называли тех госслужащих, которые отличаются всеми нехорошими качествами. Жуликоватые, прохиндеи, которые занимаются только своим благом, а не благом государства. Я предпочитаю название госслужащий, должностное лицо. Если говорить в категориях царского времени, то госсоветник – это, скорее, не чиновник, а сановник, потому что имеет прямой доступ к первому лицу.
Эрик Пухаев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 29.06.2023
Президент Южной Осетии освободил от должности своего советника
Но если говорить о полномочиях, то госсоветники могут обращаться за информацией к министрам, другим руководителям ведомств, органов исполнительной власти, с ними взаимодействовать, могут коммуницировать с сотрудниками администрации президента, давать им поручения, получать от них информацию. Они могут готовить предложения по основам внешней и внутренней политики республики, предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы страны, готовить для президента всевозможные справочные материалы, какие-то тезисы для его выступлений, работают над посланием президента к парламенту и народу, принимают участие в подготовке президентских визитов в другие государства, участвуют в различных комиссиях и рабочих группах, ведут переговоры, выполняют другие поручения главы государства.
– Как оценивается эффективность такого госслужащего и как выглядит распорядок дня государственного советника?
– Оценивать эффективность – это, скорее, прерогатива президента. Конечно, оценка во-многом может быть и субъективной, потому что, когда нет каких-то количественных показателей, по которым можно судить о том, сколько там мешков, тонн зерна или угля нарубил сотрудник, невозможно понять, насколько полезна его деятельность. Но иногда и одно слово или какая-то мысль могут быть очень важными. Одно письмо может решить очень важные вопросы, поэтому какие-то количественные параметры здесь абсолютно неприемлемы и ничего не показывают. Но президент, наверное, всегда сам понимает и чувствует, что тот или иной сотрудник администрации, советник, помощник ему полезен или нет. Если поручения выполняются качественно, если нет никаких нареканий в отношении работы, то, наверное, это означает, что работа идет эффективно.
– А как строится распорядок дня государственного советника?
– Дело в том, что госсоветник президента – это очень специфическая должность, которая предполагает занятие очень разными задачами. Именно в зависимости от того, какие задачи на данный период стоят перед госсоветником президента, определяется и его распорядок дня. Это же не человек, который с утра до вечера стоит у станка и выпиливает одну и ту же детальку. На самом деле это очень разнообразная деятельность. Но если говорить о рутинном дне, то он начинается с ознакомления с содержанием новостных лент нескольких информационных агентств, а дальше уже работа с документами, прием посетителей, участие в различных заседаниях, ответы на какие-то вопросы по телефону и так далее.
Пограничная зона - Sputnik Южная Осетия, 1920, 13.07.2023
Госсоветник президента назвал ключевые для Южной Осетии вопросы на Женевских дискуссиях
– Константин Карленович, у нас в целом общество очень вовлечено в политику, и можно невольно стать свидетелем различных дискуссий. Люди, бывает, спрашивают: кто все-таки выше – госсоветник президента или глава того или иного министерства? Возникали ли в Южной Осетии такие ситуации, когда госсоветники пытались выступать в качестве руководителей государства или вмешиваться в оперативную деятельность органов госвласти и управления?
– В принципе, координировать деятельность министерств или ведомств по поручению президента госсоветники могут. Я же говорил, что полномочия госсоветника определяются практически самим президентом, по поручению, которое дано главой государства. О том, чей статус выше - это как в детских дискуссиях о том, кто сильнее - лев или тигр. Это не совсем уместный вопрос, потому что это абсолютно разный функционал. Если говорить в сравнении с Российской Федерацией, есть такая категория, как протокольное старшинство, которое в РФ предполагает, что помощник президента выше по старшинству, чем министр. Но в реальной жизни не это главное, это ничего не решает. Здесь важно, чем занимается данный советник или помощник, какие поручения даны президентом. Если президент дал поручение, которое требует больших компетенций или полномочий, то, конечно, они будут учитываться.
Лента новостей
0