Кофе и стритфуд: новый тренд на цхинвальских улицах

© Sputnik / Наталья АйриянКофе-машина
Кофе-машина - Sputnik Южная Осетия, 1920, 11.07.2023
Подписаться
Привычной частью повседневной жизни почти всех цхинвальцев всегда был кофе: пили его с удовольствием, заваривали тщательно, собирались с друзьями выпить чашечку, поделиться новостями. Такой это напиток. Его сложно пить просто так, между делом, он требует ритуала - или употребления, или приготовления. Поэтому изначально к появлению уличных кофейных аппаратов, а затем и мобильных кофейных машин в Южной Осетии относились с подозрением: мол, не наша это культура со стаканчиками по городу ходить; лучше, да и уютней посидеть дома с близкими, поговорить по душам. Казалось, что такое "потребительское" отношение к кофепитию разрушит ритуал, не оставит традиции. Однако получилось наоборот.

Разнообразие и конкуренция

Пионерский парк - локация сама по себе популярная, его часто называют "излюбленным местом отдыха цхинвальцев". Поэтому и кофеен здесь больше, чем во всех остальных частях города вместе взятых. При этом у каждого баристы своя клиентура, свои постоянные покупатели и, конечно, своя атмосфера.
Машина на "Сан-Бабило" - это кофейня "Алания кофе", первая из подобных в городе. Ее нынешний владелец Вадим Качлаев два года работал в заведении, обучаясь всем тонкостям ремесла баристы, и лишь потом приобрел машину у прежнего хозяина. За несколько лет существования "Алания кофе", расположенный в самом центре Цхинвала у входа в Пионерский парк, без преувеличения стал одним из любимых мест жителей города.

"Мне нравится кофейня на Хетагурова. Мы с подругами выходим гулять по вечерам, с той стороны бывает тихо, берем там по стаканчику кофе и гуляем по улице из конца в конец, спокойно общаемся", - говорит жительница Цхинвала Залина.

А вот Сармату, например, больше нравится брать кофе на парковке у театра - так он привык:
"Когда-то взял там стаканчик по пути на работу, так и остался с ними".
© Sputnik / Наталья АйриянКофейня в центре Цхинвала
Кофейня в центре Цхинвала - Sputnik Южная Осетия, 1920, 27.06.2023
Кофейня в центре Цхинвала
Конкуренция - положительный фактор для любого бизнеса: чем ее больше, тем, как правило, лучше качество самого продукта. Во многом это касается и подхода самих владельцев кофеен. Надежней, конечно, повторять за успешными конкурентами, но, к счастью, это интересно не всем владельцам кофейного бизнеса. Хоть и медленно, но растет разнообразие и качество.
Но и подход к работе тоже играет свою роль. Позавидовав успешным заведениям, многие спешат открыть свой бизнес, не разобравшись в тонкостях профессии и сложностях ведения бизнеса. В итоге, проработав сезон-другой, точка закрывается.

Кофейные привычки цхинвальцев

Цхинвальцы не любят пробовать новое, отмечают и владельцы кофеен, и сами жители города.

"Бывает, приходит человек к нам впервые или в любую другую кофейню, пробует что-то наугад. У нас десятки разных видов кофе, а человек попробовал один, ему не понравилось и все, он теперь считает, что у нас вообще весь кофе плохо делают, и попробовать другие напитки не возвращается," - говорит Вадим Качлаев.

И наоборот, привыкнув к одному кофе, сохраняют верность кофейне и не желают пробовать напитки в других местах, а иногда - даже другого баристы в одной и той же кофейне. Для таких клиентов любимое заведение, будь то кофе или, скажем, пекарня, становится своего рода "маячком" на городских улицах, меняет восприятие всего района.
© Sputnik / Наталья АйриянКофе-машина
Кофе-машина - Sputnik Южная Осетия, 1920, 27.06.2023
Кофе-машина
"А иногда покупатель вообще разницы не замечает. Я пять лет на одном и том же кофе работаю, он у меня кисленький, я такой люблю. Бывало, брал на пробу разный кофе - менял зерна и обжарку. Пока клиенту не скажешь, что кофе другой или молоко другое, они не замечают", - рассказывает Качлаев.

Не только кофе, но и стритфуд

Помимо мобильных кофеен, в городе стоят и несколько фудтраков, где можно взять и что-нибудь съестное, например, огромные красивые вафли с разнообразной начинкой или классические хот-доги с кетчупом и горчицей. Уличный кофе, как и стритфуд в целом, в Цхинвале пока культура относительно новая, потому и нерешенных пока еще проблем до сих пор много.
Одно из заведений, которое работает в собственном помещении, - Waffle House на перекрестке улиц Октябрьская и Исака. Открывшаяся в начале года новая точка на карте Цхинвала сразу стала популярна, привлекая посетителей совершенно новым для города меню.

"Эти вафли не просто так называются гонконгскими, их впервые начали именно там готовить. Я пробовал их в Москве, какое-то время они и во Владикавказе популярны были. Поискали оборудование в Интернете, сравнили варианты меню... Я какое-то время проработал в кафе специально, чтобы понять систему, познакомиться с компьютерными программами. Построили один вагон, сами, с нуля, с посадочными местами внутри, но он оказался слишком большим, и разрешение на установку нам не дали. Пришлось строить новый. И еще полтора месяца мы сами в нем обучались, готовили для себя, и только потом открылись", - говорит Николай Джигкаев, владелец заведения.

Что мешает развитию стритфуда в Цхинвале?

Возможно это и отсутствие самой культуры питания на улице. Не многие горожане готовы есть на ходу, предпочитая перекусить в кафе или столовой. К чашечке кофе в руках это не относится. К этому в Цхинвале уже привыкли, а молодежь и вовсе считает модным.
Еще одна проблема, мешающая развитию сферы "общепита" в целом, - аренда помещений для тех, у кого нет возможности или стремления купить мобильную кофейню или фудтрак. Многие арендодатели завышают цены и редко идут навстречу новому бизнесу, не смягчая условия на первых этапах, чтобы человек мог "чуть-чуть раскрутиться".
© Sputnik / Наталья АйриянКофейня в центре Цхинвала
Кофейня в центре Цхинвала - Sputnik Южная Осетия, 1920, 27.06.2023
Кофейня в центре Цхинвала
Трудно найти помещения, которые построены правильно: где имеется подсобное помещение, где есть второй вход, чтобы продукты заносились не через гостей, где можно молоко хранить, где вода выведена не только в санузлы, но и в сам зал. Когда строишь коммерческое помещение, нужно продумывать такие вещи.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются все без исключения владельцы и кофеен, и "съедобных" заведений, - поиск работников, "хотя бы с каким-нибудь опытом, чтобы не приходилось учить с нуля". В основном в подобных заведениях работают студенты и школьники, которым в силу объективных причин сложно составить постоянный график работы.
И, конечно, сложности доставки продуктов и расходников в республику играют свою весомую роль.

"В последние месяцы все подорожало - и мясо, и мороженое, и стаканчики одноразовые... Смесь, из которых готовятся наши вафли, специальная, ее делают в Петербурге, и мы заказываем оттуда или от дистрибьюторов в Краснодаре. Доставка до Владикавказа, доставка сюда, да еще при нынешних проблемах на таможне... Все сказывается на стоимости. Так что остальное - мясо, фрукты, овощи - мы по возможности берем здесь, особого смысла возить с севера нет," - говорит Джигкаев.

Одним словом, бизнес в сфере стритфуда - тяжелый труд, хоть и кажется чем-то простым и веселым. Расходов в нем множество, тонкостей еще больше, и, не доглядев за одной, казалось бы, мелочью, можно навсегда отвернуть от себя клиента и даже потерять все заведение. Однако и "отдача" в этой работе велика - для владельца, помимо финансовой стороны вопроса, это осознание того, что заведение радует жителей города, это новые друзья и в целом создание комфортной среды. Для посетителей же такие кофейни, лавки становятся уютным пространством, доброй приятной привычкой, местом для спокойного отдыха и общения. А казалось бы - бумажный стаканчик кофе на улице!
Лента новостей
0