Пить или не пить: о крепких напитках в святых местах
18:11 24.05.2023 (обновлено: 13:51 30.11.2023)
© Sputnik / Анна КабисоваСимд в Роще Хетага
© Sputnik / Анна Кабисова
Подписаться
Святых мест в Осетии, как на Юге, так и на Севере, великое множество. Уважительное, трепетное отношение к ним — один из столпов осетинской культуры. Правила посещения святилищ регламентированы практически посекундно, пошагово; им учат с детства, объясняя, с какой стороны подниматься к святому месту, какими словами молиться и как одеваться.
Тем не менее в последние годы все чаще звучат разговоры о неправильном поведении молящихся, пришедших к тому или иному месту. Чаще всего говорят о горах мусора вокруг святилищ, но при этом признают, что корень проблемы – в чрезмерном употреблении спиртного во время застолья. Причин тому множество – наверно, в первую очередь, это потеря понимания, незнание смысла молитвы и посещения святилища.
Так или иначе, проблема пьянства в святых местах в последнее время достигла колоссальных масштабов. Нередки случаи драк, начавшихся в разгар застолья, и страшных ДТП, когда опьяненные водители, не зная тормозов, мчат по трассе в сторону дома. Это не говоря об осквернении самих святилищ и завалах пластика, бутылок и пакетов, которые "молящиеся" оставляют после себя.
© Sputnik / Наталья АйриянДжеры Дзуар
Джеры Дзуар
© Sputnik / Наталья Айриян
В начале недели инициативная группа в Северной Осетии обратилась к властям республики с просьбой законодательно запретить употребление алкоголя в священных местах. Открытое обращение активисты направили на имя главы республики Сергея Меняйло. Инициатива получила широкое одобрение среди населения, однако практические аспекты внедрения таких мер вызывают сомнение.
"Я думаю, внутрь святилища если запрещают проносить напитки, все равно потом за пределами садятся и выпивают немалое количество. Не знаю, насколько это остановит людей," — говорит этнограф, кандидат исторических наук Аза Кокоева.
Кокоева подчеркивает, что раньше люди приходили в святилища в критических ситуациях, в исключительных случаях, когда необходима была помощь высших сил. И ритуал посещения святилища, обращения к его покровителям был сакральным. Сегодня изменился сам подход к посещению святилищ – часто ездят просто потому, что идут дни почитания какого-то небожителя или дзуара, или просто хорошая погода... Иными словами, поездка к святому месту порой становится поводом к тому, чтобы устроить хорошее застолье.
"Нужно как-то объяснить населению, что святилище – это не развлекательное место. Иногда "посетители" даже не знают, какой именно дзуары бон они отмечают, но охотно собирают деньги и устраивают застолье," — рассказывает Кокоева.
© Sputnik / Виталий РаднаевГомарты Дзуар
Гомарты Дзуар
© Sputnik / Виталий Раднаев
При этом следует понимать, подчеркивает кандидат исторических наук, этнограф, журналист Роберт Кулумбегов, что выпивка при молитве всегда была частью ритуала.
"Однако тут следует отделять выпивку внутри самого святилища и выпивку вообще на праздничном застолье", – объясняет он, отмечая, что основное пиршество устраивалось дома, а в само святилище, где произносилась молитва, несли самые почетные части ритуальной пищи и немного домашнего пива – которое, следует признать, в прежние времена было заметно крепче современного варианта. Затем жители возвращались в деревню, где уже садились за праздничный стол.
Водку, вино и другие крепкие напитки внутрь святилищ стали приносить уже в советский период, когда в силу идеологических причин посещение святилищ потеряло сакральный смысл, объясняет этнограф.
"Говоря о запрете: ввести его можно, но как его будут реализовывать? Будет стоять сотрудник внутренних органов, который будет проверять подношения на наличие спиртного? А если на бутылке написано одно, а внутри арака – это тоже будут проверять? Можно до абсурда довести ситуацию таким образом", — говорит Кулумбегов.
© Sputnik / Наталья АйриянФамильный праздник в селе Борджнис
Фамильный праздник в селе Борджнис
© Sputnik / Наталья Айриян
С точки зрения этнографа, самый действенный способ исправить положение – личный пример и правильная пропаганда.
"Это показывает юго-осетинская действительность. Долгие годы у нас приходили в святилище с водкой, но сейчас это уже исключение. Сегодня уже люди идут в святилища с пивом – легким напитком, который больше напоминает квас, чем традиционное пиво", объясняет Кулумбегов.
А что касается законодательного запрета на крепкие спиртные напитки, считает Кулумбегов, с юридической точки зрения его очень сложно оформить. Кроме того, опыт прошлых лет показывает, что "сухой закон" еще ни разу не заработал в полную силу, люди всегда находили возможность избегать запрет.
"Тот, кто захочет, всегда пронесет алкогольный напиток в святое место. Тут нужна больше пропаганда, убеждение, нежели принуждение", — утверждает ученый.