https://sputnik-ossetia.ru/20230427/razvody-na-kavkaze-statistika-protiv-traditsiy-22857281.html
Разводы на Кавказе: статистика против традиций
Разводы на Кавказе: статистика против традиций
Sputnik Южная Осетия
Дела семейные на Кавказе всегда были одновременно глубоко личными и широко общественными: с одной стороны, в происходящее внутри семьи никто не вмешивается, с... 27.04.2023, Sputnik Южная Осетия
2023-04-27T16:13+0300
2023-04-27T16:13+0300
2023-11-30T13:40+0300
кавказ
новости
традиции
осетинские традиции
северная осетия
южная осетия
чечня
свадьба
ингушетия
дагестан
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/934/51/9345185_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_3071018c19751883206b5c18de5d328a.jpg
Дела семейные на Кавказе всегда были одновременно глубоко личными и широко общественными: с одной стороны, в происходящее внутри семьи никто не вмешивается, с другой – само создание семьи, ее расширение и возможный распад или сохранение брака являются едва ли не общественными проектами. Особенно это касается более традиционных обществ восточной части Кавказа, в частности, Дагестана, Ингушетии и Чечни. Однако и в других республиках родственники и старейшины играют немалую роль в создании семейства: часто они знакомят молодых, подталкивают к свадьбе, договариваются с родными другой стороны и пытаются сохранить брак, не допуская развода.Кроме того, вопросы семьи на Кавказе регулируют и религия, и традиции – законы шариата, адаты, осетинский æгъдау. Одним словом, брак – дело, во многих случаях не личное, и включает в себя гораздо больше народу, чем два главных персонажа этого действа.В традиционном кавказском обществе создание семьи – не просто союз двух человек, но фактический переход девушки в семью мужа (в лучших, но более редких случаях – объединение двух семей). Поэтому развод исторически считался крайне неприятной и нежелательной процедурой. Со стороны мужа – потому что мог символизировать его несостоятельность как защитника семьи, а со стороны жены – представлял собой отказ от женщины как от неугодной, и потому был оскорбителен для нее и ее родственников.Причем касается это как мусульманских республик Кавказа, так и Осетии. При этом, несмотря на реальные причины развода, виновной в нем всегда оказывалась женщина. Разведенной сложно бывало устроить свою жизнь в обществе, тем более выйти замуж повторно. Например, в Дигорском ущелье Северной Осетии сохранилась народная песня со строчками: "Зачем женатому на разведенной ходить на похороны, когда у него в доме каждый день траур".И даже в относительно недавнем прошлом стремление сохранить семью считалось одной из задач общества, а развод приравнивался к позору. Например, в середине прошлого века в Осетии супруги, решившие развестись, обязаны были сообщить об этом всей области, дав сообщение в газету. Такое общественное давление и страх осуждения и позора должны были стать дополнительным стимулом остаться вместе.Такие примеры, как и редкость развода в традиционном обществе в целом, говорят о стремлении сохранить семью любыми методами. Причем попытки добиться этого часто предпринимаются уже не самими супругами, а их окружением, старейшинами общества, родителями, родственниками. Этот подход к семейной жизни присутствует и в наши дни. При этом сама процедура развода, например, в мусульманских сообществах, была и остается предельно проста: мужу достаточно трижды при свидетелях сказать, что он разводится с женой (волшебная фраза звучит "талак") и муфтият "дает развод". Причины могут быть разные: если жена вызывает у супруга неприязнь или отвращение, или наоборот, муж неприятен супруге, если имеются или могут с большой вероятностью возникнуть серьезные разногласия или насилие... Кстати, женщина, вопреки ожиданиям, имеет полное право потребовать развода по целому ряду причин, и отказать ей официально никто не может.Несмотря на кажущуюся простоту процедуры, на деле уже после первого "талака" часто подключаются муллы, родители и старейшины, стараясь сделать все, чтобы дело не дошло до полного расторжения брака. Даже в самой традиции такого развода заложена "страховка" – в течение трех месяцев после развода женщина может вернуться к мужу. Лишь по истечении этого срока, когда становится ясно, что семью не восстановить, а также, что женщина не беременна от бывшего супруга, развод считается окончательным, и женщина имеет право повторно выходить замуж.Но тут есть нюанс – описанный выше развод, "талак", означает лишь, что расторгнут никях – мусульманский брак, заключенный по религиозным традициям. В мусульманских республиках Кавказа никях обязателен для начала семейной жизни, а вот штамп в паспорте ставят далеко не все. Некоторые откладывают процедуру официальной регистрации брака, а потом забывают о ней вовсе. Другие отправляются в ЗАГС лишь после рождения детей. В Осетии, как Северной, так и Южной, тоже чаще предпочитают сыграть традиционную свадьбу, а потом уже, если захочется, можно и официальным оформлением брака заняться.Обратная ситуация тоже часто встречается – когда на бумаге брак бывает расторгнут, но супруги продолжают жить вместе. Такое часто делается для получения выплат или иных льгот и преференций от государства, и, конечно, искажает статистику. Поэтому при анализе ситуации следует учитывать наличие таких "номинальных" разводов. При этом, разумеется, нет возможности проверять, действительно ли супруги разошлись, что сильно усложняет понимание общей картины.При всем вышесказанном растущая статистика разводов на Кавказе, особенно в Дагестане, Ингушетии и Чечне – традиционно более "религиозных" республиках – представляется удивительной. За последние годы количество официально зарегистрированных расторжений брака стабильно растет: например, согласно данным Росстата, коэффициент разводов в Дагестане вырос с 1,6 в 2020 году до 2,9 в 2021-м. В Ингушетии темпы роста количества разводов даже выше: 1,0 в 2020-м против 3,2 в 2021 году. Растут разводы и в других республиках Кавказа: 3,0 против 4,9 в Карачаево-Черкесской Республике, 2,6 против 3,5 в Кабардино-Балкарии... В Северной Осетии изменения примерно такие же: 2,5 в 2020 году и 4,1 в 2021-м.При этом цифры за предыдущие годы не показывают таких изменений: с 2005-го по 2020 годы количество разводов на Кавказе оставалось практически неизменным. Такая же картина наблюдается и в Южной Осетии: с 2017-го по 2020 годы число разводов, как и число браков, составляло примерно одинаковую цифру: около полутора сотен браков против примерно 50-60 разводов в год. В 2021 году разводов стало вдвое больше (105) и еще 101 расторжение брака было зарегистрировано в 2022-м.Причины такой динамики называются разные: не в последнюю очередь упоминается режим самоизоляции, "раскрутивший" существовавшие в семьях проблемы до степени, когда продолжать жить вместе становится невозможно. Однако часто говорят и об уровне жизни, безработице, пьянстве одного из супругов или просто несовместимости характеров. И, конечно, нельзя отрицать более простое отношение к разводам в обществе в целом: в отличие от наших далеких предков, современные пары не видят смысла сохранять семью любой ценой.Но, несмотря на все представленные многочисленными органами цифры, следует учитывать приведенную выше оговорку: официальная статистика включает лишь данные по бракам, зарегистрированным в органах ЗАГС. Учитывая, что некоторые браки заключаются без участия государства в принципе, а некоторые сохраняются и после оформления развода, можно только догадываться о том, как на самом деле обстоит ситуация.
https://sputnik-ossetia.ru/20210623/Brak-v-brak-Institut-semi-umiraet-ili-evolyutsioniruet-vo-chto-to-novoe-12408588.html
кавказ
чечня
ингушетия
дагестан
россия
владикавказ
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Александра Цховребова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/727/48/7274849_552:0:2552:1999_100x100_80_0_0_af425313a93cc3d20fa50dae928b804a.jpg
Александра Цховребова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/727/48/7274849_552:0:2552:1999_100x100_80_0_0_af425313a93cc3d20fa50dae928b804a.jpg
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/934/51/9345185_240:0:1680:1080_1920x0_80_0_0_728e2f097a8f56156853ef158c6d8ab2.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Александра Цховребова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/727/48/7274849_552:0:2552:1999_100x100_80_0_0_af425313a93cc3d20fa50dae928b804a.jpg
развод, кавказ, свадьба, загс, семья
развод, кавказ, свадьба, загс, семья
Дела семейные на Кавказе всегда были одновременно глубоко личными и широко общественными: с одной стороны, в происходящее внутри семьи никто не вмешивается, с другой – само создание семьи, ее расширение и возможный распад или сохранение брака являются едва ли не общественными проектами. Особенно это касается более традиционных обществ восточной части Кавказа, в частности, Дагестана, Ингушетии и Чечни. Однако и в других республиках родственники и старейшины играют немалую роль в создании семейства: часто они знакомят молодых, подталкивают к свадьбе, договариваются с родными другой стороны и пытаются сохранить брак, не допуская развода.
Кроме того, вопросы семьи на Кавказе регулируют и религия, и традиции – законы шариата, адаты, осетинский æгъдау. Одним словом, брак – дело, во многих случаях не личное, и включает в себя гораздо больше народу, чем два главных персонажа этого действа.
В традиционном кавказском обществе создание семьи – не просто союз двух человек, но фактический переход девушки в семью мужа (в лучших, но более редких случаях – объединение двух семей). Поэтому развод исторически считался крайне неприятной и нежелательной процедурой. Со стороны мужа – потому что мог символизировать его несостоятельность как защитника семьи, а со стороны жены – представлял собой отказ от женщины как от неугодной, и потому был оскорбителен для нее и ее родственников.
Причем касается это как мусульманских республик Кавказа, так и Осетии. При этом, несмотря на реальные причины развода, виновной в нем всегда оказывалась женщина. Разведенной сложно бывало устроить свою жизнь в обществе, тем более выйти замуж повторно. Например, в Дигорском ущелье Северной Осетии сохранилась народная песня со строчками: "Зачем женатому на разведенной ходить на похороны, когда у него в доме каждый день траур".
И даже в относительно недавнем прошлом стремление сохранить семью считалось одной из задач общества, а развод приравнивался к позору. Например, в середине прошлого века в Осетии супруги, решившие развестись, обязаны были сообщить об этом всей области, дав сообщение в газету. Такое общественное давление и страх осуждения и позора должны были стать дополнительным стимулом остаться вместе.
Такие примеры, как и редкость развода в традиционном обществе в целом, говорят о стремлении сохранить семью любыми методами. Причем попытки добиться этого часто предпринимаются уже не самими супругами, а их окружением, старейшинами общества, родителями, родственниками. Этот подход к семейной жизни присутствует и в наши дни. При этом сама процедура развода, например, в мусульманских сообществах, была и остается предельно проста: мужу достаточно трижды при свидетелях сказать, что он разводится с женой (волшебная фраза звучит "талак") и муфтият "дает развод". Причины могут быть разные: если жена вызывает у супруга неприязнь или отвращение, или наоборот, муж неприятен супруге, если имеются или могут с большой вероятностью возникнуть серьезные разногласия или насилие... Кстати, женщина, вопреки ожиданиям, имеет полное право потребовать развода по целому ряду причин, и отказать ей официально никто не может.
Несмотря на кажущуюся простоту процедуры, на деле уже после первого "талака" часто подключаются муллы, родители и старейшины, стараясь сделать все, чтобы дело не дошло до полного расторжения брака. Даже в самой традиции такого развода заложена "страховка" – в течение трех месяцев после развода женщина может вернуться к мужу. Лишь по истечении этого срока, когда становится ясно, что семью не восстановить, а также, что женщина не беременна от бывшего супруга, развод считается окончательным, и женщина имеет право повторно выходить замуж.
Но тут есть нюанс – описанный выше развод, "талак", означает лишь, что расторгнут никях – мусульманский брак, заключенный по религиозным традициям. В мусульманских республиках Кавказа никях обязателен для начала семейной жизни, а вот штамп в паспорте ставят далеко не все. Некоторые откладывают процедуру официальной регистрации брака, а потом забывают о ней вовсе. Другие отправляются в ЗАГС лишь после рождения детей. В Осетии, как Северной, так и Южной, тоже чаще предпочитают сыграть традиционную свадьбу, а потом уже, если захочется, можно и официальным оформлением брака заняться.
Обратная ситуация тоже часто встречается – когда на бумаге брак бывает расторгнут, но супруги продолжают жить вместе. Такое часто делается для получения выплат или иных льгот и преференций от государства, и, конечно, искажает статистику. Поэтому при анализе ситуации следует учитывать наличие таких "номинальных" разводов. При этом, разумеется, нет возможности проверять, действительно ли супруги разошлись, что сильно усложняет понимание общей картины.
При всем вышесказанном растущая статистика разводов на Кавказе, особенно в Дагестане, Ингушетии и Чечне – традиционно более "религиозных" республиках – представляется удивительной. За последние годы количество официально зарегистрированных расторжений брака стабильно растет: например, согласно данным Росстата, коэффициент разводов в Дагестане вырос с 1,6 в 2020 году до 2,9 в 2021-м. В Ингушетии темпы роста количества разводов даже выше: 1,0 в 2020-м против 3,2 в 2021 году. Растут разводы и в других республиках Кавказа: 3,0 против 4,9 в Карачаево-Черкесской Республике, 2,6 против 3,5 в Кабардино-Балкарии... В Северной Осетии изменения примерно такие же: 2,5 в 2020 году и 4,1 в 2021-м.
При этом цифры за предыдущие годы не показывают таких изменений: с 2005-го по 2020 годы количество разводов на Кавказе оставалось практически неизменным. Такая же картина наблюдается и в Южной Осетии: с 2017-го по 2020 годы число разводов, как и число браков, составляло примерно одинаковую цифру: около полутора сотен браков против примерно 50-60 разводов в год. В 2021 году разводов стало вдвое больше (105) и еще 101 расторжение брака было зарегистрировано в 2022-м.
Причины такой динамики называются разные: не в последнюю очередь упоминается режим самоизоляции, "раскрутивший" существовавшие в семьях проблемы до степени, когда продолжать жить вместе становится невозможно. Однако часто говорят и об уровне жизни, безработице, пьянстве одного из супругов или просто несовместимости характеров. И, конечно, нельзя отрицать более простое отношение к разводам в обществе в целом: в отличие от наших далеких предков, современные пары не видят смысла сохранять семью любой ценой.
Но, несмотря на все представленные многочисленными органами цифры, следует учитывать приведенную выше оговорку: официальная статистика включает лишь данные по бракам, зарегистрированным в органах ЗАГС. Учитывая, что некоторые браки заключаются без участия государства в принципе, а некоторые сохраняются и после оформления развода, можно только догадываться о том, как на самом деле обстоит ситуация.