https://sputnik-ossetia.ru/20230410/osetinskiy-natsionalnyy-kostyum-22297637.html
Осетинский национальный костюм
Осетинский национальный костюм
Sputnik Южная Осетия
Одежда, казалось, всегда была и оставалась предметом сугубо утилитарным, если речь не идет о дизайнерских костюмах, сшитых в единичных экземплярах, или... 10.04.2023, Sputnik Южная Осетия
2023-04-10T21:00+0300
2023-04-10T21:00+0300
2023-11-30T16:33+0300
южная осетия
северная осетия
общество
осетинские традиции
осетинский костюм
национальный костюм
традиции
кавказ
новости
владикавказ
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e6/06/1e/17459254_192:209:1099:719_1920x0_80_0_0_02424df65643ece763be9b20de4aa2d3.jpg
Одежда, казалось, всегда была и оставалась предметом сугубо утилитарным, если речь не идет о дизайнерских костюмах, сшитых в единичных экземплярах, или парадных костюмах византийских императоров. Однако в действительности даже самый повседневный костюм несет на себе отпечаток времени и условий, в которых жили люди, носившие его, – своего рода культурный и исторический след. Поэтому национальный костюм – больше чем просто одежда, это скорее учебник истории, архивный документ, рассказывающий о прошлом народа, повседневной жизни и торжественных обрядах.Осетинский национальный костюм в истории и легендахКогда речь идет об осетинском национальном костюме, обычно подразумевается одежда, которую носили наши не столь давние предки, жившие полтора-два века назад – о ней известно больше всего, и именно ее рисует воображение, когда мы думаем о всадниках на горных тропах и юных девушках с кувшинами на берегах горных рек. Однако свои корни этот наиболее известный образ костюма берет в далеком прошлом: некоторые традиции и элементы его зародились десятки веков назад и, частично, пусть и порой в искаженном или непонятом виде, сохранились до наших дней.Древнейший из таких элементов – орнамент, традиционно наносимый на одежду, обувь и головные уборы. Методы нанесения разнятся – вышивка нитью, бисером, кожаные нашивки, даже отдельные металлические, серебряные или золотые предметы. Основой осетинского орнамента стал знаменитый звериный стиль скифов, а также растительные элементы и разнообразные солярные знаки. То есть орнамент, еще недавно вышивавшийся на костюмах наших пра-пра-прародителей, зародился тысячелетия назад и сохранился не только в памяти, но и в повседневной жизни народа, дойдя до нас сквозь века в виде вышивки на коже и ткани.В относительно недавнем прошлом орнамент оставался важной частью национального костюма, который традиционно шился из натуральных тканей исключительно женскими руками. В 18-м веке это было в основном домотканое сукно, которое высоко ценилось на всем Кавказе, а также хлопок и даже шелк, которые осетины покупали в Грузии и на Северном Кавказе. Кроме того, в Осетии были распространены и фабричные ткани, привозимые купцами из российских городов. Учитывая сложные условия жизни в те времена, не говоря уже о веках более ранних, невольно представляются ткани темных цветов, немарких. Однако исторические записи и Нартский эпос говорят об обратном.В эпосе вообще часто встречаются детали, касающиеся внешнего вида нартов: шелковые платки у девушек, сафьяновые сапоги у мужчин, войлочные шляпы, пояса из ткани и кожи. Нарты побогаче носили одежды светлых цветов – белые бурки, шапки из драгоценного меха, рубашки из светлой шерсти... В нарядах девушек присутствовало буйство красок: красный, пурпурный шелк, золотые и серебряные украшения, упоминаются даже бриллианты. Шелк, кстати, считался особенно "почетным", например, погребальная одежда нарта Сослана, погибшего в противостоянии с Колесом Балсага, была соткана из драгоценного шелка.Женский, мужской и детский осетинский национальный костюмВ традиционный осетинский женский костюм входило несколько элементов – рубашка, платье, кафтанчик, шаль и головной убор. У каждого из них свое предназначение. Например, кафтанчик, который шили из бархата, атласа или шелка, носился под распашным платьем и играл роль корсета. Пояс считался одним из самых важных частей костюма, по нему можно было примерно определить положение женщины в обществе, и довольно часто дорогие пояса, особенно серебряные, передавались по наследству по женской линии, из поколения в поколение.Наконец, вязаная крючком шаль была элементом скорее декоративным, но при этом молодым незамужним осетинкам полагалось покрывать ею голову при выходе из дома. Многочисленные источники утверждают, что сражающиеся друг с другом мужчины прекращали бой и, отступив, прикрывали глаза, если между ними на землю бросала свой платок девушка или, тем более, пожилая женщина. Этот обычай нашел отражение и в искусстве: так, на картине Вадима Каджаева "Воля предков" изображена девушка, сбросившая с головы платок между сражающимися мужчинами.Отдельно следует упомянуть свадебное платье, шившееся из дорогой ткани, богато украшенное орнаментом, вышивкой, декоративными серебряными и золотыми нагрудными элементами. Осетинское свадебное платье – одна из немногих частей национального костюма, которую можно часто встретить сегодня: многие невесты предпочитают его европейскому свадебному платью. Кроме того, многие современные осетинские дизайнеры в своих работах используют именно элементы свадебного наряда.В мужском костюме также несколько составляющих: рубашка-хæдон, со средневековых времен почти не изменившаяся, чаще всего с длинными вшивными рукавами и застежкой на груди, иногда – бешмет, а поверх него – шерстяная черкеска-цухъхъа с длинными рукавами и газырницами на груди. Газыри – это специальные деревянные трубочки с заготовленными зарядами и порциями пороха для заряда оружия. Они изначально носились в специальных сумках, однако постепенно стали вкладываться в специальные карманы на груди черкесок, обшитые кожей и часто украшенные серебром. Газырница и длинные рукава, восходящие к скифским временам, – два наиболее известных элемента осетинского мужского костюма.Верхней одеждой долгое время оставалась бурка – войлочный плащ без рукавов из овечьей шерсти, который согревал и защищал от ветра и дождя, а также мог служить одеялом холодной ночью. Правильно изготовленная бурка, опять же женскими руками, должна была быть достаточно жесткой, чтобы вертикально стоять на земле, не складываясь и не падая, однако при этом достаточно мягкой, чтобы в нее можно было завернуться, как в спальный мешок. Под ней легко было спрятать оружие, ее легко было сбросить с плеч, чтобы вступить в бой в любой момент.По сегодняшний день хорошая бурка считается очень почетным подарком. В середине прошлого века во время поездки на Кубу знаменитый поэт Расул Гамзатов подарил Фиделю Кастро именно бурку. По воспоминаниям очевидцев, на удивленный вопрос кубинского лидера, почему на ней нет пуговиц или замка, Гамзатов ответил: "Чтобы при встрече с врагом легко сдвинуть ее с плеч, а при встрече с любимой женщиной накинуть ей на плечи".Что касается детского осетинского костюма, то он отличается от взрослого лишь размером, в остальном составные части национального костюма как для мальчиков, так и для девочек остаются теми же, что и во "взрослой версии". Кроме того, для детских костюмов часто использовали ткани более ярких, не повседневных цветов.Осетинские национальные головные уборы и обувьВажной частью костюма, не только с практической, но и культурной и идеологической точки зрения, являлся головной убор. Его полагалось носить всем, как женщинам, так и мужчинам, и лишь в стенах собственного дома можно было оставаться с непокрытой головой.Женский головной убор менялся в зависимости от семейного статуса – легкая круглая шапочка и тонкая шаль у незамужних девушек, плотный головной убор, скрывавший волосы, у замужних женщин, и большой пуховый или вязаный платок-шаль, которым дополнительно покрывали голову. Важность традиционного головного убора в осетинском обществе была так высока, что до сих пор женщины старого поколения предпочитают выходить из дома с головой, покрытой хотя бы тонким платком (правда, чаще всего уже покупным, а не домотканным), или хотя бы иметь такой платок при себе.Мужским головным убором были холщовые, войлочные, меховые, реже шерстяные шапки, по форме либо круглые, либо в виде колпака, и войлочные шляпы – нымæт худ. Последние сохранились до наших дней, правда, чаще всего их надевают при выполнении сельскохозяйственных работ. Однако вплоть до середины прошлого века войлочные шляпы, особенно из белого козьего пуха, носили с повседневной одеждой. Например, известный осетинский писатель и ученый Нафи Джуссойты никогда не появлялся в обществе без нымæт худ на голове.Изготовление обуви также являлось женской задачей. Долгое время – вплоть до начала 20-го века – женская и мужская осетинская обувь практически не отличались, шилась из сыромятной кожи домашнего производства и была трех типов. Различалась она по типу подошвы (например, у æрчъитæ [чувяки] подошва была не цельная, а сплетена из ремней, что делало их особенно удобными для хождения по каменистым горным тропам), высоте и типу крепления (либо шов, либо тонкий ремешок, который продевался в ряд специальных отверстий и собирал чувяк у щиколотки). Кроме того, и мужчины, и женщины обычно носили обувь с высокими ноговицами до колен и игравшими роль утеплителей. Чаще всего ноговицы шились из домашнего сукна. Красивые кожаные ноговицы, которые сегодня можно видеть у танцоров национальных ансамблей, были дороги и не всем доступны. Они были красивы сами по себе, потому что плотно сидели на ноге, однако порой их дополнительно украшали тиснением по коже, а ремешки, которыми они скреплялись под коленом, – серебряными или золотыми украшениями.Современный осетинский национальный костюмВ настоящее время традиционный национальный осетинский костюм практически покинул повседневную жизнь и остался только в виде сценического костюма танцевальных ансамблей или в рамках особых случаев – на свадьбах, фестивалях или религиозных праздниках. Однако отдельные элементы национального костюма – нагрудники женских платьев, газырницы, пояса, орнамент – давно уже проникли в работы современных осетинских дизайнеров и, как оказалось, довольно популярны среди современных осетин.Особенно, как это ни удивительно, национальные элементы в одежде и аксессуарах популярны среди молодежи, чему нельзя не радоваться. Растет и интерес к национальному костюму как полноценному элементу национального самосознания. Появляются мастера, которые шьют платки и другие предметы одежды, причем в своей работе они основываются на максимально традиционном, чуть ли не научном подходе, и тщательно изучают историю национального костюма. Они проводят мастер-классы и делятся полученной информацией в социальных сетях, привлекая внимание к культуре национального костюма и внося свой вклад в его популяризацию.Однако таких заинтересованных сегодня все еще мало, хотя популярность, допустим, осетинского орнамента, заметно возросла за последние десятилетия. Но без понимания его элементов, знания смыслов, заложенных как в узоры, так и в отдельные предметы осетинского национального костюма, их использование остается бездумным. Для сохранения национального костюма где-то за пределами театральной сцены и музейных стендов необходимы серьезные меры не только по популяризации, но и по распространению знаний об этом важнейшем элементе национальной культуры. Может, бурка и неактуальна в современном городе, однако отдельные элементы одежды вполне возможно внедрить в повседневную жизнь.
кавказ
владикавказ
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Александра Цховребова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/727/48/7274849_552:0:2552:1999_100x100_80_0_0_af425313a93cc3d20fa50dae928b804a.jpg
Александра Цховребова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/727/48/7274849_552:0:2552:1999_100x100_80_0_0_af425313a93cc3d20fa50dae928b804a.jpg
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e6/06/1e/17459254_285:223:1001:760_1920x0_80_0_0_e34699610bcb43f77ec0a28ee8500257.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Александра Цховребова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/727/48/7274849_552:0:2552:1999_100x100_80_0_0_af425313a93cc3d20fa50dae928b804a.jpg
южная осетия, северная осетия, общество, осетинские традиции, осетинский костюм, национальный костюм, традиции, кавказ, новости, владикавказ, культура
южная осетия, северная осетия, общество, осетинские традиции, осетинский костюм, национальный костюм, традиции, кавказ, новости, владикавказ, культура
Одежда, казалось, всегда была и оставалась предметом сугубо утилитарным, если речь не идет о дизайнерских костюмах, сшитых в единичных экземплярах, или парадных костюмах византийских императоров. Однако в действительности даже самый повседневный костюм несет на себе отпечаток времени и условий, в которых жили люди, носившие его, – своего рода культурный и исторический след. Поэтому национальный костюм – больше чем просто одежда, это скорее учебник истории, архивный документ, рассказывающий о прошлом народа, повседневной жизни и торжественных обрядах.
Осетинский национальный костюм в истории и легендах
Когда речь идет об осетинском национальном костюме, обычно подразумевается одежда, которую носили наши не столь давние предки, жившие полтора-два века назад – о ней известно больше всего, и именно ее рисует воображение, когда мы думаем о всадниках на горных тропах и юных девушках с кувшинами на берегах горных рек. Однако свои корни этот наиболее известный образ костюма берет в далеком прошлом: некоторые традиции и элементы его зародились десятки веков назад и, частично, пусть и порой в искаженном или непонятом виде, сохранились до наших дней.
Древнейший из таких элементов – орнамент, традиционно наносимый на одежду, обувь и головные уборы. Методы нанесения разнятся – вышивка нитью, бисером, кожаные нашивки, даже отдельные металлические, серебряные или золотые предметы. Основой осетинского орнамента стал знаменитый звериный стиль скифов, а также растительные элементы и разнообразные солярные знаки. То есть орнамент, еще недавно вышивавшийся на костюмах наших пра-пра-прародителей, зародился тысячелетия назад и сохранился не только в памяти, но и в повседневной жизни народа, дойдя до нас сквозь века в виде вышивки на коже и ткани.
В относительно недавнем прошлом орнамент оставался важной частью национального костюма, который традиционно шился из натуральных тканей исключительно женскими руками. В 18-м веке это было в основном домотканое сукно, которое высоко ценилось на всем Кавказе, а также хлопок и даже шелк, которые осетины покупали в Грузии и на Северном Кавказе. Кроме того, в Осетии были распространены и фабричные ткани, привозимые купцами из российских городов. Учитывая сложные условия жизни в те времена, не говоря уже о веках более ранних, невольно представляются ткани темных цветов, немарких. Однако исторические записи и Нартский эпос говорят об обратном.
В эпосе вообще часто встречаются детали, касающиеся внешнего вида нартов: шелковые платки у девушек, сафьяновые сапоги у мужчин, войлочные шляпы, пояса из ткани и кожи. Нарты побогаче носили одежды светлых цветов – белые бурки, шапки из драгоценного меха, рубашки из светлой шерсти... В нарядах девушек присутствовало буйство красок: красный, пурпурный шелк, золотые и серебряные украшения, упоминаются даже бриллианты. Шелк, кстати, считался особенно "почетным", например, погребальная одежда нарта Сослана, погибшего в противостоянии с Колесом Балсага, была соткана из драгоценного шелка.
Женский, мужской и детский осетинский национальный костюм
В традиционный осетинский женский костюм входило несколько элементов – рубашка, платье, кафтанчик, шаль и головной убор. У каждого из них свое предназначение. Например, кафтанчик, который шили из бархата, атласа или шелка, носился под распашным платьем и играл роль корсета. Пояс считался одним из самых важных частей костюма, по нему можно было примерно определить положение женщины в обществе, и довольно часто дорогие пояса, особенно серебряные, передавались по наследству по женской линии, из поколения в поколение.
Наконец, вязаная крючком шаль была элементом скорее декоративным, но при этом молодым незамужним осетинкам полагалось покрывать ею голову при выходе из дома. Многочисленные источники утверждают, что сражающиеся друг с другом мужчины прекращали бой и, отступив, прикрывали глаза, если между ними на землю бросала свой платок девушка или, тем более, пожилая женщина. Этот обычай нашел отражение и в искусстве: так, на картине Вадима Каджаева "Воля предков" изображена девушка, сбросившая с головы платок между сражающимися мужчинами.
Отдельно следует упомянуть свадебное платье, шившееся из дорогой ткани, богато украшенное орнаментом, вышивкой, декоративными серебряными и золотыми нагрудными элементами. Осетинское свадебное платье – одна из немногих частей национального костюма, которую можно часто встретить сегодня: многие невесты предпочитают его европейскому свадебному платью. Кроме того, многие современные осетинские дизайнеры в своих работах используют именно элементы свадебного наряда.
В мужском костюме также несколько составляющих: рубашка-хæдон, со средневековых времен почти не изменившаяся, чаще всего с длинными вшивными рукавами и застежкой на груди, иногда – бешмет, а поверх него – шерстяная черкеска-цухъхъа с длинными рукавами и газырницами на груди. Газыри – это специальные деревянные трубочки с заготовленными зарядами и порциями пороха для заряда оружия. Они изначально носились в специальных сумках, однако постепенно стали вкладываться в специальные карманы на груди черкесок, обшитые кожей и часто украшенные серебром. Газырница и длинные рукава, восходящие к скифским временам, – два наиболее известных элемента осетинского мужского костюма.
Верхней одеждой долгое время оставалась бурка – войлочный плащ без рукавов из овечьей шерсти, который согревал и защищал от ветра и дождя, а также мог служить одеялом холодной ночью. Правильно изготовленная бурка, опять же женскими руками, должна была быть достаточно жесткой, чтобы вертикально стоять на земле, не складываясь и не падая, однако при этом достаточно мягкой, чтобы в нее можно было завернуться, как в спальный мешок. Под ней легко было спрятать оружие, ее легко было сбросить с плеч, чтобы вступить в бой в любой момент.
По сегодняшний день хорошая бурка считается очень почетным подарком. В середине прошлого века во время поездки на Кубу знаменитый поэт Расул Гамзатов подарил Фиделю Кастро именно бурку. По воспоминаниям очевидцев, на удивленный вопрос кубинского лидера, почему на ней нет пуговиц или замка, Гамзатов ответил: "Чтобы при встрече с врагом легко сдвинуть ее с плеч, а при встрече с любимой женщиной накинуть ей на плечи".
Что касается детского осетинского костюма, то он отличается от взрослого лишь размером, в остальном составные части национального костюма как для мальчиков, так и для девочек остаются теми же, что и во "взрослой версии". Кроме того, для детских костюмов часто использовали ткани более ярких, не повседневных цветов.
Осетинские национальные головные уборы и обувь
Важной частью костюма, не только с практической, но и культурной и идеологической точки зрения, являлся головной убор. Его полагалось носить всем, как женщинам, так и мужчинам, и лишь в стенах собственного дома можно было оставаться с непокрытой головой.
Женский головной убор менялся в зависимости от семейного статуса – легкая круглая шапочка и тонкая шаль у незамужних девушек, плотный головной убор, скрывавший волосы, у замужних женщин, и большой пуховый или вязаный платок-шаль, которым дополнительно покрывали голову. Важность традиционного головного убора в осетинском обществе была так высока, что до сих пор женщины старого поколения предпочитают выходить из дома с головой, покрытой хотя бы тонким платком (правда, чаще всего уже покупным, а не домотканным), или хотя бы иметь такой платок при себе.
Мужским головным убором были холщовые, войлочные, меховые, реже шерстяные шапки, по форме либо круглые, либо в виде колпака, и войлочные шляпы – нымæт худ. Последние сохранились до наших дней, правда, чаще всего их надевают при выполнении сельскохозяйственных работ. Однако вплоть до середины прошлого века войлочные шляпы, особенно из белого козьего пуха, носили с повседневной одеждой. Например, известный осетинский писатель и ученый Нафи Джуссойты никогда не появлялся в обществе без нымæт худ на голове.
Изготовление обуви также являлось женской задачей. Долгое время – вплоть до начала 20-го века – женская и мужская осетинская обувь практически не отличались, шилась из сыромятной кожи домашнего производства и была трех типов. Различалась она по типу подошвы (например, у æрчъитæ [чувяки] подошва была не цельная, а сплетена из ремней, что делало их особенно удобными для хождения по каменистым горным тропам), высоте и типу крепления (либо шов, либо тонкий ремешок, который продевался в ряд специальных отверстий и собирал чувяк у щиколотки). Кроме того, и мужчины, и женщины обычно носили обувь с высокими ноговицами до колен и игравшими роль утеплителей. Чаще всего ноговицы шились из домашнего сукна. Красивые кожаные ноговицы, которые сегодня можно видеть у танцоров национальных ансамблей, были дороги и не всем доступны. Они были красивы сами по себе, потому что плотно сидели на ноге, однако порой их дополнительно украшали тиснением по коже, а ремешки, которыми они скреплялись под коленом, – серебряными или золотыми украшениями.
Современный осетинский национальный костюм
В настоящее время традиционный национальный осетинский костюм практически покинул повседневную жизнь и остался только в виде сценического костюма танцевальных ансамблей или в рамках особых случаев – на свадьбах, фестивалях или религиозных праздниках. Однако отдельные элементы национального костюма – нагрудники женских платьев, газырницы, пояса, орнамент – давно уже проникли в работы современных осетинских дизайнеров и, как оказалось, довольно популярны среди современных осетин.
Особенно, как это ни удивительно, национальные элементы в одежде и аксессуарах популярны среди молодежи, чему нельзя не радоваться. Растет и интерес к национальному костюму как полноценному элементу национального самосознания. Появляются мастера, которые шьют платки и другие предметы одежды, причем в своей работе они основываются на максимально традиционном, чуть ли не научном подходе, и тщательно изучают историю национального костюма. Они проводят мастер-классы и делятся полученной информацией в социальных сетях, привлекая внимание к культуре национального костюма и внося свой вклад в его популяризацию.
Однако таких заинтересованных сегодня все еще мало, хотя популярность, допустим, осетинского орнамента, заметно возросла за последние десятилетия. Но без понимания его элементов, знания смыслов, заложенных как в узоры, так и в отдельные предметы осетинского национального костюма, их использование остается бездумным. Для сохранения национального костюма где-то за пределами театральной сцены и музейных стендов необходимы серьезные меры не только по популяризации, но и по распространению знаний об этом важнейшем элементе национальной культуры. Может, бурка и неактуальна в современном городе, однако отдельные элементы одежды вполне возможно внедрить в повседневную жизнь.