Как работает система лекарственного обеспечения в Южной Осетии

© Sputnik / Константин Чалабов / Перейти в фотобанкПродажа лекарств в аптеке
Продажа лекарств в аптеке  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 29.03.2023
Подписаться
ЦХИНВАЛ, 29 мар – Sputnik, Диана Козаева. Льготная категория пациентов, которые нуждаются в жизненно необходимых медикаментах, – это приоритет в системе лекарственного обеспечения Южной Осетии, заявила замминистра здравоохранения Алла Чочиева.
Система лекарственного обеспечения не раз становилась предметом критики со стороны югоосетинского общества: пациенты жаловались на дефицит отдельных препаратов, на то, что часто им самим приходится приобретать какие-то лекарства.
Чочиева признала, что это многоаспектная проблема, и простых рецептов для ее решения нет. Замминистра подробно рассказала, как в республике работает эта схема и какие направления все еще не отлажены.
"Она состоит из двух частей: формирование заявки на препараты и закупочная деятельность. Несмотря на имеющиеся проблемы в этой системе, часть из них все же решена, в частности, вопросы, которые касаются формирования заявок на лекарственные препараты. Хочу заметить, что ни закупки, ни работа с поставщиками до сегодняшнего дня не входили в круг моих обязанностей", – сказала Чочиева журналистам.
© Sputnik / Natalia AiriyanАлла Чочиева
Алла Чочиева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 29.03.2023
Алла Чочиева
Она рассказала, что несколько лет назад Минздрав внедрил так называемую формулярную систему, то есть ограничительный список жизненно важных лекарств, приоритетных препаратов для лечения заболеваний. При этом все лекарственные препараты, которыми пользуются в лечебных учреждениях, Чочиева разделила на три группы: жизненно необходимые, необходимые и второстепенной важности.
Она заявила, что первая группа препаратов в полном объеме поставляется в лечебные учреждения, за исключением тех случаев, когда они находятся в дефектуре, то есть не предлагаются поставщиками или же отсутствуют на фармрынке. В основном, это препараты импортного происхождения либо дорогостоящие, которыми Минздрав не может обеспечить определенные категории льготных пациентов.

"Наша главная задача – обеспечить пациентов теми препаратами, без которых они не выживут. Что касается второй группы, – они необходимы, но не в тех объемах. Качество здоровья будет страдать, но угрозы жизни нет. Их объемы мы стараемся сократить в тех случаях, когда не укладываемся в рамки выделяемых финансовых средств. Третья группа препаратов закупается в том случае, если у нас достаточное финансирование", – пояснила Чочиева.

РММЦ - Sputnik Южная Осетия, 1920, 28.03.2023
Руководители Минздрава Южной Осетии о стоимости первичного ремонта оборудования ведомства
Замминистра еще раз заметила, что в приоритете при закупках лекарственных препаратов на первое место выходят льготные категории граждан. Объемы закупок Минздрава зависят именно от тех размеров, которые затрачиваются на льготные категории граждан. При этом самая ресурсоемкая категория – это больные онкологией и сахарным диабетом.
Она признала, что очень часто встает вопрос, почему при постоянном увеличении финансирования на лекарственное обеспечение каких-то позиций их как не было, так и нет, все время ощущается дефицит препаратов, в том числе для льготников.
Чочиева пояснила, что это связано с тем, что из года в год растет количество льготных больных, повышаются цены на лекарства, а на фармрынке появляются новые дорогостоящие препараты.
"Если для примера взять диабетиков, то в 2017 году их было полторы тысячи, на сегодняшний день их 2003 человека. Параллельно с увеличением финансирования растет и количество больных, появляются инновационные, дорогостоящие препараты импортного производства, цены на них тоже постоянно растут. Это все надо учитывать. Поэтому с полной ответственностью можно сказать, что у нас происходит недофинансирование этой сферы", – отметила она.
Кроме того, Чочиева обратила внимание, что в республике отсутствуют высокотехнологические немедикаментозные виды оказания помощи, поэтому акцент делается на медикаментозное лечение. Также она указала, что в отличие от той же России, где действует система обязательного медицинского страхования, в республике только один источник финансирования – государственный бюджет.

"Если бы у нас были разные источники финансирования, делать закупки препаратов стало бы легче. Но источник у нас один – бюджет. Если бы стационарное звено имело конкретное количество финансовых средств, определять потребности по объемам было бы легче. Потому что из года в год число пациентов не увеличивается, и количество нозологических единиц тоже в среднем колеблется в пределах одних и тех же цифр. Но, повторюсь, у нас в приоритете льготная категория пациентов, и мы закупаем на стационарное звено в зависимости от того, сколько на них остается денег. Постоянно урезаем что-то для стационара, максимально обеспечивая льготные категории граждан", – подчеркнула Чочиева.

Центр телемедицины в Москве. Архивное фото  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 28.03.2023
Телеконсультации и фармобеспечение: Минздрав Южной Осетии ждет рабочую группу из России
Еще одной загвоздкой в этой сфере она назвала проблемы с поиском поставщиков, поскольку наиболее крупные или даже поставщики "среднего звена" не всегда берутся за те объемы закупок, которые нужны Южной Осетии.

"Случается, что льготный пациент получил свои препараты в один месяц и недополучил в последующие. В таких случаях, видимо, страдает уже система закупок, когда недобросовестные поставщики не выполняют условия контракта. Бывает так, что препараты, заказанные в начале квартала, приходят к концу. Происходит наслоение препаратов, и при формировании объемов уже бывает непонятно, какие объемы заявлять в ожидании очередных заявок. Система закупок, на мой взгляд, не сформирована, она абсолютно не гибкая. У нас не происходит своевременное перераспределение препаратов при изменении схем лечения, и в конечном итоге, конечно, страдает пациент", – сказала Чочиева.

При этом, по ее словам, пока никаких серьезных санкций к поставщикам не применялось.
"Впервые на моей памяти Минздрав отказал одному из поставщиков, причем довольно серьезному, который уже пять лет на нашем рынке, но постоянно бывают какие-то нарушения. Минздрав в таких случаях остается в вынужденном ущемленном положении, потому что другой поставщик – это другие цены, более высокие, а это вызовет вопросы к нам", – сказала она.
Министр здравоохранения Агунда Плиева подтвердила, что Минздраву сложно найти поставщика, поскольку объемы, которые заказывает Южная Осетия, для крупного дистрибьютора, или даже для поставщика "среднего звена", просто не интересны. Поэтому ведомство вынуждено работать с мелкими поставщиками.
"Но мы будем искать возможности и привлекать руководство, чтобы его вмешательство нас вывело на более крупных поставщиков, нежели те, с кем мы вынуждены сотрудничать", – сказала она.
Агунда Плиева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 28.03.2023
Плиева о том, на какие нарушения указала Минздраву проверка из России, и о принятых мерах
Плиева также отметила, что, действительно, Минздрав впервые жестко поставил вопрос взаимодействия с одним из поставщиков, периодически нарушавшего условия договора.
"Он, в принципе, даже выручал нас по каким-то позициям. Но системные ошибки, которые наблюдаются с их стороны, приводят к негодованию населения. Если сопроводительные документы не имеют той информации, которая обязательно нужна, чтобы препарат от Минздрава через ГУП "Югосмедпрепараты" попал к пациенту, эта дорога занимает довольно длительное время. К примеру, поставка была 9 марта, но из-за того, что сопроводительные документы были неполными, произошла задержка в десять дней. Это время, которое наши льготники не могли получить противодиабетические препараты. Из-за таких ошибок мы были вынуждены прервать наши взаимоотношения", – пояснила глава Минздрава.
Она добавила, что, возможно, крупные поставщики заинтересовались бы, если Минздрав производил закупки на целый год, но они разбиты по месяцам и кварталам. В то же время годовые закупки обнаружили бы еще одну проблему – отсутствие соответствующих складских помещений для хранения препаратов.
Лента новостей
0